"Только то прекрасно, что серьезно", – эта чеховская мысль, высказанная устами врача Дорна в "Чайке", является своего рода критерием работы всякого художника. Именно эта мысль пришла мне в голову, когда я посмотрел спектакль "Великолепный мужчина" на сцене зала им.Танеева, а потом и побеседовал с Александром Феклистовым. Стало ясно: то, что делает в искусстве Александр Феклистов, – это серьезно.

В начале беседы я попросил артиста самому обозначить основные "вехи" его творческой судьбы. "Вех" оказалось достаточно:
– Театральные и кукольные кружки в школе. Театр-студия на Красной Пресне под руководством В.Спесивцева. "Подвальная студия В.Мирзоева. Потом Школа-студия МХАТа, курс О.Ефремова. Шесть лет в Художественном театре. Самостоятельная работа – "Эмигранты" С.Мрожека. Работа в театре-студии "Человек". Создание Пятой студии МХАТа. Закрытие ее по экономическим причинам. Переход в Театр им.Станиславского на момент "правления" там Р.Козака. И вот уже больше десяти лет – одиночное плавание. Это работа в антрепризных спектаклях у разных режиссеров и с разными коллегами по цеху.
– И все-таки, Александр, уход с насиженных "хлебных мест" многие комментируют по-разному: кто-то как героический поступок, кто-то как элементарную глупость.
– Ну, во-первых, в наших театрах давно уже нет никаких "хлебных мест". А что касается героических поступков, то это тоже громкие слова. Ответ только один, и он довольно банален: просто хочется играть те роли, что сам выберешь.
– Неужели и во МХАТе для вас никаких перспектив не было?
– Они, может, и были, но не всегда связывались с моими собственными потребностями. Мне хотелось играть, например, Беккета, а тогда во МХАТе это было невозможно. Мечтал о "Маскараде", но кто бы его для меня поставил? В общем, захотелось самостоятельности.
– То есть вы считаете, что подобный путь для актера единственно верный.
– Несомненно. Я в этом уверен. Обязательно надо пробовать чего-то добиться самому. Мы же и будучи во МХАТе, играли в подвале. И тех же "Эмигрантов", например, сделали за три копейки, все с помойки взяв. Это потом уже пришло время, когда нас заметила пресса, стали приглашать за границу. А самое важное в таком методе работы – это психологическая ситуация в момент рождения спектакля. Выбор пьесы на добровольных началах соединившимися людьми. Это гораздо эффективнее, чем работать со служащими, вынужденными играть определенные роли.
– Мы с вами говорим, как я понимаю, об определенной театральной реформе.
– Можно сказать и так. Ведь сегодня организация театральной системы – это проблема номер один, потому что от этого зависит качество нашей работы. Нельзя актеру ходить в театр, как на службу, не отдаваясь этому делу полностью. Понимаете, жизнь сегодня как бы затеряла первоначальное желание быть артистом, художником. Его-то и надо расчистить.
– Как вы думаете, вам нужно признание и понимание зрителей, или вы сам себе судья?
– Мне хочется делиться с людьми, общаться с ними по-настоящему. А я умею это делать только со сцены.
Признание?.. Это такое уже избитое слово, оно здесь, наверное, не годится. А понимание, соучастие – конечно, нужны.
– Вы часто ощущаете его со сцены?
– Наверное, да. Вот и в сегодняшнем спектакле я это хорошо почувствовал. Я уже не первый раз в вашем городе и заметил: владимирский зритель – чуткий и понимающий.
– Спасибо. Теперь мне хотелось бы поговорить с вами о работе в кино. Вы много снимались. Скажите, а стоит ли так часто сниматься?
– Вы правы. Был период, когда кино для меня было на первом плане. Да и вообще в кино я работаю с большим удовольствием. Почему? Потому что оно ближе природной органике. В театре надо что-то с собою творить, совершенно заново, от нуля. В театре я поневоле (и по воле, конечно!) должен отвечать за все, за весь спектакль. Многие спектакли и роли в театре просто того не стоят, а сил забирают много. В кино же с самого начала съемок я отвечаю только за себя и свою роль. Я не вижу зачастую, что делают мои партнеры.
– Актеру порой приходится заниматься не своим делом – ходить по кабинетам, клянчить деньги. Нужно ли это ему?
– Ну если не нужно, то сиди тихонечко и жди у моря погоды. Дело в том, что еще не сложился институт театральных продюсеров. А потому и приходится как-то вывертываться, решать материальные проблемы. Кто тебе даст деньги просто так? Нужно сначала что-то доказать творчески. Это же естественный путь, нормальный.
– Александр, как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в театре?
– Я очень рад, что в России люди сегодня возвращаются в театр. Все-таки это место теплое. Сняв пальто, мы становимся не массой, а какой-то единой компанией, общиной, приходом, если хотите. И вот это здорово!
И полный зал вашего уютного зала – тому свидетельство. Хочется, чтобы так было везде и всегда!

Михаил КОСТАКОВ,
заслуженный работник культуры России.
Фото автора.

Фильмография

Звезда эпохи (2005), сериал
Полный вперед! (2004), сериал
Только ты… (2004), сериал
Каменская-3 (2003), сериал
Пятый угол (2001), сериал
День рождения Буржуя-2 (2001), сериал
Развязка петербургских тайн (2001), сериал
Любовь до гроба (2000)
В августе 44-го (2000)
Подозрение (2000), сериал
День рождения Буржуя (1999), сериал
Досье детектива Дубровского (1999), сериал
Подмосковные вечера (1994)
Вишневый сад (1993)
Русский регтайм (1993)
Луна-парк (1992)
Любовь с привилегиями (1989)
Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным (1989)
Сад желаний (1987)
Шура и Просвирняк (1987)
Плюмбум, или Опасная игра (1986)
Батальоны просят огня (1985)
Cтранная история доктора Джекила и мистера Хайда (1985)
Отряд (1984).

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике