Отдых: две недели на море и пятьдесят – на мели?

Вряд ли кризис заставит владимирцев меньше отдыхать. Но поездкам за границу многие предпочтут отдых внутри страны

Вряд ли кризис заставит владимирцев меньше отдыхать. Но поездкам за границу многие предпочтут отдых внутри страны
Несмотря на то, что кризис напомнил нам о бережливости, вряд ли мы начнем с экономии на себе. Так уж устроена широкая русская душа: приятный отдых необходим нам не меньше, чем полезные трудовые будни. И даже если все вокруг твердят, что лучше поберечь деньги – не за горами "черные дни", страх перемен, желание спрятаться и забыться, схватить последний глоточек солнца может оказаться куда сильнее голоса разума. Поэтому сотрудники владимирских туристических фирм далеки от паники: люди не перестанут путешествовать.

Психология кризиса
Психологи считают, что кризис – явление не только сугубо экономическое. Смятение прежде всего – в мозгах. Мы страдаем от непонимания того, что происходит вокруг, нас мучает ощущение нестабильности, неуверенности в завтрашнем дне. Кажется, надо перекраивать свою жизнь, надо пересматривать налаженный быт. Есть такое слово – "надо", но нет сил "быть умницей", брать ответственность за себя и других, решительно что-то менять, да и устали после зимы.
Вопреки здравой логике душа неистово требует погулять вдоволь, пусть на последние (в бухгалтерии как раз выплатили зарплату за два месяца по сокращению). И вроде бы надо идти за поддержкой в антикризисные службы, вставать на биржу труда или вкладывать сбережения в профессиональную переподготовку, но сердце просится в полет.
Этот распространенный и очень тревожный признак в чем-то сходен с синдромом азартного игрока: "Сейчас потрачу последнее и выиграю", "Окунусь в море, а там – золотая рыбка", "Вернусь с курорта счастливый, а у порога работодатель с вакансией ждет". Да, иногда это случается. Даже Рокфеллер сделал состояние после того, как купил на последние деньги дорогой костюм и стал членом гольф-клуба. Но на 99 процентов счастье "оторваться на последние" – это иллюзия.
Сейчас многие владимирские турагентства, по нашим данным, рассчитывают как раз на такой поток "психологически мотивированных" туристов, ищущих приключений "назло кризису". Но в этом сезоне для благоразумных клиентов турфирмы обязательно подготовят "антикризисный" пакет услуг, и с его помощью можно будет сэкономить на поездках. Иначе после двух недель на море придется остальные пятьдесят в году сидеть на мели.

Курортный романс
В развитие туристической отрасли кризис уже внес свои коррективы. Ростуризм прогнозирует весной-летом этого года снижение числа выезжающих на отдых за границу на 20 процентов. Владимирские турфирмы заметили, что стало больше случаев отказа от уже забронированных туров. Серьезней всего за минувшую зиму сократился турпоток в Египет и ОАЭ – по разным оценкам, произошло снижение на 25-35 процентов. Среди дальних направлений в числе "аутсайдеров" оказался Таиланд, куда поехало отдыхать на 20 процентов меньше туристов.
При дальнейшем снижении спроса на загранпутевки местные туристические агентства намерены сделать ставки на отдых в пределах России. То же решение принято в целом на уровне страны. "Внутренний" туризм более экономичен, тем более в условиях девальвации рубля.
Конечно, при этом становится актуальным вопрос о состоянии туристической инфраструктуры в Краснодарском крае. "Советские" курортные города – Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи, Адлер – пока сильно уступают популярным заграничным курортам. Отечественным отелям еще работать и работать над соотношением "цена – качество".
Однако эту ситуацию можно расценивать как временную. Чем выше будет спрос, тем выше предложение и качество. Многие турагентства в этом году пополнили "пакет услуг", начав работать с новыми отелями и гостиницами российских курортов. Ожидая спрос, на побережье строятся сотни новых туристических объектов, причем современных классов "звездности". В прошлом году на российских курортах было построено 600 гостиниц, в этом году ожидается более 800 – правда, главным образом за счет олимпийского Сочи.
На нашем побережье ежегодно строятся и сотни малых объектов туристического бизнеса – мини-отелей, гостевых домов, коттеджей для отдыхающих.
Поэтому, если последние пять лет ценовая разница между отдыхом в Турции и в России сокращалась, то сейчас все должно вернуться на круги своя – отдохнуть внутри страны станет намного проще.
Популярность набирают также турпутевки на Алтай (там сейчас возводится крупный горнолыжный комплекс), в Кабардино-Балкарию (там строят канатную дорогу на Эльбрус), в Кисловодск и другие "минеральные" курорты. Путешествие на теплоходе по Волге – тоже довольно красивый вид отдыха. Правда, для "внутренней" услуги речной круиз пока остается дорогим, но он все-таки дешевле перелета к древним пирамидам. А сколько романтической ностальгии:
Вместо утомительных перелетов можно, наконец, посмотреть старинные города средней полосы России – Плес, Углич, Мышкин, отправившись туда на автомобиле, прихватив палатку и спальник. Многие, к своему удивлению, могут обнаружить, что родная страна не менее интересна, чем чужие континенты.

Как не обжечься на путевках
Сотрудники тур-агентств предполагают: в этом году некоторые туристы по-прежнему захотят купить "заморские" путевки, но так, чтобы не потратить лишнего. Приятная новость: ряд заграничных отелей из-за кризиса уже объявили о снижении цен. В первую очередь это касается Франции, Швейцарии, Австрии, Италии, Греции, Кипра. Падение спроса вынуждает хотельеров сдавать номера в отелях дешевле. Особенно в Париже – Россия входит в десятку главных для Франции туристических рынков, хотя и не является лидером турпотока.
Раньше на заграничной поездке также можно было сэкономить, купив тур по горящей путевке. Но сегодня ценителей жаркого отдыха может ждать разочарование. Ряд турфирм намерены отказаться от горящих путевок. Прежде всего потому, что из-за падения спроса на загранпоездки фирмы совсем сократили невыгодные предложения. Бронирование перелетов на эти направления может привести турагентства к банкротству. К тому же в прошлом году из-за цен на топливо прекратили свое существование порядка тридцати мировых авиакомпаний. Эра дешевых горящих предложений закончилась.

Мягкий климат сервиса
Чтобы удержаться на плаву, сегодня турфирмы спешат прежде всего укрепить отношения с клиентами. В этом смысле отдыхающие даже могут извлечь пользу из кризиса. Для турагентств сейчас каждый клиент – на вес золота, а потому фирмы будут больше конкурировать между собой, стараясь завлечь немногочисленных туристов выгодными ценами, новыми предложениями и качественным сервисом.
Руководство турфирм, боясь полного разорения, решит, наконец, избавиться от нерадивых сотрудников и повысить уровень квалификации достойных.
Будет сделано все для того, чтобы путешественник не разочаровался в поездке, стал постоянным клиентом фирмы и привел туда несколько друзей. Ведь, сократив расходы, например, на рекламу, компании будут зависимы именно от общественного мнения – всем известного "сарафанного радио".
И, наконец, наверняка повысится ценность самого отпуска, проведенного вне дома. Ценность нематериальная, не выраженная в разно-цветных денежных знаках иностранных валют, меняющих курс. Неизвестно, что ждет нас по возвращении, и сможем ли мы в следующем году отправиться в путешествие снова. Кто знает, вдруг придется коротать лето на дачных грядках или томиться в городской квартире. Так что теперь мы будем бережнее относиться к каждому мгновению, проведенному в путешествии, вдали от трудовых тягот, домашних забот и финансовой суматохи.
Главное – под плеск волн и мелькание фотовспышек в "том краю далеком" не забывать, что бездарное расточительство – опасная кризисная ловушка. Рано или поздно все-таки придется спускаться с небес на землю – возвращаться к суровым рабочим будням.

Елена ПЕВЦОВА

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике