Встреча для вас

Ирина Скобцева: У нас с Бондарчуком свадьбы не было

Недавно одна из красивейших актрис отечественного кино Ирина Скобцева отметила день рождения. На мой звонок с просьбой о встрече ответила: "Приезжайте! С удовольствием поговорю!"

Россыпи шедевров подарила России семья Бондарчуков. 40 лет, прожитые в любви и согласии, связали режиссера Сергея Бондарчука и актрису Ирину Скобцеву.

В 60-е годы девушки мечтали походить на нее, а она, словно княжна Элен, сыгранная Скобцевой, "как будто желала и не могла умалить действие своей красоты". Чудо ее женственности проявилось уже в первой работе – поэтичной Дездемоне ("Отелло") и расцвело в Шурочке ("Поединок").

Дети Бондарчуков, Елена и Федор, еще подростками сыграв в "Борисе Годунове", нашли себя в искусстве.

Я беседую с Ириной Константиновной в ее квартире на Тверской, в кабинете Сергея Федоровича. Здесь все сохранилось, как было при жизни Бондарчука: любимая коллекция трубок, часть из которых сделана его руками, копии картин, которые Сергей Федорович рисовал для души, копия иконы, венчавшей на царство Годунова.

– Начнем не с кино, а с детства.

– У меня была прекрасная семья: отец, мама и бабушка. Бабушка из рода купцов Корзинкиных. Папа туляк, а мама -москвичка. Это были интеллигенты старого поколения со своим укладом жизни. Папа работал в авиации, мама заведовала архивами.

К театру меня приобщила бабушка, потом я ходила во МХАТ уже с родителями. Вставала на цыпочки, чтобы только пустили на вечерний спектакль…

– А как сложилась ваша семья?

– Свадьбы у нас не было. С Сергеем мы прожили уже 3 года, и только после этого зарегистрировались. Зашли в Елисеевский купить шампанское. Там встретили исполнителей ролей Тарапуньки и Штепселя и пригласили их к себе. Очень радостный, веселый и счастливый был тот день, как и многие годы семейной жизни. Мы любили встречать Новый год. И чтобы непременно дома, а не на светских раутах.

– Позвольте усомниться, что вы жили тихо и размеренно…

– Две трети нашей жизни прошли в экспедициях. Почитали за счастье поселиться в хате на хуторе. И сама среда, и общение с прототипами наших героев очень важны в работе. Когда снимали расстрел в "Судьбе человека", вся деревня собралась на съемочной площадке и причитала, голосила – там все так же происходило в жизни.

На съемках "Они сражались за Родину" нашим домом стал пароходик, на картине "Война и мир" мы жили с Бондарчуком в вагоне. Условия были не комфортные, но радость дарили духовные ценности.

Воспитанием детей в основном занимались мои папа и мама. Но и мы, пока они были маленькие, всюду возили их за собой. С пеленок сын и дочь заражены кино. В детстве Федя и Алена танцевали, словно на первом балу Наташи Ростовой.

– Вы заговорили о фильме "Война и мир". Это шедевр, достояние России. А что он для вас?

– Эта картина, как, впрочем, и другие, для нас прежде всего -огромный кусок жизни. Конечно, самой большой удачей эпопеи стал актерский ансамбль, который Сергей Федорович подобрал с необычной точностью. Где мы только не искали Наташу Ростову! И то, что Люся Савельева оказалась в этой роли, – счастливая случайность. Она ведь не актриса по образованию.

Неожиданным было появление в фильме Бориса Захавы в роли Кутузова. Для всех он был профессором, преподавателем, и вдруг – такое прямое попадание. На роль Пьера Безухова Сергей Федорович пробовал многих актеров и даже самого сильного в то время штангиста Юрия Власова. Репетировал с ним.

Но однажды Власов позвонил Сергею Федоровичу и сказал, что для него роль Пьера очень сложна. Тогда Бондарчук решил сыграть Пьера сам и воплотил этот образ гениально.

Без ложной скромности должна сказать: "Оскар" мы заслужили честно.

– Ваша дочь – одна из интереснейших театральных актрис.

– Алена играет в спектаклях Чехова, Островского, Достоевского, Розова. В первые минуты зрители в зале перешептываются – на Бондарчука или Скобцеву похожа дочь? Она унаследовала многое от Сергея Федоровича, а самое главное -одержимость в работе, темперамент, глубину, умные глаза. Наверное, что-то и от меня.

– А Федора сравнивают с отцом?

– Федя понимает, что его всегда будут сравнивать с отцом. Окончив режиссерский факультет и попробовав себя и в качестве актера и режиссера, он в числе первых стал делать музыкальные клипы. Сейчас ему около сорока. Путь поисков пройден. Получены престижные награды. Теперь он делает картины.

– О гениальных людях говорят как о сложных натурах. А каким был Сергей Федорович?

– Занятый всепоглощающей работой, он ни в какие хозяйственные дела не вмешивался. Мог забыть номер своего телефона, не очень-то читал художественную литературу, а только то, что относилось к его делу.

Непрактичность и увлеченность Сергея Федоровича были притчей во языцех.

– В фильме "Зигзаг удачи" вы сыграли фотографа Лидочку, которую муж постоянно ревновал. А в вашей жизни такие сцены были?

– Личность актера всегда обрастает легендами. Если молодая актриса, значит… Но ни я, ни Сергей Федорович не давали поводов для этого. Судьба подарила мне самое главное – прожить жизнь рядом с талантливым художником, а в быту с верным, надежным, любящим человеком. Особенно я чувствую это сейчас. Раньше мне казалось, что это естественное состояние.

– На одном из "Кинотавров" вы были членом жюри. И когда вас объявили, зал встал. В его порыве был момент истины. А вы, как мне показалось, даже и не шелохнулись. Что испытали в тот миг?

– Нервное потрясение и благодарность к зрителям.

Михаил КОСТАКОВ,
заслуженный работник
культуры России.

Фото из архива редакции.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике