Встреча для вас

Пианист Денис Мацуев: "Владимир – моя судьба"

На сцене зала им.Танеева с успехом прошел концерт лучшего на сегодня пианиста России Дениса Мацуева. Он прирожденный артист, человек сцены. Любит джаз, сам сочиняет, а на бис импровизирует экспромты в легком стиле. Так было и на последнем концерте.

– Играть для замечательной публики – просто удовольствие, – улыбается Денис.

– Вы достаточно часто приезжаете во Владимир. Почему?

– Это мой пятый приезд в ваш город. Первый раз я был здесь 5 лет назад. Тот концерт состоялся за две недели до Международного конкурса им. Чайковского.

Во Владимире меня тепло приняли. И на конкурс приезжала специальная группа из Владимира. Я это прекрасно помню, они ко мне подходили. Такое забыть невозможно. Смею говорить не столько о традиции, скорее всего – о счастливом, фартовом стечении обстоятельств. Владимир – это моя судьба.

– Конкурс Чайковского -очень серьезное творческое состязание. Какое самое яркое впечатление?

– Шок от того, что я получил I премию. Конечно, я настраивался на нее. Но была суперконкуренция, собрались лучшие: Руденко, Келепф, Султанов, Тарасов. Пять человек, как минимум, претендовали на I премию. Но вышло так, как вышло, слава Богу.

– Ты играешь разнообразный репертуар. А каковы твои музыкальные пристрастия?

– Репертуар зависит от разных причин. Во-первых, надо играть то, что нужно и что просят. Во-вторых, хочу играть то, что сам чувствую в данный момент.
В-третьих, это просьбы публики.

– Имеет значение, на каком инструменте играть, или инструменты не выбирают, как говорил Рихтер?

– Я с ним согласен. Последние 20 лет жизни Рихтер играл только на "Ямахе". Я тоже играю на ней. Для меня это огромная честь.

Со мной работают те же настройщики, что и с Рихтером, так называемые "маэстро", асы своего дела. А один настройщик, проездив с ним последние 8-9 лет, рассказывал мне бесценные вещи об отношении Рихтера к инструменту, что он просил делать, о пожеланиях, в зависимости от программы или зала. Все это мне очень помогло.

– Важны ли акустические параметры зала в той же степени, что для вокалистов?

– Нет, для пианистов это не так важно. Он может играть в любой комнате, ДК, зале – от Карнеги-холла до сельского клуба. Главное, чтобы в зале была замечательная аура и возможность сказать зрителю то, что хочешь.

Танеевский зал – не исключение. У вас прекрасная акустика, хорошо настроенный инструмент…

– Давай, Денис, теперь поговорим о твоих педагогах.

– Первым и главным своим учителем я считаю папу. Я до сих пор у него учусь. Потом я учился у Пясецкого, Наседкина, Доренского. Это все имена!

– Легко устанавливаешь контакт с дирижерами?

– По-разному. Если мы с дирижером хорошо знаем друг друга, то пристраиваться не приходится. Но гастрольная жизнь предполагает выступления с новыми дирижерами и оркестрами. Надо уметь оперативно, порой прямо на концерте находить контакт. В какой стране выступаешь, не имеет значения, ведь объединяет нас с дирижером и слушателями язык музыки.

Я люблю играть с В.И.Федосеевым, с В.Т.Спиваковым, М.Горенштейном.

– В консерватории, насколько известно, не учат джазу. А он в твоем исполнении просто превосходен.

– Джазу невозможно научить. Нигде в мире такого нет. Есть какие-то формальные мастер-классы. И здесь все от моего папы. Он – композитор, пианист – все в одном лице. Он тоже играет джаз. У него потрясающая техника, гениальный звук. Все, что у него есть, он вкладывает в меня до сих пор.

Я себя не считаю джазменом, играю джаз "классическими" руками. Просто иногда хочется выплеснуть джазовые фантазии в виде транскрипций и подражаний моим любимым Арт Тэйтуму и Оскару Питерсону.

– Это импровизация?

– Абсолютная. В голове есть определенные заготовки – садишься за инструмент и развиваешь. Часто я делаю это в конце обычных концертов вместо "бисов".

– Сегодня модно заниматься физическим самосовершенствованием, йогой, моржеванием. Ты чем-то таким увлекаешься?

– Ничем. Из всего этого я люблю только крепкую русскую баню.

– Какие впечатления ты увозишь с собой от приема владимирских меломанов?

– В очередной раз доволен вашей публикой. Она необычная и непростая. Так должно и быть. Если ты не выложился до конца и не привлек ее к себе, сложно завоевать успех.

Конечно, я собой очень недоволен. Во-первых, я опоздал на концерт, приехал за 10 минут. Не успел попробовать рояль. Во-вторых, я заменил программу – мне нужно было кое-что повторить. Сразу после концерта я улетаю в США. В конечном итоге можно ко многому придраться.

И слава Богу, что со мной сегодня не приехал папа, который всегда меня сопровождает в поездках. Потому что сейчас здесь, на этом ковре, был бы "разбор полетов"! Это было бы не очень приятно.

– Ну и, наконец, твои пожелания владимирцам!

– В первую очередь здоровья и успехов моей горячо любимой владимирской публике. Я рад тому контакту с вами, который произошел 5 лет назад. Хочу, чтобы наша дружба укреплялась. Обещаю, по возможности, приезжать к вам каждый год.

До новых встреч! Я вас всех очень люблю!

Михаил КОСТАКОВ,
заслуженный работник
культуры России.

Фото автора.

г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике