Малый и средний бизнес не видит поддержки государства

Как улучшить правовую базу в отношении малого и среднего бизнеса? Эту тему предприниматели Владимирской области обсудили за "круглым столом".

Как улучшить правовую базу в отношении малого и среднего бизнеса? Эту тему предприниматели Владимирской области обсудили за "круглым столом.

Закон о строительстве крытых рынков – это лоббирование интересов крупных компаний
О том, что государство не слишком заботится о развитии малого и среднего предпринимательства, наглядно свидетельствуют даже мелочи.
– Поддержка малого и среднего бизнеса – это, к сожалению, сегодня декларация. Вот хотя бы отмена кассовых аппаратов: говорят об этом давно, но никто их так и не отменил. А с каждым годом растут расходы, связанные с их обслуживанием, – привела пример директор МУП <Центральный Владимирский рынок> Нина Романцова.
Кассовые аппараты – это мелочи. А вот многие правовые акты сильно усложняют работу бизнесменов. Яркий пример тому – закон о розничных рынках.
– В 2010 все управляющие компании обязаны перевести работу розничных рынков, кроме сельскохозяйственных, в капитальные здания. Мы еще в 2007 году говорили, что это нереальная дата. Чтобы собрать исходно-разрешительную документацию, нужно потратить от двух до трех лет. Когда же строить-то? – спрашивает председатель совета общественной приемной, директор компании <Русский простор>, депутат горсовета Игорь Першин.
Коллегу поддержал руководитель некоммерческого партнерства предпринимателей <Единение> Александр Коробушин. Он рассказал о совещании, проходившем в августе в Санкт-Петербурге. В нем принимали участие представители 15 регионов России.
– У всех одни и те же проблемы: сроки строительства капитальных зданий и сооружений. Из тех, кто был на совещании, никто не укладывается в сроки, включая и представителей Санкт-Петербурга. С одной стороны, может, и стоит сделать все рынки крытыми. Но с другой – существуют ведь открытые рынки в Европе. Здесь нет ничего опасного, если определены необходимые условия для реализации продукции: есть ветеринарная служба, туалет, необходимая инфраструктура, – сказал Александр Коробушин.
Он также предположил, что перевод рынков в крытые здания есть не что иное, как лоббирование интересов крупных сетевых компаний. На рынках торгуют в основном представители малого и среднего бизнеса. Если рынки исчезнут, многие бизнесмены средней руки не будут иметь возможности продать свой товар.
– При этом у сетевых компаний доля товаров местных товаропроизводителей составляет только пять процентов, а в некоторых регионах и того меньше. В основном все везется из-за границы. Происходит лоббирование интересов не местных, а зарубежных производителей, – подчеркнул Александр Коробушин. – В Санкт-Петербурге пришли к выводу, что необходимо выйти с законодательной инициативой в Госдуму, чтобы внести изменения в закон № 271: либо все-таки увеличить сроки строительства, либо оставить все, как есть.
Нина Романцова нашла еще один недочет в вышеупомянутом законе. По ее мнению, вопрос о деятельности рынков был неправильно поставлен изначально.
– Рынки должны быть разные. Требования о размещении их только в капитальных зданиях – это, конечно, перебор. Если в каком-то небольшом селе есть рынок, какое там может быть капитальное строение на один, два, три дня торговли – пятницу, субботу и воскресенье? – удивляется Нина Романцова. – Ликвидировать, конечно, можно все. Другой вопрос – зачем? Люди работают, платят налоги, имеются рабочие места. Если же открытые рынки не будут востребованы, они исчезнут сами по себе.

Предприниматели должны иметь собственные торговые площади
Не меньшие страсти разгорелись и вокруг Федерального закона № 159, позволяющего предпринимателям после трех лет добросовестного арендаторства выкупить арендуемую муниципальную площадь (или ее часть) на льготных условиях: по рыночным ценам с отсрочкой. Количество метров, которое можно выкупить, и срок рассрочки определяются местной администрацией.
– Этот закон в народе называют <льготной приватизацией>. Он отвечает чаяниям многих представителей малого и среднего бизнеса, – сказала председатель регионального отделения предпринимательских организаций <Опора России> Дина Смекалова. – К сожалению, во Владимирской области до сих пор не определено количество квадратных метров, которые можно выкупить в рассрочку, и сроки, на которые она предоставляется. А количество помещений, на которые могут претендовать предприниматели, уменьшается. Например, 20 августа в Коврове продано помещение, которое более трех лет арендует торговый дом. В Кольчугине передали имущество парикмахерских в МУП якобы для создания имущественных фондов. Арендные отношения могут прерваться ни с того ни с сего, а имущество при этом передается в МУПы и в ГУПы.
 Депутат ЗС Владимирской области Сергей Бородин заявил, что сегодня уже есть предварительные наработки относительно реализации положений закона на местном уровне.
– Проблема в том, что от предпринимателей не было никаких предложений. Мы должны своевременно и четко их формулировать, готовить, чтобы при проработке закона на региональном уровне мы смогли все предусмотреть и заранее внести необходимые дополнения в закон, – объяснил Сергей Бородин. – Иначе потом, когда администрация уже сформулировала закон и у нее есть его определенное видение, очень сложно найти компромисс.

Постоянные проверки не дают бизнесменам нормально работать
Еще одна проблема предпринимателей – бесконечные проверки контролирующих органов.
– С нового года закон о регламентации проверок вступит в силу. Сразу же выстроится очередь из проверяющих. А их и так немало. Например, мою структуру на прошлой неделе проверяли сразу четыре организации. Как в таких условиях работать? – спрашивает Игорь Першин.
По словам президента Торгово-промышленной палаты Владимирской области Евгения Лимонова, предприниматели жалуются в основном на непрофессионализм и некомпетентность арбитража, слишком долгое рассмотрение документов органами местного самоуправления.
Руководитель управления федеральной антимонопольной службы по Владимирской области Вадим Соловьев согласился с тем, что проверок должно быть меньше. Однако и предприниматели должны пойти навстречу ревизорам.
– Проверяющим очень часто приходится слышать от проверяемых такие фразы: <Не дадим. Нет. Это частная собственность>. Совсем недавно одного бизнесмена даже пришлось привлечь к административной ответственности за сокрытие информации. Поймите, у каждого проверяющего есть конкретный участок, за который он отвечает. И если совсем не ходить на проверки, возникает ответственность за сгоревшие дома и рухнувшие перекрытия. Здесь должна быть некая <золотая> середина, открытая работа организаций, – уверен Вадим Владимирович.
Насколько эффективной оказалась работа <круглого стола>, покажет время. Большинство предпринимателей сдержанно-пессимистичны: такие встречи мало что решают. И, тем не менее, проект резолюции по итогам обсуждений составлен и будет направлен в различные инстанции для того, чтобы голос <малых> бизнесменов все же был услышан.

Анастасия ВРАНЦЕВА
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике