Нет эскиза – нет заказа

Размер неустойки зависит от вида договора Как выбрать качественную мебель, которая бы радовала глаз и тело и прослужила не один год, - серьезный вопрос для любого потребителя. Есть...

Размер неустойки зависит от вида договора
Как выбрать качественную мебель, которая бы радовала глаз и тело и прослужила не один год, – серьезный вопрос для любого потребителя. Есть два варианта: заказать мебель или купить готовую.
В прежние времена никто не задавался вопросом выбора. Везде стояли комплекты мягкой мебели "Надежда" (диван-раскладушка и два кресла) и готовые стенки "Русь" (бельевой шкаф, шкафы для книг и посуды и тумбочка под телевизор). Сейчас мебель стала модульной. Каждый может составить индивидуальную композицию, выбрав определенное количество модулей (напольных "пеналов", навесных стеллажей), благо мебельный рынок предлагает покупателям огромный выбор модулей стандартных заводских размеров. Но возможно и сотворить чудо на заказ, воспользовавшись услугами дизайнера. И в том, и в другом случае важно правильно составить договор. Зачем? А чтобы было к чему апеллировать в случае некачественного изготовления мебели или затягивания сроков ее поставки.

По фото и образцам – заказ или продажа?
Мебельные салоны и магазины предлагают такой огромный ассортимент продукции по разным ценам и от разных производителей, что многие образцы не помещаются в торговых залах. В таких случаях покупатель выбирает по каталогам, фотографиям и чертежам. Тем, у кого пространственное воображение скудное, придется нелегко – ведь надо рисунок соотнести с размерами и обстановкой помещения. Куда как проще воспользоваться услугами дизайнера, который выслушает пожелания клиента и спроектирует оптимальный вариант. Но это еще не значит, что вам изготавливают мебель на заказ.
Как отличить индивидуальный заказ от купли-продажи? В первом случае обязательно должен быть эскиз с индивидуальными размерами: перед тем, как изготовить мебель на заказ, дизайнер или продавец рисует эскиз с учетом размеров помещения клиента. Не надо путать индивидуальный эскиз с чертежом, в котором указаны коды каждого модуля. Такой рисунок содержит лишь перечень типовых секций стандартных заводских размеров, и составляется он в том случае, когда вы покупаете готовую мебель.
Многие предприниматели пытаются обмануть потребителя, составляя с ним договор купли-продажи, чтобы в случае просрочки платить меньшую неустойку.
Вот конкретный пример. Женщина решила приобрести кухонный гарнитур. В выставочном зале были представлены только два модуля от большой кухни, остальные секции заказывали по фотографиям. Определившись с выбором, покупательница внесла 100 тысяч рублей в качестве предоплаты (вся кухня "потянула" на 160 тысяч). Мебель доставили в срок, но при установке обнаружилось, что на дверцах шкафов рисунки разного цвета. Акт приемки клиентка не подписала и потребовала поменять дверцы. Обмен затянулся на месяцы. В чем причина? Владелец магазина настаивает на том, что с покупателем был заключен договор купли-продажи. Он готов заплатить неустойку за несвоевременную доставку кухни в размере 0,5% от 100 тысяч рублей. Но специалисты управления по защите прав потребителей доказывают, что кухонный гарнитур выполнен на заказ, следовательно, размеры неустойки совсем иные.
– Если с потребителем составляется договор об оказании услуги изготовления мебели, то размер неустойки равен 3% от величины предоплаты. Но надо учитывать, что неустойку выплачивают только в том случае, если в договоре указаны сроки поставки мебели. Если же составлен договор купли-продажи, то за каждый день просрочки потребителю выплачивается 0,5% от уплаченной суммы, – разъясняет заместитель начальника управления по защите прав потребителей Олег Зяблов.

Потребители забывают про договора и чеки
Беда большинства потребителей в том, что они вообще забывают или не считают нужным составлять договора. И продавцы этим очень грамотно пользуются. Некоторые владимирские предприимчивые владельцы фирм даже придумали новый способ зарабатывания денег – заставлять платить клиента дважды за одну и ту же услугу. Вот достаточно стандартная ситуация: потребитель вносит предоплату за покупку мебели, при этом не берет чек и не составляет договор. Сроки доставки заказа затягиваются, клиент обращается в фирму. А ему сообщают, что никакой предоплаты не было. Попробуй докажи обратное! Удивительно, но зачастую потребители соглашаются повторно оплатить услугу. Хотя было бы вполне логично, если бы потребитель обратился уже в другую контору по продаже и изготовлению мебели.
– Обязательно надо заключать договора с продавцами и указывать сроки поставки и перечень услуг. Доказательством предоплаты служит кассовый чек, или ордер, или квитанция. Эскиз мебели должен быть подробным, его подписывают обе стороны, – советует главный специалист управления по защите прав потребителей Надежда Боброва.
Вот один интересный пример. Покупательница заказала кухонный гарнитур по образцам. К ней домой выезжал дизайнер, делал замеры кухни, рисовал эскиз. Клиентка в качестве предоплаты внесла 110 тысяч рублей (при общей стоимости 130 тысяч). Кухню доставили в срок, но по размерам она не подошла к помещению. Оказалось, что стиральная машина не входит в нишу кухонного гарнитура, а фартук керамической плитки, которой отделана стена между навесными и напольными шкафами, выходит за пределы мебели, хотя на эскизе все было "тютелька в тютельку". Кроме того, к шкафам не хватало дверок и не был привезен обеденный стол. Все эскизы и договора остались на руках у предпринимателя. На встречу с клиентом в управление по защите прав потребителей никто не явился. Специалисты управления стали выяснять юридический адрес фирмы. Оказалось, что как такового офиса у организации нет, ее владелица живет на съемной квартире, где невозможно ее застать, на телефонные звонки не отвечает. Тупиковая ситуация.
В этом случае потребительница пострадала из-за своей излишней доверчивости. Вывод: прежде чем воспользоваться услугами какой-либо фирмы, надо узнать ее юридический адрес, полное наименование, срок работы, а еще лучше – заручиться хорошими отзывами о ней. И, конечно, не забыть про договор и квитанцию.

Анна ТУМАНОВСКАЯ
Фото Р.Новикова

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике