Акцизы на бензин: наша область в проигрыше

Правительство хотело как лучше, но опять получилось как всегда

Полгода назад в России был принят Закон "О внесении изменений и дополнений в главу 22 Налогового кодекса". С начала 2003 года акцизы не только возрастают на 45%, но акцент в их уплате переносится с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на конечных продавцов. Минэкононразвития, предполагало, что закон будет способствовать пополнению региональных бюджетов, которые с отменой дорожного налога лишились заметной статьи дохода. Но на деле все оборачивается таким образом, что нас ожидает не только 25-30-процентное повышение цен на горючее. Область может недосчитаться минимум 400 млн. руб. в доходной части бюджета.

В чем тут дело? Дело в том, что конечный продавец может платить акциз на ГСМ лишь в том случае, если получит соответствующее свидетельство. А оно выдается только владельцам автозаправочных станций. Это не означает, что все арендаторы бензоколонок обязаны немедленно закрыться. Акциз за них заплатит тот НПЗ, где они берут ГСМ. Вот только горючку АЗС будут вынуждены покупать по более высокой цене, в которой уже "сидит" акциз (890 руб. с тонны дизельного топлива и от 2000 руб. с тонны бензина). И акцизные деньги пойдут в бюджет не Владимирской области (поскольку у нас нет своего НПЗ), а той, где приобретены горюче-смазочные материалы. А это – те самые 400 млн. руб.

ОАО "ЛУКОЙЛ-Владимирнефтепродукт" возникло на базе бывшего ОАО "Владимирнефтепродукт" и унаследовало в собственность все его объекты. Именно поэтому сегодня это единственная компания в области, которая может похвастаться стопроцентным выполнением нового закона. Более того, "ЛУКОЙЛ-Владимирнефтепродукт" может претендовать на последующее возмещение части акциза (что предусмотрено законодательством). Поэтому положение "ЛУКОЙЛ-Владимирнефтепродукта" представляется наиболее выгодным.

Совсем по другому принципу организована работа ТНК. Заинтересованная в быстром наращивании своего присутствия в регионе, "Тюменская нефтяная компания" несколько лет назад стала активно развивать джобберскую сеть. Джобберы (от англ. job -работа) – независимые владельцы АЗС, приобретающие и реализующие продукцию под маркой ТНК. Это довольно выгодная схема работы, которой пользуются во многих странах мира.

До конца прошлого года система неплохо действовала и в России. Но дело в том, что многие из джобберов не являются собственниками автозаправок. Поэтому акциз за владимирских джобберов ТНК по идее должен платить Рязанский НПЗ (принадлежащий "материнской" компании – ТНК), где они и берут горючее. Но Тюменская нефтяная компания не намерена приобретать для Рязанского НПЗ свидетельства для уплаты акциза (значит, акциз будет уплачиваться где-то еще в третьем месте). В структуре сбыта Рязанского НПЗ на Владимирскую область приходится всего 15%. Поэтому не исключено, что кто-то из нынешних владимирских партнеров ТНК начнет усиленно подыскивать себе других партнеров.

Владимирское подразделение "Татнефти" также не является собственником производственных мощностей, а арендует их. Головная компания не против платить акцизы во Владимире, но для этого надо менять отношения собственности, переоформлять кучу бумаг.

Без сомнения, новый порядок уплаты акциза выгоден, в первую очередь, для крупных нефтяных компаний. Их производственные мощности находятся в 25 субъектах Российской Федерации, и уплата акцизных сборов там не составит проблем. Но как быть тем, кто не обзавелся своим нефтеперегонным заводиком? До недавнего времени отсутствие во Владимире НПЗ было скорее плюсом, чем минусом. Имеется в виду не только экология, но и то, что, имея в соседних областях 4 завода (в Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде и Рязани), мы могли маневрировать ценами, не допускать засилья монополизма. Теперь же ситуация оборачивается совсем по-другому.

В подобном положении оказалась не только Владимирская, но и десятки других областей России. Выходом из положения могло бы стать снятие ограничений, мешающих уплате акцизных платежей по месту фактической конечной продажи горюче-смазочных материалов. Наша область, совместно с соседями, готова выступить с соответствующей законодательной инициативой. Вот только не ясно, как скоро Минэкономразвития в лице Германа Грефа согласится признать, что с новым порядком уплаты акцизов вышла "неувязочка".

В нашей области более 260 АЗС, не считая ведомственных. Около 85% рынка ГСМ приходится на три ведущие компании – "ЛУКОЙЛ-Владимирнефтепродукт", "Тюменская нефтяная компания" (ТНК)
и "Татнефть".

А теперь, автолюбители, читайте особо внимательно! Пока в верхах будут вестись словесные дебаты, имейте в виду, что некоторые горюче-смазочные материалы реализуются без акцизов. Это прямогонный бензин и судовое топливо. Об этом знают и на автозаправках. Насколько такое, с позволения сказать, горючее приемлемо для вашей машины – решать вам.

Страницу подготовил Владимир СЕМИН.

г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике