Поклонение Серафиму

В антикварном магазине в центре Судогды работает музей Серафима Саровского

В Дивееве диво…

То, что мы увидели в Судогде, нас потрясло. Это целая духовная мастерская, которую начал создавать один человек. Глубоко волнует "интимность", с которой он подбирал экспонаты для музея. И даже то, что собрание икон, линогравюр, фотографий занимает центральное помещение магазина, а дорогостоящие предметы старины размещены в соседних зальчиках, показывает, что здесь первично, а что вторично. Поражает наличие в музее экспонатов – их более 200. Каждый по-своему значим в истории области и связан с жизнью и почитанием великого святого.

Вот образ помещицы Владимирской губернии Агафьи Семеновны Мельгуновой (в иночестве – Александры). Именно она основала знаменитый Серафимо-Дивеевский монастырь. Останки почитаемого на Руси святого именно там нашли упокоение. Сбылось его предсказание: "Тогда в Дивееве будет диво, когда убогий Серафим ляжет в Сарове, а плоть свою перенесет в Дивеево".

Перед смертью мать Александра именно Серафиму поручила дальнейшую заботу об обители. Преподобный Серафим высоко чтил память матери Александры и всегда именовал ее святой.

В музее многие образы великого святого полны таинства. Вот он "беседует" с медведем и с лосем. Молва говорит, что он понимал язык зверей и птиц. Старец исцелял больных, от которых отказывались врачи. Чего еще просил он у Пресвятой Богородицы? Образ Серафима, преклоненного на камне перед иконой Богоматери, потрясает каждого, входящего в музей.

Читаем документы. Там можно найти свидетельства, что просьбы были к Богородице не личными, носили судьбоносный характер для России, русского народа.

Серафиму Саровскому при жизни двенадцать раз являлась Богородица. Она исцелила его от болезни. По ее указанию старец начал копать канавку вокруг Дивеевского монастыря, чтобы оградить его от прихода Антихриста.

О том, как развивались события дальше, нам рассказывает директор музея предприниматель Александр Третьяков:

– Когда век-то кончится, – говорил Батюшка, – сначала станет Антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять, и все монастыри разорит. А к вашему-то подойдет, подойдет, а канавка-то и станет от земли до небес! Ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит канавка, так прочь и уйдет.

Действительно, в Сарове из 19 храмов осталось только четыре, и то недействующих. А в Дивееве коммунисты хоть и были, но главные соборы не тронули.

Явление преподобного Серафима Саше Третьякову

Александр Третьяков с виду такой, каким мы привыкли видеть работающего (а не руководящего) предпринимателя. Он в скромной удобной одежде. Искусству водить экскурсии он не обучался и полагает, что что-то делает не так. Заранее извиняется.

Но самобытность его рассказа, искренность его веры глубоко проникают в душу. Перестаешь оглядываться по сторонам, обращаешься в слух.

Он говорит о том, что Господь сподобил ему на помощь святого Серафима Саровского. В предпринимательстве он тогда был не опытным. Одну дорогую антикварную вещь приобрел, не нашел сбыта, вторую – с тем же результатом. Российский потребитель старинных ценных предметов, картин, книг в Судогде, да и в целом во Владимирской области еще не вырос. Даже бытовые вещи – к примеру, медные самовары – распродавались с трудом.

Оробел Александр в бизнесе. И вот во сне явился ему Серафим. Саша идет к нему, старец отступает. Вот он уж у какой-то двери. Перед уходом в нее Серафим осеняет Александра крестом.

Ни к чему спрашивать, как после этого пошел бизнес. Если музей пополняется дорогими иконами, гравюрами, книгами, ясно, что доходы есть и им найдено прекрасное применение.

Здесь собрана живая история государства. Чувство вины возникает при рассмотрении иконы Серафима Саровского со следами удара ножом в области лба. Здесь школьники (а музей является теперь достоянием всей Судогды) стоят особенно тихо. Что они ощущают, можно только догадываться.

Рассказ Александра о том, что с ним случилось, когда он был в их возрасте, звучит как неправдоподобная история.

Шаловливого Сашу не приняли в октябрята, не приняли в пионеры. Он не хочет, чтобы ребят когда-нибудь еще делили на хороших и плохих по идеологическому принципу.

Детям Александр рассказывает, каким великим был последний царь России Николай II. Что он повторил подвиг Христа, не пожелав уклониться от участи, предсказанной ему Серафимом Саровским.

Может быть, и в этом есть промысел божий?

Любил ли Ленин русский народ?

Когда Саша читал о Ленине в учебниках, у него такого вопроса не возникало. Прозрение наступило после изучения наследия Серафима Саровского. За многотрудные подвиги святого: обет молчания, отшельничество – наградил его Господь даром исцеления людей и пророчества.

Чудесам таким несть числа. Хромые начинали ходить, слепые – видеть, глухие – слышать. Старец исцелял людей, от которых отказались врачи: русские, немецкие, французские.

Эти чудеса продолжаются и теперь. На торжествах в Дивееве по случаю 250-летия со дня рождения Серафима Саровского Александр опрашивал о них людей. Монашки монастыря не успевали записывать все чудесное, что происходило с людьми в этот день. Особенно Александра поразил мальчик, который после купанья неуверенно, но все же удержался на ногах без костылей. Кто верит, тот исцелится.

В музее вы увидите животворящий крест и кусок камня, на котором когда-то молился Серафим Богородице. Камень благоухает. Прикосновение к нему окончательно отрывает вас от ощущения бегущего за окном дня. За окном – улица Ленина, бывшая Екатерининская. В музее чувствуешь именно ее старинное звучание.

Вот фотография 1903 года. На ней судогодские хоругвеносцы, направляющиеся с Соборной площади своего уездного городка в Саровскую обитель по случаю канонизации Преподобного Серафима Саровского.

В толпе можно заметить не только паломников из обыкновенного люда и монашествующих, но и видных представителей судогодского дворянства, городской управы.

Торжества были назначены на 17-19 июля (по старому стилю) 1903 года в присутствии царской семьи. Архимандрит Суздальского монастыря Серафим Чичагов был назначен заведующим всеми подготовительными мерами для устройства и проведения предстоящей канонизации. Труды его получили высокую оценку как самого Николая II, так и многих священнослужителей.

Канонизировать старца Серафима Святейшему Синоду рекомендовал Николай II. Так свершилось предсказание святого: "Будет некогда царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против царя и его самодержавия, но Бог царя возвеличит".

В 1903 году императору передали письмо, в котором Серафим предрекал Николаю II с семьей стать страстотерпцами. Царь плакал. После посещения Сарова говорил, что до 1917 года он ничего не боится.

Саровский Чудотворец и святая Дивеевская обитель имеют прямые связи с нашим краем. Для Александра Третьякова это важнее, чем пребывание Ленина во Владимире. Он стал сравнивать императора Николая II и Ленина. Пришел к выводу, что первый был добрый, возвышенный человек. Из любви к народу, Отечеству не захотел избежать горькой участи для себя и ближних.

Любил ли так русский народ Ленин? Нет у Александра тому доказательств.

Вполне серьезно Александр обещает поставить ящик коньяка тому, кто представит неоспоримые доказательства того, что Ленин любил русский народ.

Третьяков и его помощники, из числа обретших истинную веру, теперь добиваются, чтобы улице Ленина, на которой в доме номер сорок находится музей Серафима Саровского, вернули прежнее название – Екатерининская.

Светлана АЛЕКСАНДРОВА.

г.Судогда.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике