встреча для вас

Весельчак – это профессия

Есть люди, общение с которыми вызывает улыбку. Но речь не о тех, кто буквально выдавливает смех из зрителей в концертном зале, а за кулисами – пессимист дальше некуда. Иные и в жизни такие же весельчаки, какими выглядят на сцене. Лауреаты многих конкурсов артистов разговорного жанра, постоянные участники юмористических телепередач Николай Бандурин и Михаил Вашуков – именно из таких. В этом я смог убедиться, побеседовав с артистами после одного из концертов в Москве.

Познакомились куплетисты в музыкальном училище им.Римского-Корcакого при Ленинградской областной консерватории, где наряду с учебой подрабатывали …столярами. А заодно и прикалывались.

Представьте себе: бесцеремонно раскрывается дверь и в аудиторию, в которой идет лекция, нагло вваливаются двое работяг и, не обращая внимания на протесты преподавателя, начинают вставлять окна или чинить стол. Ради хохмы ходить старались на контрольные или зачеты. И делали свою работу с такими преувеличенно важными и серьезными лицами, что присутствующие со смеху умирали. Подобные ремонтно-эстрадные срывы лекций пользовались у студентов популярностью. Может быть, именно тогда Николай и Михаил почувствовали в себе талант юмористов-сатириков. По крайней мере, уже в училище ребята составили свою концертную программу, с которой позже объездили всю страну.

Теперь у дуэта большой опыт гастрольных поездок, выступлений на ТВ. Часто с артистами случались забавные казусы.

– Едем мы как-то зимой по Уралу, – вспоминает Николай. – Уже ночью (накануне отработали концерт) садимся на поезд. Следующая остановка – город Миасс, до которого часа 3-4. Я вежливо попросил проводницу разбудить заранее, и мы улеглись. Проснулись от того, что поезд остановился. И тут же стук в дверь и голос проводницы: "Мальчики, Миасс! Стоянка две минуты!"

Боевое развертывание пожарного расчета – ничто по сравнению с тем, что произошло в течение тех двух минут. Надо было не только полностью одеться, но и собрать рассованную по углам аппаратуру. И все это вчетвером в тесном купе. Именно после таких "жизненных случаев" и сочиняются самые удачные куплеты:

В воскресенье еле-еле

В электричку пробрались.

На меня две тетки сели

И кричат: "Не шевелись".

– Обидно, конечно, что такую форму концертной миниатюры, как частушку, на радио, телевидении не привечают, – сетует Михаил. -Зато в залах и на улице на нее реагируют замечательно. Ведь этот уникальный жанр позволяет уместить в одном четверостишии целую историю, "по мотивам которой" можно хоть сценарий для фильма писать. Судите сами:

Подарила в лотерею

Куму свой билет кума.

Кум теперь "Москвич" имеет,

А кума сошла с ума.

Или вот ещё:

На таможне бабку к дочке

Не пустили в Геную.

Говорят, что камни в почке

Были драгоценные.

– При кажущейся простоте исполнения куплета написать его очень сложно, – добавляет Николай. – Отсюда огромный дефицит репертуара.

Наш разговор проходил в предновогодние дни, поэтому я поинтересовался, случались ли с артистами новогодние казусы

М.В.: Помню, был у меня веселый эпизод, когда еще не был артистом. Под Новый год заехал к друзьям в костюме Деда Мороза. Само собой, к одному зайду – "дернем", к другому – повторим… Когда друзья открывали дверь, я с порога произносил следующий текст:

"Я быстрей прийти старался,

Сквозь сугробы пробирался.

Через реки, через скалы,

Через снежные обвалы…

И пришел к вам сюда.

Вы мне рады, дети?"

И друзья, уже взрослые люди, дружно кричали: "Да!", поднимая при этом бокалы. Объехав друзей, я отправился домой. Костюм решил не снимать, думал удивить ребенка. Открывается дверь, и я прямо с порога начинаю говорить свой текст. Сын смотрит на меня внимательно и произносит: "Мама, куда деваться? Папа опять домой пьяный пришел".

Н.Б.: Вот уже больше десяти лет в новогоднюю ночь нас приглашают работать, и мы соглашаемся. Потому что есть поверье: "Как Новый год встретишь – так его и проведешь". Мы предпочитаем иметь работу.

– И как потом в течение года обстоят дела с концертами?

М.В.: Тьфу, тьфу, тьфу – нормально. Коля, ничего, что плююсь?!

Н.Б.: Я уже привык.

М.В.: Дай по-деревянному постучать.

Н.Б.: Ты по голове постучи.

М.В.: Голову жалко. Лучше подожду, когда нам ёлочку привезут.

Н.Б.: Нет, ёлки – дело прошлое. Это в застойную эпоху Новый год ассоциируется с ёлками. Для артистов "работать ёлки" было очень удобно. За выступление платили полторы концертных ставки. А ёлки шли, как сеансы кино, в 11, 13, 15, 17 часов. И так на протяжении десяти дней. Повалять дурака для артистов – дело святое. Всерьез играть зайчика, ёжика, поганку или снежинку невозможно. Помню, были у нас снежинки по 150 кг весом. Ужас, что там вытворялось. Но самый блеск – это была премьера. Она шла 1 января в 11 утра. Можете себе представить: все после домашнего застолья, многие вообще не ложась, как начинали квасить накануне, так и приходили на ёлку. Текст никто не помнил. Помню, один наш актер играл зайчика. На первом концерте с трудом что-то промямлил и было минут сорок до второго концерта. Он прислонился в фойе к ёлочке в костюме зайчика и уснул. Везде висят снежинки, мишура, серпантин, наряженая ёлочка, под ней спит зайчик. Картина трогательная. И тут подходит маленький мальчик и говорит: "Зайчик, зайчик…" В ответ храп. Он опять: "Зайчик, зайчик, ты спишь?" И начинает его расталкивать. И тут зайчик спросонья: "Да идите вы все…"

С куплетистами беседовал Михаил КОСТАКОВ.

Фото из архива редакции.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике