интересное кино

"Царство небесное" – историческая правда или массовый экшн?

"Царство небесное" – последняя американская эпопея? Режиссер Ридли Скотт – живой классик коммерческого кинематографа в лучшем понимании этого слова. Он впервые пошел на столь откровенный тематический самоповтор.

Ридли Скотт не был бы самим собой, если бы при этом необходимый баланс качественной, в рамках жанра, коммерческой работы (должная доля пейзажей, обязательная квота битв, возвышенный, но не слишком умозрительный и отвлеченный героизм) не сочетал с любезными самому автору постановочными изысками.

Двумя-тремя сочными мазками режиссер видоизменяет классическую канву исторической драмы, уводя ее в сторону от костюмированных дефиле и мужественных, но вполне романтических историй посреди поля битвы в сторону кино в чем-то очень камерного, актерского. В отличие от "Гладиатора", где играли не лицом, а могучей харизмой, новый эпик, не будучи формально лишен ни заговорщицкой детективности, ни противостояний на мечах лицом к лицу, ни "разговоров с массами", настраивает зрителя на восприятие совсем другого уровня действа. Тут мы видим действительно много актерской игры самого высокого уровня.

Каждый из персонажей первого ряда совершает массу неординарных поступков, на каждом из них подолгу застывает камера, позволяя зрителю во всех деталях рассмотреть то, что хотел тут и там сказать режиссер. Притчи те не слишком заумны, но красивы именно той красотой, которую сейчас готов воспринять в первую очередь американский, как самый кассово ценный, зритель.

В этом смысле очень нетипичен Орландо Блум в роли Балиана. Эта роль уже не формально главная, когда красивый вьюнош на фоне эпических безобразий творит нечто, мало похожее на осмысленные действия. Ценители небесного облика нашего неутомимого эльфа будут огорчены – весь фильм он будет хмур, небрит, часто чумаз, вымазан в кровище, но эта мрачная и, как покажут нам в финале, в общем-то лишенная классического геройского флера личина позволяет Орландо Блуму играть с почти драматической силой.

"Царство небесное" как военно-полевой роман вышло обладателем всех недостатков "Трои", не обретя ни узкофанатской художественной ценности и утонченности "Александра", ни благородной шизы "Гладиатора", ни отточенной средневековости "Жанны".

Кино получилось не "Гладиатором-2", как того опасались. В нем огромное количество замечательно сыгранных диалогов и воистину шекспировских сцен. С точки зрения "этого самого реализьма" желания придираться фильм не вызывает. Но – не доведенная до ума канва сюжета, слишком много случайных совпадений, так и не найденное свежее батальное решение. В общем и целом мастер показал класс и планку удержал, другое дело, что, сделав разумный шаг в сторону, новую высоту взять, на мой взгляд, не сумел.

У пеплума как у жанра – большие проблемы. Денег тратят много, имена привлекают громкие, а приличных статусу прибылей приносить не хотят. Это является, помимо прочего, причиной столь пристального внимания ценителей к творению Ридли Скотта. Соберет фильм кассу – по большому счету, все будут счастливы. С треском провалится – тему эпиков можно будет закрыть лет эдак на пять, как минимум.

Роман КОРНЕЕВ, "КиноКадр.ру"

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике