Московский кинофестиваль глазами киноклуба "Политехник"

МОЗГ ВСКИПЯТИЛИ КАК ЧАЙНИК

На фестивале мы с Верой Борисовной Цветаевой были аккредитованы от владимирского киноклуба "Политехник". Дали нам в Манеже фиолетовые карточки, приклеили фото и – вперед! – в экспедиции по фестивальным площадкам. Конкурсную программу крутили в "Пушкинском". Спецпоказы – в зале Госкино. Остальное – в "Иллюзионе", Музее кино, киноцентре и т.д. Без аккредитации шагу не ступишь. Везде охрана, проверки, фэйс-контроль. Народ относился с пониманием: как же, знаем, всемирная облава на террористов. Единственные, кто возмущался – иностранцы. Открыть сумку – и для них не проблема. Там, на Западе, шмонают не хуже. Но их подпорченные капитализмом сердца возмущались феодальной "табелью о рангах". По одной аккредитации – для VIPов, их жён, детей и челяди – можно было гулять по фестивалю как по поляне. Попадаются типы с "мобилой" и поп-корном. При мне один из таких названивал во время сеанса: "Алё! Я тут в кине сижу!". Да уж, "в кине"… Так и напрашивается рифма.

Везде у нас иерархия, везде блат. Чего пыжиться-то?! Москва – не Канны. Как ни прячь кинозвезд ради их притягательной недоступности, все равно вот они – простые, как пряники. Вот Никита Михалков, навечно застывший в роли барина Паратова (взгляд поверх голов, холеные седины, жеваный костюм). Вот "зловещий" и нечесаный Балабанов (творец "двух братьев" и "Войны"). Вот "папин" режиссер Филипп Янковский (парень сколотил фильмусик из жизни московской богемы – получилось серенько, но на премьеру аж Пугачеву с Галкиным выписали). Из зарубежных знаменитостей – нонконформист Тавиани, улыбчивая Стефания Рокка, Харви Кейтель, Боб Рейфелсон…

Светская тусовка – фестивальный фасад. Нутро скрыто во тьме кинозалов. Там в режиме нон-стоп идут фильмы.

Как ни старайся – всего на фестивале не углядишь. Да и цепляет не все увиденное. Упомяну лишь то, что запомнилось.

"Воскресенье" братьев Тавиани в самом деле достойно главного приза – статуэтки Золотого Георгия. По режиссуре и актерской игре – ей-богу! – лучшего в программе не было. Хотя в России у фильма едва ли будет хороший прокат. Скорее всего, нашего зрителя будет отвлекать знание романа Толстого и всякие казусы, связанные с представлением итальянцев о русских реалиях: тюрьма, похожая на средневековый замок, купейный вагон, в котором везут заключенных обоих полов, жиденький слой снега "в Сибири"… Это Михалкову можно снимать "Цирюльника" в духе "баня, водка, гармонь и лосось". Иностранцам такое – даже в случае гениальной подачи сюжета – не простят. Вроде и декорации, и костюмы – точь-в-точь. Но смотришь на улицу в кадре: чистенько как-то, непривычно. Впору вешать табличку "образцово-показательная". Такие, наверное, мэру Рыбакову снятся. Как не понять мэра? Даешь субботник!

По мне уж лучше датская комедия Хелла Йоофа "Все кувырком". Пусть она не столь экзотична, как "Зов земли" Вахида Мусаяна. Пусть это легкий жанр. Пусть история не бог весть что (про гомосексуалистов, один из которых влюбляется в жену брата). Зато публика хохочет беззлобно и от души. Впервые в кинематографе жизнь геев показана без эпатажной "клубнички" и ореола отверженности. В нормальном обществе гомосексуалы – это обыкновенные, открытые люди: также любят, строят семью, страдают от измен. Фильм стоит показать в киноклубе.

Конечно, было бы неплохо пустить на владимирский экран "Человека без прошлого" финна Аки Каурисмяки и трагедию "Кедма" Амоса Гитаи (о первопоселенцах будущего Израиля, выживших после Холокоста). Эти работы шли в номинации "спецпоказ". Сумеем ли их достать? Не факт. Судя по коммерческим репертуарам кинотеатров, стране нужны "Мумии" и "Звездные войны". Эх, страна… Россияне, блин!

Если же говорить о тенденциях в современном кино, то я выделил бы четыре основных.

Первая – авторское кино с рефлексирующими героями и эстетскими планами атакуют фильмы в жанре "экшн". Герои там какие-то "негероистые". Поражает обилие сцен агрессии, грубости, "экстремальной любви" (проще -разврата).

Вторая тенденция – мир переживает расцвет экзотических кинематографий. На ура идут ленты из Ирана, Мексики, Кореи, Китая, стран Африки (хотя на весь континент снимается 8-10 фильмов в год).

Третье наблюдение – в кино с размахом идет смена поколений. Известные режиссеры сдают позиции. На них еще работает магия имени, но кризис идей ощутим, как шлепок по попе. Пресса озирается в поисках талантливой молодежи.

И, наконец, четвертое – качественного возрождения отечественного кино придется подождать. Вопреки пафосным заверениям Михалкова о "конце кризиса". Единичные успехи – не в счет. Если кто и прогрессирует, так это всеми заклейменный Балабанов.

Рассуждать можно еще долго. Только как описать фестиваль? "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Верно! Так ведь мы с Верой Борисовной в Москву неспроста ездили: отбирали фильмы для осенней программы киноклуба, договаривались о творческих встречах. Билеты, командировочные – на деньги социального муниципального гранта. Теперь время их отрабатывать. Как? Осенью ждите сюрпризов! Жалко – нет поблизости гор. Так хочется их свернуть!

Артем Марченков.

Фото автора.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике