ЖКХ – лакмусовая бумажка экономики

Несколько лет назад коммунальное хозяйство городов и сел и жители, и чиновники именовали "черной дырой". Уже один этот факт явился достаточным поводом для старта масштабной жилищной реформы.

Несколько лет назад коммунальное хозяйство городов и сел и жители, и чиновники именовали "черной дырой". Уже один этот факт явился достаточным поводом для старта масштабной жилищной реформы.

Отныне сосредоточение и власти, и ответственности в руках монополии должно было смениться свободной конкуренцией на рынке услуг. Насколько это получилось, кто и что потерял от этой реформы, а кто получил – тема слишком обширная. Но абсолютный факт – без знаменитых российских "ухабов", которые создаются на местах, не обошлось.
Сегодня собственник жилья доверяет обслуживание своего дома управляющей компании (ее роль могут выполнять также ТСЖ или сам собственник). Компания собирает средства, которые в основном идут на оплату услуг ресурсных организаций. К последним относятся поставщики воды, тепла, газа, электроэнергии и структуры, ответственные за благоустройство, если таковые привлекаются. Юридические лица, как правило, платят напрямую поставщикам, с которыми заключают договоры.
Одна из идей реформ заключается и в том, чтобы отказаться от муниципальной собственности, приватизировать коммунальную сферу, дабы конкуренция заставила совершенствовать уровень оказываемых услуг. При этом в соответствии со 131-м законом ответственность за обеспечение населения коммунальными услугами лежит на плечах местной власти. Поскольку и жилищная реформа, и административная проводились одновременно и пребывают в стадии динамичного развития, на фоне финансовых сложностей некоторые их недостатки начали всплывать, как вражеские субмарины из вод океана.
Если управляющими компаниями стали немало частников, многие из которых смогли составить конкуренцию приватизированным МУПам, то большинство ресурсных организаций предпочли остаться в прежнем статусе. Впрочем, некоторые предприятия вошли в систему Владимирских коммунальных систем, возможности которых, конечно, не сопоставимы с ресурсами отдельно взятой организации. Юридически частный статус многие ресурсные предприятия получили в ходе реализации 131-го закона, в соответствии с которым еще до начала прошлого года ответственность, имущество и полномочия от районных властей должны были быть переданы властям местным. Там, где это свершилось, ресурсные организации были приватизированы, акционированы, хотя, как правило, остались в собственности или прямом подчинении местной власти. Контрольный пакет в распоряжении администрации – такое встречается.
Впрочем, при передаче предприятий возникла масса недоразумений. Во-первых, в районах с одним городским поселением местная власть, получив подобные полномочия-подарок, как правило, поспешила от них откреститься – по закону это можно сделать. То есть по факту все осталось, как было. Куда сложнее картина нарисовалась в районах вроде Петушинского или Александровского.
В Александрове, Карабанове и Струнине ситуация парадоксальная. Новым городским администрациям официально переданы полномочия и ответственность, но вот имущество по-прежнему в районной собственности. Руководство малых городов пошло на определенный риск – были образованы частные предприятия, которые по факту распоряжаются чужой, районной собственностью. По-другому они просто и не могли поступить, ибо в противном случае вновь избранная власть рисковала оставить города без тепла зимой, да, пожалуй, что и без света – дела в Карабанове и Струнине были весьма запущены.
В самом Александрове получилось иначе. Здесь городская и районная власти словно бы смирились с тревожной неопределенностью. Заложником ситуации оказался городской "Водоканал", который до сего времени является муниципальным предприятием. В прошлом году оно прошло через процедуру банкротства. Собственные долги предприятия, как при этом выяснилось, на 16 миллионов меньше, чем дебиторская задолженность. Основной неплательщик – александровские "Тепловые сети", тоже муниципальное предприятие. По долгам началось арбитражное производство. Суд принял два решения – взыскать долг с тепловиков и запустить процедуру банкротства "Водоканала". Второе решение было исполнено четко, а первое так и осталось без исполнения. Выполнять судебное решение по закону должны судебные приставы. По словам директора "Водоканала" Владимира Лебедева, 30 миллионов дебиторского долга так и не удалось взыскать.
Ситуация удивительна тем, что банкротство "Водоканала" осуществляется без каких-либо задержек и проволочек, а второе равноценное решение той же судебной инстанции так и осталось невыполненным.
Читатель может предположить, что банкротят поделом: не справилось руководство предприятия с работой в современных условиях – вот и результат. Но факты говорят об обратном.
Предприятие имеет очень хорошую техническую базу, собственный цех по ремонту оборудования, токарное, фрезерное, сварочное оборудование. Александровский "Водоканал" в свое время одним из первых в области начал применять пластиковые трубы при замене отслуживших свое коммуникаций, а также металлопластик и металлокерамику для восстановления насосного оборудования. Предприятие имеет стенды для проверки пожарных гидрантов, водозаборных колонок, запорной арматуры, водосчетчиков. Все насосные станции оборудованы частотными преобразователями, устройствами плавного пуска. На каждом объекте имеются акустические расходомеры и уровнемеры. Установка энергосберегающего оборудования позволила по итогам прошлого года сэкономить 2,3 миллиона рублей. Проведена реконструкция и модернизация аэротентов на очистных сооружениях, фильтростные пластины заменены на полимерные аэраторы. Потребители в статусе юридических лиц полностью оснащены приборами учета. Техническое состояние сетей вполне удовлетворительное, более того, работать до последнего времени удавалось с прибылью. Если резюмировать все вышесказанное – александровский "Водоканал" вполне соответствует статусу современного предприятия, которое успешно справляется с задачами по обеспечению питьевой водой крупного города.
Что происходит сегодня? Работает арбитражный управляющий, задача которого взыскать с "Водоканала" долги. Впрочем, по долгу своей службы он вплотную занялся и дебиторской задолженностью, сейчас процедура банкротства инициирована и на муниципальном предприятии "Тепловые сети".
Но параллельно с этим нарастает объем невыполненных обязательств перед энергетиками, не приходится говорить о вложениях в развитие материальной части. Сегодня выделяются деньги на реконструкцию сетей, но принимать участие в этих работах "Водоканал" также не имеет возможности – ведь он является банкротом. Проще говоря, по мнению руководства предприятия, его, что называется, "подстрелили на взлете". Какой существует выход из этой ситуации? Владимир Лебедев считает, что необходимо срочно создавать новое предприятие и передать ему имущество "Водоканала", тем более что стратегические объекты вроде очистных сооружений или скважин "продать за долги" невозможно по закону.
Но созданию подобного предприятия должен предшествовать компромисс между властями города и района. Дальнейшее промедление приведет к тому, что банкротство может обойтись для Александрова слишком дорого.

Там, где власть не в стороне
Коммунальные предприятия оказываются в сложной ситуации по ряду причин. Первая возможная причина – собственная бесхозяйственность и безынициативность. Вторая причина – разногласия между "вертикалями", о ней мы уже сказали выше. Третья возможная причина – на протяжении последних лет руководство некоторых территорий, не желая утратить "вотум доверия" населения, а особенно накануне выборов, удерживало заведомо низкий уровень тарифов. Для предприятий это сегодня фактически приговор. Как известно, повышение тарифов возможно единожды в год, на 18 процентов. Так что "нагнать" не получится, да и четвертая причина помешает – кризис делает подобные меры в принципе непопулярными и взрывоопасными.
Схема неблагополучия в сложных финансовых условиях очень простая. Денег в обороте все меньше, их изымают банки в качестве оплаты в счет погашения кредитов, деньги в экономику не возвращаются. Соответственно уменьшается платежеспособность и юридических лиц, и работающего населения. Управляющие компании недополучают средства и в свою очередь недоплачивают ресурсным организациям. Должны все и всем. И самое главное, долги могут стать катализатором банкротства, которое, как мы уже убедились, далеко не всегда является спасительной мерой.
Селивановский "Водоканал", который как отдельная структура существует с 2004 года, также остался в ведении районной власти. Местные главы поспешили делегировать положенные им по закону полномочия обратно наверх, что, по всеобщему мнению, было единственно верным решением. Правда, здесь налицо нежелательный "принцип невмешательства", местные главы теперь вовсе устраняются от решения многих вопросов.
Предприятие в последние годы работало с прибылью, удалось приобрести несколько единиц техники, установить 43 частотных преобразователя. В этом вопросе, кстати, надеются и на областную власть, ведь проводимая модернизация вполне укладывается в рамки региональной программы. Администрация района приобрела для "Водоканала" бывшую территорию районного МУП ЖКХ, на базе которого будет организована нормальная работа технических служб.
С будущим сложнее, пока абсолютно непонятно, на что именно будут средства и за какие объекты следует приниматься в первую очередь. Предприятие имеет одну из лучших инвестиционных программ, но рассчитывать на ее осуществление в полном объеме не приходится. Наиболее сложная ситуация – с заменой водопроводных сетей. Ежегодно необходимо заменять 15-16 километров, в последнее время удавалось проводить лишь вдвое меньший объем работ. В этом году получится, видимо, не более 3,5 километра. Это при том, что износ сетей около 70 процентов, а некоторые участки в критическом состоянии. Предприятие имеет все технические возможности для проведения необходимого объема работ, но нет достаточного финансирования. Под угрозой и целый ряд других проектов. Например, "Водоканал" вплотную занимается проектными вопросами по переводу нескольких водонапорных станций в режим автоматического управления с помощью радиомодемной связи.
Основной должник – МУП "Управляющая компания", которому, в свою очередь, не платит за полученные услуги население, и это не удивительно, учитывая, что с осени прошлого года число безработных в районе заметно возросло. Расходы на оплату труда работникам "Водоканала" заложены в тарифы, но нарастающий денежный голод ставит перед предприятием непростой выбор – либо сворачивать программы развития, либо сокращать людей.
Общая проблема для многих водоканалов области, в том числе и Селивановского, – тендеры. Право на осуществление работ получают нередко сторонние организации, которые занижают цену в конкурсных документах. Почти всегда приходится "зачищать" огрехи подрядчиков силами и на средства "Водоканала". На поверку выходит, что предприятие несет дополнительные расходы. По мнению многих руководителей, цена не должна быть главным фактором выбора исполнителя работ.

В будущее остается только верить
Для владимирской "коммуналки" хронический недостаток оборотных средств, нарастание долгов могут свести на "нет" все пореформенные начинания.
В настоящий момент долги областных предприятий продолжают расти, приближаясь к 700 миллионам рублей. Отрасль, в которой работают более 30 тысяч человек, снова лихорадит. Первое спасительное средство – возвращение доступного кредита. В свете последних решений федеральных властей о рекомендованной кредитной ставке для предприятий в размере не более 16 процентов это может стать реальностью. Не следует ли задуматься и о том, насколько уместно "вживление" принципов частной собственности в сферу коммунального хозяйства. Если по факту выходит так, что приватизированные предприятия остаются в собственности конкретного органа власти, смысл этого процесса остается как минимум неясным, а степень защищенности от внешних факторов вызывает куда больше вопросов. Кстати, не последнюю роль в проблемах коммунальщиков играют и недобросовестные неплательщики. Речь не идет о тех, кто живет у черты бедности, – здесь весьма наглядным является пример пенсионеров, которые платят как раз почти всегда в срок. Неплатежи накапливаются часто по вине обеспеченных граждан. Подобные текущие долги в условиях, когда перекредитоваться нет возможности, для предприятий становятся ахиллесовой пятой. Так что, сограждане, будем и мы ответственнее относиться к родному ЖКХ!
Впрочем, благополучие коммунальной сферы прямо зависит от всего, что происходит в экономике и обществе. Поистине наша "коммуналка" – это лакмусовая бумажка экономики.

Матвей ИВАНОВ

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике