НЕ ПРОПУСТИТЕ

В Палаты привезли царские сокровища

Такого количества уникальных вещей одновременно владимирцы еще не видели. Во владимирских Палатах экспонируются "Сокровища Московского Кремля". Здесь каждая диковинка достойна отдельного рассказа и могла бы претендовать на экспонат для "выставки одного предмета".

Наиболее широко представлена Оружейная палата. Наручни с золотой насечкой, палаш, шлем татарского хана Абель Касима времен первых русских царей, охотничьи ружья и пистолеты работы кремлевских мастеров 17 века… А вот карабин и нагрудник кирасы, сделанные нашим земляком Никитой Давыдовым. В 1613 году его призвали в царские Оружейные Палаты из Мурома. Он считался мастером "первой статьи" и владел всеми приемами обработки металла. Прослужил он в Кремле больше 50 лет.

Есть и современное художественное оружие, выполненное виртуозами. Например, чтобы добиться такого тонкого и точного рисунка, как на ноже "Паутинка", требуется до 70 погружений металла в раствор.

А вот предметы парадного конского убранства из коллекции Конюшенной казны. Сразу понимаешь, почему царские выезды изумляли иноземцев. Назначение многих вещей нашему современнику уже сложно понять, и их названия (науз, паперсть…) звучат загадочно. А здесь – вот они, да еще в самом классном исполнении.

Эстеты оценят изысканность древнерусской посуды, которой пользовались князья и цари. Есть здесь, например, чарка Ивана V и блюдо Петра I. И уж любой оценит поистине царский подарок, который Екатерина II сделала своему фавориту Григорию Орлову. Она заказала во Франции сервиз из более 3000 предметов. Потребовалось на него свыше 2 тонн серебра. А уникальный "Кремлевский сервиз" был изготовлен на Петербургском императорском фарфоровом заводе по заказу Николая I.

Парадные облачения патриархов и митрополитов, коронационные наряды царских особ и их подданных, предметы культа, украшенные драгоценными камнями, ювелирные украшения, принадлежавшие историческим личностям, и уникальные авторские работы современных ювелиров… Все это впечатлит и знатоков истории, и просто любителей подсмотреть за бытом людей нерядовых.

Как удалось заполучить все эти бесценные экспонаты, я поинтересовалась у хозяйки Владимиро-Суздальской музейной империи Алисы Ивановны Аксеновой:

– Захотелось очень хорошую выставку, и я ее попросила у своих давних друзей – у дирекции музея-заповедника "Московский Кремль". Как и в большой политике, в нашей сфере все решают личные отношения… А мы не только организовали транспорт, добились хорошей страховки в 200 тысяч рублей и много другой работы проделали, но и в экспозиции поучаствовали. За одну ночь обновили обивку на креслах, которые когда-то были подарены нам музеем Московского Кремля. И они прекрасно дополнили выставку.

Монтировать экспозицию приезжали московские специалисты. А открывать ее приехала генеральный директор историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", дочь первого космонавта планеты Елена Юрьевна Гагарина. После церемонии открытия я задала ей несколько вопросов:

– Жизнь Гагарина трагическим образом оборвалась именно на владимирской земле. И вы, конечно, бывали на мемориале под Киржачом. В нынешний – праздничный – приезд во Владимир у вас, наверно, сложные чувства…

– Ну почему сложные? Для всех российских искусствоведов Владимир и Суздаль – это прежде всего места, тесно связанные с бурной историей нашей Родины. И здесь невероятными усилиями реставраторов и музейных работников сохранены ее уникальные свидетельства. Честь и хвала этим людям.

Еще ваши музейщики совершенно необыкновенно умеют включить историю в день сегодняшний. Я вижу, что музею удалось стать настоящим центром культурной жизни города. А то, как они на истории воспитывают молодежь, – это просто уникально. Я восхищена вашим Детским музейным центром!

В ваших краях я бывала много и школьницей, и студенткой… Что же касается судьбы моей и отца, то давайте не будем об этом говорить.

– Недавно Госдума на полном серьезе обсуждала возможность приватизации музеев. Как директор богатейшего державного музея, вы можете оценить, насколько жизнеспособна эта идея?

– Да это безобразие, а не идея! Ну как можно оценить те бесценные сокровища, которые хранят музеи? И кто в состоянии их именно хранить?! Это очень сложное дело, требующее системы, огромных знаний и затрат. Реставрационные структуры создавались во всем мире в 20 веке. Это достаточно новое и чрезвычайно сложное дело. И вся система должна сохраняться только как государственная.

Валерия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике