запаска

Роста цен на бензин до весны не будет

В первые дни 2003 года бензин в России подорожал в среднем на 2%. По мнению лидеров Российского топливного союза, более серьезных скачков цен в ближайшее время не предвидится.

Слухи о подорожании бензина после Нового года до 17 и больше рублей за литр пока остаются слухами. Но цены на прошлой неделе все же поползли вверх. Подорожало топливо, правда, не по всей России. В Москве, на долю которой приходятся 10% всего продаваемого в стране бензина, стоимость заправки остается прежней. В Петербурге и еще 7 регионах Госкомстат и вовсе зафиксировал некоторое снижение цен.

Рекордный рост цены на топливо установила Пермь – здесь, по данным Госкомстата, цены подскочили на 15%. В Красноярском крае и Иркутской области – на рубль больше.

В среднем по России за первую неделю 2003 года бензин в России подорожал на 2%. Ожидать значительных скачков бензиновых цен, по мнению исполнительного директора Российского топливного союза (РТС) Григория Сергиенко, пока не стоит. Дефицита топлива на внутреннем рынке нет, объемы поставок с заводов способны обеспечить традиционно снижающийся зимой спрос. Отдельные ценовые "взрывы», наподобие пермского, объясняются несовершенством нового законодательства по сбору акцизов на топливо.

Акцизы на бензин и дизтопливо взимаются отныне не с производителей, а с АЗС и перепродавцов. Новый порядок должен ликвидировать "несправедливость», когда деньги уходили в бюджеты не тех регионов, где покупают больше топлива, а тех, где построены НПЗ.

Наибольшие выгоды от новой системы взимания акцизов должна получить Москва, крупнейший бензиновый рынок страны.

Если до сих пор единственным плательщиком акцизов здесь был Московский НПЗ, с которого в 2002 году в городскую казну поступило около 2,5 млрд руб., то в 2003 году акцизы будут платить владельцы сотен АЗС, многие из которых получают топливо с других НПЗ. Сбор акцизов должен вырасти до 5,5 млрд. руб.

Перераспределение средств между региональными бюджетами стало причиной скачков бензиновых цен в Перми и других регионах, а в перспективе может дорого обойтись автовладельцам России. Операторы стремились перестраховаться, повышая цены на топливо, чтобы иметь средства для выплаты этого налога при введении возвратно-зачетных схем его уплаты.

Речь идет о том, что ставка акциза, увеличенного с 1 января до 45%, будет закладываться в стоимость бензина не только на АЗС, но и на НПЗ, а то еще и при доставке в другой регион через посредника.

В случае двойной-тройной ставки стоимость Аи-92 может подскочить до 17 рублей за литр.

Если же разработанная налоговиками система будет работать без сбоев, бензин в России до начала весны, когда спрос на него возрастет, не должен подорожать более чем на 3–4%. Такого повышения цен, по мнению налоговых служб, будет достаточно для покрытия убытков торговцев топливом от увеличения ставок акциза. До этого же уровня со временем снизят цены и поспешившие "подстраховаться» владельцы АЗС.

Но поднять цену бензина может и дефицит топлива. О такой возможности много говорят эксперты. Благодаря снижению вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, которые с 1 января не могут превышать 90% предельной ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть, экспорт нефтепродуктов стал более выгодным.

Тем более, что и возможность для увеличения экспорта нефтепродуктов в отличие от сырой нефти есть. Только по сетям АО "Транснефтепродукт», по которым бензин с 15 российских и белорусских НПЗ перекачивается в различные регионы России и другие страны, сейчас на экспорт ежегодно отправляется около 15 млн тонн бензина, и в компании считают, что объемы экспорта можно увеличить как минимум вдвое.

По материалам Battery.Ru подготовил С.Б.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике