Стоит ли платить большой аванс?

Сразу купить автомобиль, мебель, крупногабаритную бытовую технику в магазине - достаточно сложно, чаще всего покупателям приходится предварительно заказывать товар. А там, где заказ, нужна и предоплата. Но вернет...

Сразу купить автомобиль, мебель, крупногабаритную бытовую технику в магазине – достаточно сложно, чаще всего покупателям приходится предварительно заказывать товар. А там, где заказ, нужна и предоплата. Но вернет ли потом покупатель свой аванс и сможет ли получить в срок заказанный товар – большой вопрос.

Начальник управления по защите прав потребителей города Владимира Александр Марков отметил, что местные предприниматели стали брать с покупателей аванс в размере 15-20 процентов от покупки. Хотя еще совсем недавно потребителям приходилось отдавать солидный аванс – 50-70 процентов от полной цены. В чем причина? Защитникам потребителей удалось доказать продавцам, что поправки в закон о защите прав потребителей, вступившие в силу в декабре прошлого года, работают. А суть в том, что за просрочку с доставкой товара, за который покупатель отдал аванс, продавцы вынуждены платить пени, и немаленькие. А так как никому из предпринимателей не хочется платить большую пеневку, размер предоплаты снизился.

Неустойка зависит от аванса
С учетом поправок в закон начала действовать статья 23.1 о последствиях нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю. Правда, чтобы эта статья работала, между покупателем и продавцом должен быть заключен письменный договор купли-продажи с указанием размера предоплаты и сроков поставки товара. Так вот в случае нарушения договорных обязательств продавец должен по требованию покупателя либо передать поставленный товар, либо вернуть сумму аванса. При этом потребитель имеет право на возмещение убытков. За каждый день просрочки полагается выплатить полпроцента от суммы предоплаты. С учетом того, что владимирские предприниматели грешат длительными просрочками (от месяца до полугода), сумма неустойки может оказаться внушительной, правда, не больше аванса. И выплатить пени продавец обязан в течение 10 дней.
– У нас не так давно много трудностей было с одним автосалоном. Владелец набрал много заказов, взял с клиентов огромную предоплату, а договор в срок не выполнил. В ответ на претензии потребителей владелец предложил выплатить неустойку по ставке рефинансирования, хотя уже вступили в силу поправки о пени в 0,5 процента. То есть по неустойке нужно было выплатить 10-15 тысяч рублей, по ставке – максимум 500 рублей, – рассказывает Александр Марков.
В итоге по одному случаю было подано исковое заявление в суд. Владелец автосалона не стал ждать оглашения приговора и пошел на мировое соглашение. Видимо, понял, что придется платить еще и за моральный вред. Потребитель получил <Мицубиши-Кольт> и 7 тысяч рублей за просрочку поставки.

Дольше и дороже?
Кстати, несоблюдение срока поставки автомобилей бывает чаще всего. Порой потребитель долго ждет машину, потом автосалон ее привозит, но уже с другой, более дорогой комплектацией. И автомобиль стоит уже не 400 тысяч рублей, а 450 тысяч. На расторжение договора купли-продажи и возврат денег автосалоны идут неохотно.
Но встречается и другой вариант развития событий. Автолюбители заказывают машину, ждут. Все мыслимые сроки истекают, а результата все нет. Два таких случая в компании <Голден авто> зарегистрированы в управлении по защите прав потребителей. Владельцами этой организации является чета Елисеевых, о виртуозном обращении которых с покупателями компьютерной техники в магазинах <Компмаркет> мы уже неоднократно писали.
Первый эпизод произошел еще до вступления в силу поправок в закон. Мужчина заказал <Тойоту-Короллу>. Аванс внесен небольшой – 98 тысяч рублей. Три месяца прошло, а машину так и не доставили. Тогда потребитель написал заявление в <Голден авто> с требованием вернуть предоплату. Владельцы удовлетворить требование потребителя отказались. Мужчина обратился в суд. Исковое заявление составлено по трем пунктам: по возврату предоплаты, взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда. Потребитель суд выиграл. В итоге <Голден авто> вернул автовладельцу 98 тысяч рублей, 626 рублей по ставке рефинансирования за просрочку и 20 тысяч рублей моральной компенсации.
Второй эпизод случился, когда поправки уже действовали. Житель Владимира заказал в <Голден авто> <Тойоту-Раф4>, заплатив аванс в размере 675 тысяч рублей. Клиент в срок автомобиль не получил, предоплату ему тоже не вернули. Но до суда дело не дошло. Достаточным оказалось вмешательство юристов управления по защите прав потребителей. Клиенту вернули аванс и выплатили неустойку.
Управление по защите прав потребителей рассматривало также жалобы по заказанной <белой технике>. Семья заказала стиральную машину-автомат фирмы <Бош>. Продавцы потребовали 100 процентов предоплаты – 20 тысяч рублей. Срок доставки – 10 дней. Прошло уже вдвое больше времени, а товар так и не поступил. Разрешить конфликт помогли специалисты управления. Выяснилось, что такой модели машины у поставщика нет. В итоге продавцы согласились расторгнуть договор купли-продажи и вернули деньги.
Одна бабушка была очень недовольна тем, что отдала предоплату за стиральную машину в одном магазине, а в соседнем она нашла такую же модель по более низкой цене. Пенсионерка возмущалась, что никто не контролирует цены на технику, и требовала вернуть ей деньги. Но на основании разницы в стоимости расторгнуть договор купли-продажи нельзя. Правда, бабушке повезло, сроки поставки товара были нарушены, поэтому 13 тысяч рублей ей отдали. В итоге женщина купила стиральную машину за 12 тысяч рублей в соседнем магазине.
– Некоторые магазины берут авансовый платеж и указывают в договоре отдельный пункт – доставка товара при поступлении в магазин. То есть ни о какой неустойке за просрочку поставки товара не может быть и речи. Права предъявлять претензию у потребителя в этом случае нет. Мы советуем потребителям всегда указывать точную дату или срок поставки, причем конкретизируя – это будут календарные или рабочие дни, – поясняет замначальника управления по защите прав потребителей областного центра Наталья Денисова.

Аванс отдал – фирма исчезла
Еще один совет правозащитников – перед заказом товара узнайте все о фирме, проверьте подлинность рекламных обещаний, сравните цены в других компаниях, спросите об этом своих знакомых и друзей. Прежде чем расстаться с внушительной суммой денег, постарайтесь себя обезопасить.
Компания ООО <Экострой> дала во владимирскую газету рекламных объявлений информацию о продаже самых дешевых окон ПВХ. Удивительно, что никто из клиентов компании не удосужился проверить этот рекламный призыв. Оказалось, что цены на стеклопакеты в этой фирме завышены в полтора раза. Одно окно стоило 18 тысяч рублей. В управление по защите прав потребителей обратились уже три обманутых клиента компании <Экострой>.
Мужчина заказал в фирме одно окно ПВХ, отдал аванс в размере 8 тысяч рублей. Сроки доставки готового окна истекли, потребитель пошел в офис и также наткнулся на закрытую дверь. Денег ему никто не вернул.
Девушка заказала в <Экострое> лоджию, отдала предоплату – 18 тысяч рублей. Она решила перенести сроки установки, для чего зашла в офис:
Эта фирма арендовала офис в медицинском центре одного владимирского целителя. Туда и приходили потребители, оформляли договор, отдавали предоплату. Сейчас в офисе никого нет, куда подевалась фирма – неизвестно.
И еще одна владимирская семья обратилась в фирму <Экострой>. За окно заплатила сразу – 17 тысяч рублей. Ни денег, не окон клиенты пока не увидели. Сотрудники медцентра говорят, что владелец фирмы приехал из Твери. Разыскивать его – дело милиции. Потребителям стоит либо писать заявление в милицию, либо идти сразу в суд.
И такие случаи с заказом окон ПВХ и металлических входных дверей – не редкость. Не так давно исчезла ИП, открывшая офис на Гастелло. Набрала заказов и авансов и уехала. По суду предприимчивую даму отыскали, часть денег потребителям вернули. Так что нашим потребителям остается только посоветовать тщательнее выбирать фирму или магазин и внимательно составлять договор.

Анна ТУМАНОВСКАЯ
Фото Р.Новикова

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике