"Турецкий гамбит" – плохой фильм?

Мнения о фильме разошлись от самых восторженных до самых ругательных

Детективный жанр чрезвычайно просится на экран (то, что при этом его невероятно сложно экранизовывать, никого не смущает).

Разглашаю страшно секретный рецепт. Берём у литературного первоисточника все динамичные сцены, урезаем диалоги, заменяем монологи визуальными эффектами.Находим режиссера из клипмейкеров, к нему подцепляем первоклассного оператора (картинка – всему голова). Главный герой – непременно "официально согласовывается с автором", но с условием – это должно быть лицо "востребованное текущим моментом". Под это всё подгоняется бюджет. А на него сверху усаживаются уважаемые господа продюсеры и начинают рулить. Мотор, поехали!

Бегущий по братскому болгарскому полю Фандорин в солдатском обмундировании. Разлетающиеся в клочья подсолнухи. Игрушечные турецкие солдатики в красных фесках. Сначала падают они. Потом падает Фандорин. Если бы фильм состоял только из этой сцены, он мог бы претендовать на звание шедевра. Но в таком же ключе снят весь остальной фильм, претендующий на звание кинособытия этого года.

Выжимку сюжета книги по классическому рецепту требуется обратно наполнить жизненными соками. Наполнили. Режиссёр по визуальным эффектам – этими самыми эффектами. Художники по костюмам, декораторы, осветители, бутафоры и прочая трудовая братия – охудожествили, расцветили картинку. Актёры приняли подобающие позы и "сыграли лицом". Композиторы написали музыку. Музыканты сыграли. Но это всё – мишура без режиссёрского замысла, без идеи, сверхзадачи.

А вот этого кино так и не получило, оставшись "кинопроектом". Забыли вдохнуть в куклу жизнь, господа продюсеры. Батальные сцены местами хороши и даже где-то масштабны. Но к чему они – не поймёшь. В качестве самоучителя по русско-турецкой войне вроде как слабовато, как кинопамятник героям Плевны – как-то скромно, и тоже непонятно – почему только им? Великодержавный пафос? Тоже проходили уже, на нём фильма не вытянешь даже с талантами Никиты Михалкова.

Ну, так может нас удивят хоть не безумно талантливой, но крепкой игрой актёров? Увы, не наблюдается и этого. Ольга Красько, выпяченная на передний план волею Автора, играет безобразно.

Одна надежда оставалась – на Фандорина. Жанр конспирологического детектива требует долгих размышлений и проворачивания в голове сложных схем. В кино только Лиознова могла себе позволить десятиминутные сцены типа "Штирлиц молча курил". В "Турецком гамбите" всё это заменили визуальные эффекты. Хорошие. Но одинаковые – на разные денег не было. И потому Фандорин представляется этаким психически больным товарищем с зачаточными понятиями о дедукции и логике: "Так. Кто-то нас подслушал. Кто это был? Этот? Нет. Не мог. А этот? О. Этот – мог". И так весь фильм.

Недаром один остряк назвал "Гамбит" "Ночным Дозором 2". Есть чем гордиться. Но, господа, следуя за Голливудом в его не самой фронтальной части, мы так далеко не уедем. Имейте в виду – какие бы ни были там сборы (желаю фильму рекорда, без дураков), это – не кино.

Не забудьте, господа, снять на заработанные деньги хоть один настоящий фильм, без великодержавных интонаций, без вымученных спецэффектов, без масштабных батальных сцен. Мы имеем почти уникальную возможность снимать и такое кино. Покажите, что мы хоть в этом действительно догоняем Голливуд. Пусть у нас будет свой "Форрест Гамп" или "Шестое чувство". Блокбастер без блокбастеростроения. Неужели мы до такого ещё не доросли?

подробности

"Турецкий гамбит": рекорды с продолжением

Совсем недавно появившись в прокате, фильм "Турецкий гамбит" уже успел собрать более $13 млн. По результатам старта "Турецкий гамбит" обошел лидеров прошлогоднего кинопроката в России – фильмы "Ночной Дозор" и "Властелин колец: Возвращение короля".

"Ночной Дозор" продемонстрировал феноменально низкий коэффициент падения зрительской популярности. За первый уикенд он собрал $2.8 млн, за второй – $2.6 млн. Коэффициент падения соответственно составил ничтожные 7%, в то время как падение на целых 20% считается показателем успешного проката.

В фильме масса нелепостей

Динамичное действие и красочная картинка сразу же захватывают зрителя, но так как фильм построен на историческом материале, газета "Красная звезда"решила рассмотреть его с этой стороны.

Дело вовсе не в том, что отход от исторических и географических реалий является принципиальной позицией создателей фильма. Пусть даже и главная интрига (турецкий разведчик умело задерживает русскую армию под Плевной и срывает ей весь план кампании 1877 года) – нелепая выдумка. Однако в результате перед нами предстают невозможные события с невозможными героями, ничего не имеющими общего с историческим материалом.

Генерал Скобелев изображен в образе "напыщенного фанфарона, более всего озабоченного вниманием появившейся в военном лагере девицы".

Вся война изображена как веселый пикник. "Сидят в большой палатке офицеры и военные журналисты, наслаждаясь шампанским, пением Вареньки под фортепиано или же игрой в карты. Правда, авторы фильма ввели кровавую сцену расстрела турецкой артиллерией русской наступающей колонны и на этом посчитали свой долг в отношении "правды войны" исчерпанным".

"В принципе шпионский детектив – это поединок разведки и контрразведки. Но русская контрразведка с Фандориным вместе – это такие лопухи, что никакого поединка нет. В итоге русские вроде бы победили. Но в маленькой, если так можно сказать, в частной войне победил Анвар, а Фандорин как был недотепой, так им и остался", – пишет "Красная звезда".

"В преддверии 130-летия освобождения Болгарии и подвига русских солдат на Дунае, под Плевной, на Шипке мы получили поделку, где подвиг воспринимается как глупость, а герой – как пустышка", – заключает издание Минобороны РФ.

Детский восторг от долгожданного подарка

Ощущение от просмотра кинофильма "Турецкий гамбит" можно сравнить разве что с детским восторгом от долгожданного подарка.

Мундиры, наряды, пистолеты, лошади, погони, отрубленные головы, привязанные к лошадям башибузуков, кровь, фонтанирующая из простреленных голов – полное реализма шоу, где последний герой – Фандорин-Бероев.

Яркие, пускай и короткие роли собранного для участия в ленте сонма отечественных актеров в "Гамбите" смотрятся гармонично, что выгодно отличает ленту от прежних кинематографических потуг, вроде "Антикиллера", где в отведенные несколько секунд каждому персонажу предстояло произнести репризу, чтобы далее маячить на заднем плане. Тут же, порой, шок наступает только от того, что появившийся в кадре персонаж в следующую минуту уже лежит простреленный или висит над рекой, но с жизнью его уже ничего не связывает.

Сюжет акунинского романа был изменен ровно настолько, чтобы придать ему недостающей сложному детективу динамики и духа приключений. Стремясь погрузить зрителя в события русско-турецкой войны, не особенно вдаваясь в детали самой кампании, Файзиев подмечает массу деталей, к которым нелегко придраться даже въедливым историкам. Солдаты его ходят босыми, поскольку надевали сапоги только на парад, а не в военные походы. В его интерпретации генерал Соболев (в нем угадывается фигура Скобелева) циничен и дерзок, что придает ленте дополнительные краски. В стремлении максимально приблизить происходящее на экране к тому, какой нынешний зритель привык воспринимать эти события и времена, с помощью современных технологий были воссозданы и Плевна, и Константинополь – все они сошли с полотен и гравюр художников того времени.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике