Профессия казначея такая же древняя, как и сами деньги. Они, как известно, счет любят. От того, насколько их тщательно считают, во многом зависит и сегодня благополучие государственных финансов

ЛИЧНОЕ ДЕЛО:
Начальник управления Федерального казначейства по Владимирской области Ольга Михайловна Бочарова родилась в Североуральске Свердловской области. В 1975 году закончила Московский институт управления имени Орджоникидзе.

Работала руководителем группы экономического обоснования во "Владгражданпроекте", 5 лет в Орле в системе ЖКХ, затем – заместителем председателя горплана во Владимирском горисполкоме. Создавала во Владимире Антимонопольное управление и областное казначейство.

Награждена медалью "Ветеран труда", медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, Почетной грамотой Минфина РФ, удостоена почетного звания "Заслуженный экономист РФ" и нагрудного знака "Отличник финансовой службы".

От царей до комиссаров

На Руси еще в XV веке, в период царствования Ивана III, появились казенные дворы – прообраз казначейской службы.

В 1775 году их сменили казенные палаты. А в 1821 году император Александр I создал при Министерстве финансов Департамент государственного казначейства, ставший ядром всей казначейской службы в России. Он ведал вопросами приема и хранения доходов, учета и контроля, производством расходов.

В разные периоды на казначейство возлагались новые обязанности. Постепенно в России сформировалась единая и эффективная финансовая структура. События 1917 года стали для нее роковыми. Новой власти, собиравшейся строить экономику вне рыночных отношений, казначейства были не нужны. Проводя линию на объединение всего сметно-расчетного и кассового дела, СНК принял в октябре 1918 года постановление о слиянии казначейства с учреждениями Народного банка. Он сосредоточил в своих руках кредитное дело, финансирование хозяйства страны и аппарата управления, всю сметно-бюджетную работу, руководство денежным обращением.

На местах развернули деятельность финансовые отделы исполкомов местных Советов. Кассовые функции казначейства отошли к отделениям Народного банка. Формирование и исполнение бюджета было законодательно отнесено к компетенции исполнительной власти.

Во времена перемен

До перестройки все стадии бюджетного процесса обеспечивались системой финансовых органов, бывших одновременно в подчинении Министерства финансов и органов власти в регионах, а также Государственного банка.

До 1991 года Госбанк СССР с его сетью (Агропромбанк, Промстройбанк, Сбербанк) обеспечивал полный учет доходов, расходов и остатков средств федерального бюджета. Далее, в связи с развитием рыночных отношений, началось разрушение централизованной банковской системы. Образовалось огромное количество (более 3 тысяч) разрозненных коммерческих банков.

Перед Центробанком РФ главными стали задачи по организации денежного обращения и лицензированию банковской деятельности. Отошли на второй план вопросы исполнения федерального бюджета, был серьезно ослаблен учет бюджетных средств.

Феномен бурного роста новой банковской системы далеко не однозначен: на каких ресурсах в стагнирующей экономике могли появиться три тысячи коммерческих банков? В них оказалось большинство счетов бюджетных учреждений. Эти банки в стараниях по привлечению кредитных ресурсов устранились от контроля за целевым использованием государственных федеральных средств.

В конце 1991 года произошли коренные изменения в бюджетном устройстве страны. Прекратил свое существование государственный бюджет СССР, возникла система, состоящая из равноправных элементов – федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

На первом этапе процесс развивался по инерции. В частности, при организации исполнения федерального бюджета предпринимались попытки опереться на финансовые органы регионов.

И хотя по закону о бюджетном устройстве они были отделены от Министерства финансов, главы администраций какое-то время продолжали представлять в него на утверждение их руководителей.

Но законодательное закрепление самостоятельности бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований в рамках единой бюджетной системы России освободило финансовые органы от обязательного контроля за правильностью и целевым характером использования средств федерального бюджета.

Их усилия сосредоточились на работе с региональными и местными бюджетами.

Налоговые органы также не были ответственны за исполнение федерального бюджета – их функции ограничивались контролем за соблюдением налогового законодательства. И межуровневое распределение поступающих налогов и фактическое распоряжение счетами федерального бюджета по доходам для них противоестественно.

Неудивительно, что выполнение налоговыми органами этих задач характеризовалось низкой оперативностью зачисления доходов на счета федерального бюджета. Отсутствовал единый порядок распределения поступающих доходов между бюджетами разных уровней, а таже передачи в местные бюджеты отчислений от поступлений по федеральным налогам и доходам.

Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы дали практически безальтернативное решение.

В Министерстве финансов назрела необходимость организации федерального казначейства. Первым этапом установления контроля Правительством РФ за государственными финансами явился перевод федерального бюджета на казначейскую систему исполнения.

Основным назначением воссозданного ведомства было содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами.

Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственной казны, а также возможности эффективного управления ею.

Правительство должно знать, сколько у него денег, сколько из них оно должно отдать – когда и кому, а также прогнозировать, сколько и в какое время оно получит доходов. Основным поставщиком этой информации и стало Федеральное казначейство.

Эти данные позволяют Правительству оценить работу органов государственного управления и получить более ясное представление об экономических последствиях проводимой им бюджетной политики.

Становится видно, кто и как тратит бюджетные средства – какое Министерство их недоиспользует, а какое испытывает затруднения.

В соответствии с Бюджетным кодексом
Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 года и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года было принято решение о воссоздании Федерального казначейства в составе Министерства финансов.

На него возлагались следующие функции: предварительный, текущий и последующий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета и распределение доходов между уровнями бюджетной системы.

Казначейство стало банком для более чем 60-и тысяч организаций России, получающих финансирование из федерального бюджета.

1 января 2000 года вступил в действие Бюджетный кодекс, который установил правовой статус всех участников бюджетного процесса. В нем были закреплены основные принципы межбюджетных отношений и определена их ответственность. Сложившиеся к тому времени функции Федерального казначейства практически не изменились.

До 2004 года органами казначейства обеспечивалось только доведение объемов финансирования реестрами, которые детально регламентировали расходы распорядителя и получателя на заработную плату, приобретение предметов снабжения и расходных материалов, командировки и служебные разъезды, оплата коммунальных услуг, капитальных и текущих ремонтов и т.д и т.п.
Такой механизм финансирования связывал руки получателей средств, мешая им выполнять возложенные на них государственные функции.

Кроме того, уже не один год обсуждалась проблема того, что на лицевых счетах бюджетополучателей зависали значительные суммы – а это означало, что деньги не работают. Когда претензии в неэффективном использовании средств предъявлялись руководителям бюджетных организаций, они объясняли это отсутствием самостоятельности в их расходовании. Например, необходимо срочно произвести ремонт отопительной системы, вышедшей из строя, но в реестре финансирования данная статья расходов на этот месяц не предусмотрена.

С 2004 года механизм финансирования претерпел изменения, вызванные здравым смыслом и экономической целесообразностью. Это позволило избавить руководителей бюджетных организаций от мелочной опеки и дать им больший маневр в расходах.

В то же время казначейское исполнение бюджета избавляет руководство бюджетных организаций от головной боли, связанной с отслеживанием того, насколько правильно разруливаются финансовые потоки.
Губернатор области Николай Виноградов один из первых в России отдал областной бюджет под попечительство органов казначейства области. Аналогично поступили и главы районов. Если поначалу в предложении перейти на казначейское исполнение бюджета они видели некую угрозу их самостоятельности, то сейчас они в полной мере осознали выгоды от сотрудничества с казначейством.

Дела текущих дней

Через органы Федерального казначейства идут также финансовые потоки, направленные на социальную поддержку населения. Осуществляется финансирование сертификатов на приобретение жилья военнослужащим и гражданам из районов Крайнего Севера, выплаты гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия, и предварительной компенсации по гарантированным вкладам в организациях государственного страхования.

Все налоги и сборы зачисляются на счет управления Федерального казначейства по Владимирской области.
Это ускоряет получение отчетности по исполнению доходной части бюджетов всех уровней, а также обеспечивает соблюдение нормативов распределения доходов между бюджетами. Созданы максимальные удобства для налогоплательщиков в части их права на своевременное получение излишне уплаченных налогов и сборов. Оперативнее стали возвраты налогов в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.

Работают профессионалы

Без соответствующего информационно-технического обеспечения успешно решать объем задач, возложенных на органы Федерального казначейства, невозможно. Сегодня все подразделения оснащены современной компьютерной техникой, внедрены прогрессивные методы взаимодействия органов федерального казначейства с обслуживаемыми клиентами и администраторами платежей, используется система электронного документооборота.

В Управлении большое внимание уделяется повышению квалификации государственных служащих и их профессиональной подготовке. Из 532 специалистов управления 439 имеют высшее профильное образование. Те, у кого его нет, доучиваются в процессе работы – например, в 2004 и 2005 годах получили второе высшее образование 63 человека. Коллектив наших работников отличают высокий профессионализм, ответственное отношение к порученному делу, грамотность и компетентность. Многие из них работают со дня основания управления. Это люди, влюбленные в свое дело и преданные своей профессии.

Коллектив Управления Федерального казначейства по Владимирской области неоднократно награждался Почетной грамотой Министерства финансов РФ. 108 человек отмечены знаком "Отличник финансовой работы", 5 – Почетной грамотой Министерства финансов РФ, 6 – юбилейной медалью "200 лет Минфину России", 1 – благодарностью министра финансов.

Почетное звание "Заслуженный экономист Российской Федерации" было присвоено руководителю управления Ольге Михайловне Бочаровой и ее заместителю Светлане Евгеньевне Лаптевой. Два сотрудника управления были удостоены медали ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Отдел правового обеспечения поощрялся Почетной грамотой Федерального казначейства.

Сергей БАРАНОВ.
Фото Александра Асауляка.
г.Владимир.

ПОЗДРАВЛЕНИЕ
8 декабря сотрудники управления казначейства по Владимирской области вместе со своими коллегами отпразднуют 13-ю годовщину со дня воссоздания своей службы в России.
От имени главного казначея области Ольги Михайловны Бочаровой поздравляем всех хранителей казны с профессиональным праздником и желаем им крепкого здоровья, личного счастья, благополучия, успехов и плодотворной деятельности в совершенствовании и развитии казначейской системы России.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике