– Почему, несмотря на огромные доходы, которые приносит туризм, в Суздале плохие дороги, не хватает туалетов, скамеек, урн? – с этого неприятного вопроса началась наша беседа с мэром Сергеем Годуниным. – Жителям не стыдно, что город-музей предстает перед его гостями в неприглядном виде?

– Все, что вы говорите, – справедливо, – ответил Сергей Борисович. – Более того, надо признать, что и мы, руководители города, могли бы сделать больше для того, чтобы суздаляне не слышали подобных нареканий. Но не все зависит от горожан. У проблемы есть и другая, не менее существенная сторона. "А как живется самим жителям города-музея?" – почему-то все, кто бросает камушки в наш огород, забывают задать себе этот вопрос.

И в самом деле, горожане ходят по тем же улицам, что и гости Суздаля, ездят на транспорте по разбитым дорогам, платят за тепло в домах самые высокие тарифы в области. В городе остра проблема переселения жителей из аварийного и ветхого жилфонда, 390 семей стоит на учете по улучшению жилищных условий.

Мало того, что Сергей Годунин и его команда столкнулись со всеми этими проблемами только в конце прошлого года (а такие вопросы по мановению волшебной палочки не решить), так еще с 1 января 2006 года, после вступления в силу 131-го ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" город утратил статус города областного подчинения и стал городским поселением, входящим в муниципальное образование Суздальский район.

И остался всего с 4-мя видами налогов вместо 14-ти, ранее поступавших в бюджет. Более того, уже после утверждения бюджета 2006 года Федерация лишила его еще 13% доходов (половины арендной платы за землю и поступлений от штрафов). Весь бюджет "скукожился" до 30 миллионов рублей, 10% из которых составляют дотации области.

– Не дай нам Бог жить в эпоху перемен, – комментирует ситуацию Сергей Годунин известной китайской поговоркой.

А чем меньше бюджет, тем важнее каждый поступающий в него рубль, тем значимее любые позитивные тенденции в экономике. За прошлый год общий объем промышленного производства в городе вырос на 28%, общий выпуск продукции в денежном выражении приблизился к 450 млн. руб. Рост производства на Суздальском молочном заводе составил 36,1%, на медоваренном заводе выпуск продукции увеличился в 1,8 раза. В промышленности занято менее 19% общего числа работающих, но на их долю приходится 68% от общего объема прибыли.

С каждым годом все больше туристов приезжают в Суздаль. Рост туристического потока стимулирует социально-экономическое развитие города, создание новых рабочих мест. В прошлом году введена в строй первая очередь гостиничного комплекса "Пушкарская слобода", завершено строительство отеля "Кремлевкий" на 32 места, реконструируется номерной фонд ОАО "Турцентр" и ООО "Восход-Проект", с 922 (2002 год) до 1352 выросло общее количество мест в гостиницах и гостевых домиках, с 38 до 41 – число предприятий общественного питания. Почти на 40% вырос объем пассажирских перевозок, осуществляемых ОАО "Суздальское АТП". Более 30 индивидуальных предпринимателей перевозят жителей и гостей города на такси. В Суздале зарегистрировано 35 конных экипажей. Но все городские предприниматели, платящие налог на вмененный доход, перечисляют средства в бюджет района. А только тех, кто торгует сувенирами, в Суздале около 200 человек.

При остром недостатке средств мэрии города приходится четко расставлять приоритеты, изыскивать различные возможности для пополнения бюджета и решения стоящих перед Суздалем проблем.

Всего 10% от НДФЛ остается в городской казне. В этом году Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику впервые придется платить за пользование землей, а в его пользовании находится немало земельных площадей. Для города важно выявить все неучтенные земли, чтобы получить возможность пополнить бюджет за счет сдачи в аренду их и неприватизированных помещений. К сентябрю эта работа будет завершена.

Еще одним источником дохода станет продажа здания автовокзала и прилегающих к нему земель: в свое время для него было выбрано неудачное место, вдали от туристических объектов и жилых районов. Благодаря ей и аренде 6 га примыкающих к автовокзалу земель, глава рассчитывает получить достаточно средств для реконструкции 61 протекающей плоской крыши домов на улице Советской, которые станут двускатными. В 2006 году планируется реконструировать 14 крыш.

Без автовокзала Суздаль не останется. Новый будет открыт на Советской, где по генплану города будут жить 70% его жителей. У вокзала появится супермаркет, будет проложено 100 метров дороги, которая соединит промзону с объездной дорогой.

Старое здание автовокзала после продажи превратится в гостинично-выставочный комплекс, рядом с которым разместится гостиница "Княжий двор" и, возможно, ипподром. Ведущая в город улица превратится в квартал развлечений.

– Будет, – убежден Годунин, – решена и проблема переселения жителей ветхого и аварийного жилья. Инвесторам будут предоставляться земли под строительство объектов только с условием предоставления жилья нуждающимся. Такие торги уже ведутся.

А проблема тарифов на тепло, которые сегодня на 1/3 выше, чем во Владимире, будет решена за счет правильной организации всей системы теплоснабжения. Наша котельная сегодня загружена на 35% мощности – большинство крупных потребителей имеет собственные источники тепла.

Более того, в изношенных и протяженных теплотрассах теряется много тепла. За счет небольших и недорогих модульных котельных мы получим возможность отказаться от старой котельной и подачи тепла на значительные расстояния. Тарифы на тепло станут вполне приемлемыми.

Предстоит построить в городе и пару новых туалетов. Благодаря им и приватизации муниципального туалета эта проблема исчезнет. Во время массовых мероприятий мы планируем использовать и биотуалеты. Будут изыскиваться и средства для установки скамеек и урн.

Судя по настроению Сергея Борисовича Годунина, пройдет совсем немного времени, и местным жителям уже не придется краснеть за состояние родного города, а им самим будет жить куда комфортнее, чем сегодня.

Сергей ВИКТОРОВ.
Фото Ольги ШУЛЬГИ и Рудольфа НОВИКОВА.
г.Суздаль.

Из досье "Призыва"
В Суздале постоянно живут 11,5 тысячи человек. Площадь городских земель – 15 кв. км.
Первое упоминание Суздаля в летописях относится к 1024 году. В городе более 300 исторических памятников культового и гражданского характера, сохранилась застройка XVIII-XIX веков.
Поэтому основным направлением экономического развития города стал туризм. В 2005 году Суздаль посетило более 600 тысяч туристов. План стратегического развития города предусматривает, что к 2009 году туристический поток вырастет до миллиона человек.
В среднем каждый турист оставляет в Суздале около 2000 рублей (питание, проживание, приобретение сувениров, экскурсионное обслуживание, прочие услуги). Суммарные денежные поступления в сфере туризма составляют около 1 миллиарда 200 миллионов рублей (около 100000 рублей на одного жителя).

Личное дело
Сергей Борисович Годунин родился в Суздале в 1956 году. После окончания радиотехнического факультета Владимирского политехнического института служил в пограничных войсках в Карелии. Затем заочно получил высшее юридическое образование и 21 год служил в Суздальском РОВД. Начинал старшим экспертом-криминалистом, закончил заместителем начальника РОВД.
После увольнения из ОВД работал начальником юридического отдела горадминистрации, экспертом-юристом в агентстве муниципального развития и одновременно – управляющим (исполнительным директором) Суздальского медоваренного завода. В 1989-93 годах был депутатом горсовета, заместителем председателя Суздальского Совета.
С 24 октября 2005 года – глава Суздаля.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике