ОАО "Автоприбор": Постановление правительства испортило "погоду" в автопроме. Но мы оделись по погоде

"Призыв" уже не раз писал о состоянии дел в российской автомобильной промышленности, шаг за шагом сдающей свои позиции в острой конкурентной борьбе с зарубежными автомобильными корпорациями, о ситуации на тесно связанных с отраслью владимирских предприятиях. Сегодня о своем понимании названных проблем читателям газеты расскажет генеральный директор завода "Автоприбор" Алексей Александрович Мельников.

Автопром на грани банкротства

– Говорят, что правительство "устало" поддерживать отечественные автозаводы и намерено перенаправить свои усилия на открывающиеся в России "отверточные" производства, которые организуются самыми известными западными фирмами?

– Я считаю, что отчасти этот тезис верен. Вероятно, управлять автомобильной отраслью достаточно сложно, но это не значит, что ей управлять нельзя. Дело, видимо, не в том, что правительство "устало", а в том, что оно не очень-то и умеет управлять. В последние 3-4 года оно напоминает мне учителя-дилетанта, который вместо того, чтобы находить способы и пути мотивации, заставляющие учеников учиться, совершенствоваться, чуть что хватается за плетку и сечет их за то, что сам не умеет передать свои знания. И я думаю, что принятое 29 апреля 2005 года решение "обнулить" таможенные пошлины на 62 группы автокомпонентов как раз и демонстрирует тот скудный инструментарий, которым только и умеет пользоваться правительство.

– Какие последствия может повлечь за собой это правительственное решение?

– Беспошлинная перекачка товаров оттуда, где научились работать хорошо, качественно и дешево, дает сиюминутный эффект снижения цен на автомобили, но вслед за ним идет целый ряд негативных явлений: не загружается в полном объеме отечественный автопром, не платится зарплата, не перечисляются налоги. Японские аналитики подсчитали, что через 1,5-2 года около 250 российских производителей автокомпонентов ждет неминуемое бакротство. Вслед за этим начнется экономическая депрессия в отрасли. Отсутствие задач на развитие производства, на его техническое совершествование ведет к сокращению заказа на научные разработки, на специалистов, на инженеров, на рабочих. Кризис проникает и в производственную, и в образовательную сферы. А это уже шаг к деградации нации.

Пересядем в иномарки?

– А были ли примеры, когда политика государства стимулировала развитие производства?

– Пятнадцать лет назад Китай не имел никакой автомобильной промышленности. И тогда власти разрешили первому автогиганту – "Фольксвагену" – развернуть свое производство в стране с условием передать 51% своих акций государству и жесткими требованиями локализации. Им было разрешено в течение 5 лет беспошлинно ввозить в Китай автокомпоненты, наладив за это время производство не менее 50% из них на месте. Поэтому Китай очень быстро развернул собственный автопром и скоро станет третьей страной в мире по объемам выпускаемых автомобилей, обогнав Германию. В России же только наращиваются объемы "отверточного" производства, но за счет того, что практически все автокомпоненты выпускаются за рубежом, экономика страны остается без прибавочной стоимости, которая достается западным автомобильным корпорациям.

– Алексей Александрович, а как постановление отразилось на работе крупнейших российских автопредприятий?

– На ВАЗе, к примеру, сократили 4 производственных смены в месяц. Существенно снизилась рентабельность, а значит, и вложение денег в само производство. Объявлено о грядущем сокращении.

В первом полугодии 2005 года производство отечественных автомобилей сократилось почти на 6,5%. По расчетам статистиков, россияне в 2005 году купят более 500 тысяч новых импортных автомобилей. Еще 150 тысяч будет собрано из импортных комплектующих. Для кого, если тысячи бывших работников автопрома окажутся на улице?

Наученные горьким опытом

– Кризис затронул и "Автоприбор"?

– Разумеется. В своих среднесрочных планах завода было объявлено о возможном сокращении численности работников предприятия. Но в такую ситуацию мы попадаем не в первый раз, и уже знаем, как "одеться в непогоду". В 1998 году перед дефолтом завод работал три-четыре дня в неделю, зарплата выдавалась с полугодичной задержкой. И мы поняли: надо жить по законам глобальной экономики, принимать ее правила, а не печалиться о происходящем. Когда погода портится, надо соответственно ей одеваться. Для нас "одеваться по погоде" значит перенимать те методы работы, скорость принятия решений, качество, которыми владеют лучшие в мире автопроизводители, стараться превзойти их. Из любой критической ситуации есть два выхода: идти к банкротству или, понимая, что отступать больше некуда, стремиться побеждать в конкурентной борьбе. И самые неблаговидные решения надо принимать как прогноз погоды и соответствующим образом одеваться. То есть менять психологию людей, по-другому смотреть на те процессы, участниками которых мы являемся. Видимой частью этой сложнейшей работы стал переход на новые системы менеджмента качества. Сначала, причем, раньше всех в области, перешли на ИСО-9001, а также провели ряд последовательных мероприятий, направленных на улучшение сложившейся на заводе ситуации. Сейчас готовимся к переходу на международную систему управления предприятием ИСО/ТУ16949:2002, сертификат которой в области тоже пока никто не получал. Без него с нами крупнейшие автопредприятия мира не стали бы даже разговаривать. Но это вовсе не значит, что мы намерены сосредоточить все усилия на сотрудничество с западными компаниями в ущерб годами складывающимуся взаимодействию с отечественными предприятиями. В этой системе заложены определенные процедуры, направленные на непрерывное улучшение всех производственных процессов и, главное, на изменение психологии работников завода, их ментальности. За последнии 1,5 месяца с техническим аудитом у нас побывали такие известные во всем мире поставщики автокомпонентов, как "Valio" (Франция), "Visteon" (США), "Denso" (Япония). Мы получили только несколько вполне устранимых замечаний.

К нам стали приходить молодые, амбициозные специалисты. Особенно хорошо работает команда молодых конструкторов, от которых требуется высокая скорость освоения новой для завода продукции, хорошее качество и попадание в расчетную цену. Уже сегодня мы в 2-3 раза быстрее, чем 3-4 года назад, осваиваем новые изделия. Поставлена задача максимально защитить наши разработки, и в 2005 году подано уже несколько заявок на патенты. Благодаря усиленной мотивации молодежь, достигнув определенного уровня, уже не стремится уйти с завода. Мы существенно снизили издержки и по некоторым изделиям заметно снизили цену. Да, рентабельность уменьшилась, но получили большую загрузку и обеспечили себя заказами от отечественного автопрома и практически от всех "отверочников". В том числе – поставка системы стеклоочистки на "Форд" ("Фокус-2") и в будущем – комбинаций приборов. Пошли первые изделия на ЗАЗ, где в 2005 году выйдут на годовую мощность в 120 тысяч корейских автомобилей. Есть договор и с "Renault", которое выпускает "Renault-Logan" на территории бывшего АЗЛК. Мы вошли в новый отечественный проект "Калина". И не только поставляем компоненты для нее, но и одно из наших предприятий занимается розничной продажей этих автомобилей. Поэтому завод пока работает в три смены, включая субботы.

Массовых сокращений не ожидается

– Значит, речь о массовых сокращениях на "Автоприборе" не идет?

– О массовых, одназначно, нет. Сегодня мы расширяем ассортимент выпускаемой продукции, изменяем его, усовершенствуем, постоянно улучшаем качество. Те, кто может и хочет переучиваться, осваивать новые профессии, получают такую возможность за счет завода. Более того, на сегодняшний день, хотя и идут небольшие сокращения, нам нужны еще не менее 500 специалистов.

– Какие еще изменения происходят на заводе?

– Мы последовательно отсекаем несвойственные предприятию функции. Отделились транспортный цех, столовая, охрана, детский лагерь, профилакторий, поликлиника. Но это не значит, что теряем с ними связи. Два месяца назад перешли на хозрасчет цеха нестандартного оборудования и инструментальный, которые станут самостоятельными юридическими лицами. Они уже получили первые заказы со стороны. Просматриваются еще на десятки миллионов рублей.Около 2 тысяч человек заняты на производствах, которые размещены в Коврове, Радужном и Асерхово. Мы их поддерживаем, направляем им свои заказы. Непосредственно на ОАО "Автоприбор" сейчас занято 5438 человек, а общая численность тех, кто так или иначе связан с "Автоприбором", составляет около 10 тысяч человек. В обозримом будущем завод станет площадкой для нескольких юридических лиц, связанных едиными инженерной инфраструктурой и капиталом. Каждое из них будет иметь свою специализацию, направленную, в первую очередь, на решение задач, поставленных перед ними автопромом.

Более 25% нашей продукции сегодня попадает на вторичный рынок – в автомагазины. Огромный спрос в нашем Торговом доме на изделия,предназначенные для автомобилей "Нива", "ГАЗ", "ВАЗ". И главное – завод ежедневно из года в год перечисляет в бюджеты всех уровней не меньше миллиона рублей. Устойчивая работа "Автоприбора" выгодна всем – стране, городу, коллективу. Не зря мы выбрали своим лозунгом "Нам с Вами по пути!"

Сергей ВИКТОРОВ.

г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике