Алкогольный рынок: ситуация стабилизируется

ЕСТЬ ПРОБЛЕМА Летом покупателей алкогольных напитков встречали опустевшие витрины. Сейчас ситуация приходит в норму. О проблемах алкорынка и его перспективах мы беседуем с заместителем директора Департамента развития предпринимательства,...

Летом покупателей алкогольных напитков встречали опустевшие витрины. Сейчас ситуация приходит в норму. О проблемах алкорынка и его перспективах мы беседуем с заместителем директора Департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг областной администрации Леонидом Шустровым.

– Леонид Иванович, одной из целей правительства была борьба с "левым" алкоголем. Оправдалась ли надежда?
– Борьба с контрафактом была всего лишь частью программы по исполнению нового законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Эта задача была поставлена не только перед федеральными органами власти, но и перед субъектами РФ. Изменения законов и нормативных актов направлялись на введение новых механизмов госрегулирования алкорынка, позволяющих также защитить рынок от поддельной, контрафактной и некачественной алкогольной продукции.
Теперь акцент сместился на розничную продажу алкопродукции и усиление контроля за этой сферой. С 1 января 2006 года значительно расширены права субъектов РФ по регулированию розничной продажи алкогольной продукции. Им дано право не только лицензировать розничную продажу алкогольной продукции, но и вводить, устанавливать ограничения по времени розничной продажи крепких спиртных напитков и по размеру уставного капитала организаций, продающих алкоголь в розницу.
Законодательство нашей области приводится в соответствие с федеральным, основная часть нормативных правовых документов уже принята. Одна из главных составляющих системы мер по защите рынка от некачественной продукции – декларирование розничной продажи алкоголя. По закону от 02.06.2006 № 70-03 декларирование введено на территории области с 1 июля 2006 года. Оно позволит не только получить статистику по поставляемой и реализуемой в розницу алкогольной продукции, но и станет одной из форм контроля за розничной продажей алкогольной продукции.
– Готова к этому торговля?
– Мы учли, что торговле надо подготовиться к исполнению новых правил игры. Учли и русский менталитет – то, что нужно сделать сегодня, часто откладывается на завтра. Запас времени организациям, торгующим алкопродукцией, дан немалый. Первый отчетный период наступает по окончании III квартала. В связи с необходимостью запуска и отладки программного обеспечения, решения организационных вопросов предполагается, что первоначально декларирование будет осуществляться в тестовом режиме, без строгого применения санкций.
Все вопросы по созданию и реализации механизмов защиты рынка области рассматриваются на заседаниях соответствующей областной межведомственной комиссии под председательством первого вице-губернатора Владимира Веретенникова.
На первом заседании 24 мая этого года за основное направление деятельности принято, что госконтроль за соблюдением организациями законодательства в этой сфере должен решать три основные проблемы:
– недопущение вреда жизни и здоровью населения;
– противодействие нанесению ущерба бюджету в связи с непоступлением налогов и акцизов;
– борьба с нанесением ущерба интересам хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою экономическую деятельность на законных основаниях.
– Поступают ли жалобы населения на торговлю некачественным алкоголем?
– В наш Департамент таких жалоб не поступало. Контроль за качеством уполномочено осуществлять областное управление Роспотребнадзора, руководитель которого входит в состав межведомственной комиссии.
– Предприниматели, торгующие алкоголем, должны были перерегистрироваться из физических лиц в юридические. Как прошел этот процесс?
– Перерегистрация предусмотрена Федеральным законом от 21.07.2005 №102-ФЗ, который ограничил с 1 июля 2006 года права индивидуальных предпринимателей в сфере розничной продажи алкопродукции. Наш департамент провел большую разъяснительную работу по исполнению требований законодательства. С 1 января по 10 августа этого года Департамент выдал около тысячи новых лицензий на розничную продажу алкоголя. Подавляющее большинство предпринимателей переоформились в юридические лица до 1 июля. Главная напряженность была вызвана тем, что немалая часть розничных торговцев оттягивала перерегистрацию на последний момент. Они все надеялись на отмену этого законодательного акта.
– Запрет на продажу алкогольных напитков со старыми марками ударил и по покупателям, и по продавцам. Можно было бы обойтись без этого?
– Запрет распространения с 1 июля этого года алкоголя, маркированного до 31 декабря 2005 года, связан с изменениями федерального законодательства. Все изменения в области розничной продажи алкогольной продукции введены Федеральным законом, принятым за год до их вступления в силу. Основной проблемой явилось то, что некоторые предприниматели опрометчиво рассчитывали: новые нормы не будут реализованы. Они и столкнулись с тем, что закупленный ими запас алкоголя со старыми акцизными марками не удалось распродать или вернуть производителю до 1 июля, как это было предусмотрено законодательством. Большая же часть предпринимателей заранее подготовилась к нововведениям, и у них таких осложнений не возникло.
Сейчас обстановка в розничной продаже алкогольной продукции во Владимирской области стабилизируется. Как минимум, это касается наиболее раскупаемых напитков.

Беседовал Сергей БАРАНОВ.
Фото Николая СМИРНОВА.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике