Три кита мироздания педагога-новатора

ЗЕМЛЯ ВЛАДИМИРСКАЯ: МЕЛЕНКОВСКИЙ РАЙОН Школьный директор - руководитель, призванный одновременно заниматься мало связанными друг с другом педагогической и хозяйственной деятельностью

Школьный директор – руководитель, призванный одновременно заниматься мало связанными друг с другом педагогической и хозяйственной деятельностью. Директор Бутылицкой средней школы Галина Владимировна Асташкина сумела не просто соединить эти два направления своей трудовой деятельности, но и привлечь к их выполнению собственных учеников. C немалой для них пользой. За что и была в 2004 году на областном конкурсе, а год спустя – и на VIII Всероссийском конкурсе – признана "Женщиной-директором года".

Новое – хорошо забытое старое. И Галина Асташкина, которая в 2006 году стала заслуженным учителем РФ, использовала в своей работе заветы великих российских педагогов, творчески развив и адаптировав их для нашего нелегкого для воспитательной работы времени.
Благодаря этому, оказалась впереди многих коллег. Ее педагогическое кредо, словно мир в представлении наших далеких предков, держится на "трех китах": трудовое воспитание, школьное самоуправление и уважение к родной истории.
А опирается на них "маленькая страна" – именно так назвала Бутылицкую школу местная газета, по законам которой живут ее ученики и педагоги. Законы эти, кстати, наверняка знают все наши читатели – вряд ли кто-то из них не читал "Флаги на башнях" Макаренко или "Республику ШкиД" Белых.
"Ромашка" – империя крестьянского труда
Трудовым воспитанием детей сегодня занимаются все школы страны. Но в Бутылицкой учителя рассматривают труд как основу формирования личности, ориентируются на потребности и интересы детей, стараются их формировать, создают для каждого школьника особое поле для самореализации и утверждения как личности.
Девочки здесь учатся домоводству и на равных с педагогами участвуют в хозяйственной деятельности. Еще в 1986 году при школе было создано фермерское хозяйство "Ромашка", в котором под руководством учителей работают ученики 7-11 классов.
Они выращивают урожай на 5 га земли, для обработки которой имеется даже собственный трактор, ухаживают за коровами и телятами, поросятами и овцами.
Ребята сами решают, в какой бригаде – растениеводческой или животноводческой – им работать. Интересно, что мальчишки с энтузиазмом занимаются животноводством и овладевают навыками профессии фермера.
Трудятся сельские школьники не ради отметок – они приобретают навыки нелегкого крестьянского труда, знакомятся с основами животноводства и растениеводства, с прогрессивными формами хозяйствования и обеспечивают школьную столовую продуктами. Во многом благодаря собственным стараниям ребята получают не только горячий завтрак, но и полный обед, стоимость которых по нынешним временам иначе как символическими, не назовешь – 3 и 8 рублей. А это особенно важно для Бутылицкой школы, в которой учится немало детей из неполных и малообеспеченных семей.
Работа подсобного хозяйства строится на основе самоуправления. На школьных советах и общих собраниях ребята обсуждают устав хозяйства, график работы, оценивают результаты своей деятельности.
Еще одним направлением детского труда, который поощряется педагогическим коллективов, стало изготовление детских поделок, которые можно увидеть на регулярно проводящихся в школе выставках-ярмарках.
В дело идет и полученная в "Ромашке" овечья шерсть – ребята превращают их в симпатичные шерстяные изделия. Часть школьной продукции продается населению, и школа получает возможность приобретать для занятий видео- и оргтехнику, наглядные пособия, музыкальные инструменты, ремонтировать классы и кабинеты.
Есть у ребят еще одна возможность заработать и внести свою лепту в пополнение семейного бюджета. Школа заключила договор с Меленковским лесхозом о создании школьного лесничества, в котором ученики занимаются рубками ухода, подкормкой животных, изготовлением скворечников и лесовосстановлением.

Республика ШкиД
Самоуправление положено не только в основу трудовой деятельности школьников, но и всей школьной жизни. Высший орган ученического самоуправления – ученический совет. В структуре правления школы, в которую входят старостат клубов по интересам, совет школьного музея, правление фермерского хозяйства, совет командиров детского объединения "Родник", штаб лагеря "Уголок России", совет командиров, редколлегия пресс-центра "Переменка", совет школьного лесничества, задействовано большинство учащихся.
То, что ребята могут участвовать и влиять на решение проблем всей школьной жизни, создает прекрасные возможности для их развития и реализации способностей, формирования из них социально активных личностей.
Той же цели подчинена работа 19 кружков и спортивных секций, которые работают в школе.
– У нас истинная демократия, – говорят педагоги и школьники, – плюрализм мнений и свобода слова. Флаги на башнях.
Той же цели – формировать полноценную, свободно мыслящую личность – подчинено и стремление педагогов воспитать у ребят интерес, уважение и любовь к истории школы и родного края.
Экспонатами зала Славы, в создании и оформлении которого в 2005 году участвовала вся школа, стали стенды с фотографиями и письмами военных лет, наградами тех, кто прославил Бутылицы в годы Великой Отечественной и афганской войн, в ходе вооруженного конфликта на Северном Кавказе.
Детское многоплановое объединение "Родник" (в него принимают всех, кроме первоклассников), целью которого стало воспитание школьников как социально-активных личностей на основе идей добра, справедливости и уважения к каждому человеку, было награждено дипломом за реализацию проекта зала Славы в рамках областного конкурса проектов молодежных и детских общественных объединений, получивших государственную поддержку.
Еще раньше, в 1998 году, усилиями учителей, учеников и местных жителей в школе был создан краеведческий музей. В нем можно увидеть русскую избу, действующий ткацкий станок (еще один установлен в кабинете домоводства), предметы быта и различные документы, рассказывающие об истории села Бутылицы. Здесь ребята получают уроки патриотизма, любви и уважения к родным местам.
Совсем недавно в стенах этого учебного заведения появился еще один музей – "Наша школьная страна" – рассказывающий об истории Бутылицкой школы, имеющей собственный герб и гимн (его, как и Оду Бутылицкой школе написала учитель русского языка и литературы Елена Евгеньевна Овчинникова), судьбах ее учителей и выпускников.
Краеведы-школьники в 2002 году участвовали в проведении областной краеведческой конференции и были награждены ее дипломом, годом позже – грамотой областной исторической школы. Их работа в 2003 и 2004 годах была отмечена дипломами областной краеведческой конференции школьников "Отечество". Лучшие по итогам учебного года классы Бутылицкой школу получают свою награду – премируются поездками в древние города Владимирской области Владимир, Суздаль, Муром – и получают возможность учить историю не только по учебникам.
Победа Бутылицкой школы в областном конкурсе по эколого-природоохранной деятельности стала лишним подтверждением того, что для ее педагогов патриотическое воспитание учащихся – не пустые слова.
В школе активно внедряются инновационные образовательные программы. Учителя работают творчески, делятся своим опытом и знаниями различных технологий обучения. Для этого они используют, в том числе, и свой сайт в Интернете – butilici.ru
О том, что здесь достойно продолжают дело знаменитых российских педагогов говорит то, что в 2004 году школа заняла 3 место на II региональном фестивале воспитательных систем образовательных учреждений в номинации "Сельская школа" и стала лауреатом II Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений. В 2005 году за успешное воспитание детей в труде она награждена Почетной грамотой Макаренко и стала лауреатом III Международного конкурса образовательных учреждений.

Сергей ВИКТОРОВ
Фото Маргариты ЛЯБАШКИНОЙ.

Из досье "Призыва"
В 2005 году ученики Бутылицкой средней школы вырастили 350 кг капусты, более 6640 кг картофеля, 100 кг свеклы, более 250 кг моркови, 10 кг лука и 5 кг укропа. Они надоили 4159 литров молока, получили 365 кг свинины, 21 кг баранины, 85 кг говядины, накосили 5 тонн сена.

Сказано
Галина Владимировна Асташкина:
– Чем богаче и разнообразней виды школьной деятельности, тем благоприятнее среда развития для каждого ребенка, не похожего на других. Учение – лишь одна из форм детской и подростковой деятельности и развивает преимущественно одну сферу человека – интеллектуальную. А в развитии нуждаются все сферы личности – физическая, волевая, эмоциональная, потребностно-мотивиционная и т.д. Поэтому недопустимо и преступно во имя хороших оценок калечить ребят, культивируя в них ущербность и неполноценность.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике