Саморегуляция нужна и государству, и самим строителям

Газета "Владимирские ведомости", похоже, совсем оторвалась от жизни. В то время как Владимирская область вместе со всей страной готовится к отмене лицензирования в строительной сфере, создавая саморегулируемые организации...

Газета "Владимирские ведомости", похоже, совсем оторвалась от жизни. В то время как Владимирская область вместе со всей страной готовится к отмене лицензирования в строительной сфере, создавая саморегулируемые организации (СРО), печатный орган областной администрации и Законодательного Собрания анонимно выступает в защиту устаревшего механизма ("ВВ" № 242 от 18 октября).

А между тем уже вступили в силу поправки к Градостроительному кодексу, и губернатор подписал соглашение о взаимодействии с Региональным саморегулируемым объединением работодателей (РСОР) "Союзом строителей Владимирской области".
Проблемы безопасности, качественного выполнения проектных и строительных работ, установление эффективного контроля за ними в последнее время активно обсуждаются СМИ в связи с отменой лицензирования. Недавнее ЧП в одной из школ Оренбургской области, когда при ремонтных работах обвалилась несущая стена здания, оборвав жизни пяти детей, вновь дало повод вернуться к актуальной теме. Появлением федерального закона государство недвусмысленно заявило, что защитным механизмом, противодействующим непрофессионализму в рыночных условиях, оно считает саморегулируемые организации.
Цель инвестиционно-строительной сферы как части общественного производства – сохранить и преумножить материальные фонды национального хозяйства, удовлетворить спрос на строительную продукцию государства, хозяйствующих субъектов, населения, создавая ее с высоким качеством в условиях безопасности и сохранности природной среды. Формирование системы управления, объединяющей деятельность государственных органов и частных организаций (соисполнителей работ единого целевого назначения), – новая задача для формирующейся рыночной системы хозяйствования.
Государственной Думой РФ принят Федеральный закон №148 от 22.07.2008г., внесший поправки в Градостроительный кодекс по саморегулированию в строительстве. Именно оно, на наш взгляд, является формой государственно-частного партнерства по управлению безопасностью и качеством в строительной отрасли. В этой связи вызывают сожаление попытки отдельных организаций и служб, не понимающих существа проводимой государством политики, паразитировать на проблемных вопросах, которые неизбежно возникают в каждом новом деле.
Лицензирование в том виде, в котором оно существует сейчас, себя изжило.
Деятельность филиалов и обособленных предприятий центров субъекта РФ в основном свелась к проверкам по поручению Росстроя соответствия соискателей лицензий предъявляемым к ним требованиям законодательства и организационно-техническому обеспечению точности и достоверности представленных лицензиатами заявлений и документов. На практике это выглядело как банальный прием заполненных и заверенных документов, эпизодические выходы на предприятия, направление персонала на переподготовку и получение платы за эту работу. Работа филиалов оценивалась по количеству выданных лицензий и собранным денежным средствам. Мало кого интересовало фактическое положение дел у соискателя лицензий.
Любопытен и тот факт, что во Владимирской области лицензии получили более 2200 организаций, а фактически известны на строительном рынке 800-900. Где остальные 1300 – 1400 и что они делают, можно догадаться. Например, участвуют в тендерах и торгах, заявляя о возможности выполнить ту или иную работу за 50 – 60% от реальной стоимости. Срывают взятые обязательства, подрывают авторитет добросовестных и ответственных строителей.
Лицензирующие органы, и не только они, оказались не способны контролировать качество строительства, своевременное повышение квалификации и переподготовку персонала предприятий, живя по принципу: "Заплатил деньги – получил удовлетворение". Не случайно правительство РФ посчитало необходимым изменить подход к регулированию в строительной сфере.
Строительное сообщество неоднократно поднимало вопрос о совершенствовании процедуры лицензирования. Но эти инициативы глохли, так как заинтересованности в улучшении дел в отрасли не было и нет. Наоборот, инспирировались ролики по телевидению, публикации в газетах, в которых приводились аргументы в защиту лицензирования.
Государство, понимая значимость проблемы, предложило строительному сообществу создать саморегулируемые организации, определило их функции, установило солидарную материальную ответственность членов этих организаций в виде формирования компенсационных фондов и страхования гражданской ответственности перед третьими лицами за причиненный ущерб.
Кроме вышеозначенных, можно назвать, по меньшей мере, еще десять веских оснований для создания СРО:
– интеграция с целью развития;
– определение места каждой организации в среде;
– уменьшение издержек;
– компенсация несовершенства механизма рынка;
– адекватность оценки конкурентной позиции и формирование стратегии организациии как взаимосвязанных видов деятельности;
– мониторинг;
– разработка правил и стандартов работ (услуг);
– повышение качества заключенных сделок;
– снижение рисков.
Возникает вопрос, что делать малым предприятиям, отдельным предпринимателям, которым не по силам сумма взноса в компенсационный фонд? Выходов несколько. Может быть, интеграция, а может быть, переход на виды деятельности, которые не требуют получения допуска. Например, малоэтажное строительство, отдельные дома для двух семей.
Владимирские строители, понимая необходимость принятия мер по совершенствованию регулирования, по инициативе Союза строителей области учредили два некоммерческих партнерства – объединения строителей и проектировщиков. Эти партнерства поставили цель приобрести статус саморегулируемых, наработали и приняли пакеты документов, которыми должны обладать саморегулируемые организации, завершают работу по комплектованию составов. Напомним, что в СРО строителей должно быть не менее 100 членов, в СРО проектировщиков – не менее 50.
Впереди еще много работы и множество нерешенных задач, но надо двигаться к созданию цивилизованного рынка, который способен оказывать стимулирующее влияние на деятельность предприятий и гибко регулировать взаимоотношения государства и общества.

Борис ГЕНЕРАЛОВ, исполнительный директор Союза строителей Владимирской области, заслуженный строитель РФ.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике