Из эфира “Авторадио-Владимир”. Опасность всегда рядом

- Сектантство в России - это угроза обществу или рассвет свободы совести?

Каждую пятницу с 13 до 14.00 в эфире "Авторадио-Владимир" выходит программа "Народ хочет знать". 16 мая гости: корреспондент "ТВЦентр-Владимир" Сергей Николаев и религиовед Олег Владимиров высказывали свое мнение о сектантстве в современной России. Предлагаем читателям газеты печатную версию беседы.

– Сектантство в России – это угроза обществу или рассвет свободы совести?
С.Николаев: Такой рассвет, с позволения сказать, несет чудовищную угрозу обществу. И я даже скажу больше – подрывает государственный строй.
О.Владимиров: Сейчас на территории РФ зарегистрировано более шести тысяч нетрадиционных религиозных течений и культов и, по оценкам специалистов, нетрадиционную религию в России проповедуют более 5 миллионов человек. Вдумайтесь – 5 миллионов человек!
С.Николаев: Я хотел бы сказать, несколько забегая вперед, что часто применяемого в средствах массовой информации понятия "тоталитарная секта" в русском языке нет вообще. Придумал этот термин некто Александр Дворкин, небезызвестный наш сектовед, который большую часть жизни прожил за "бугром", в частности в Англии. В одну дуду с ним дует и скандально известный дьякон Андрей Кураев, который по образованию-то атеист. Да! Он высокий специалист в области научного атеизма, о чем имеет диплом престижного учебного заведения. И вот они сейчас позволяют себе без разбора огульно охаивать все религиозные течения.

– Может быть, кто-то из вас выскажет свою точку зрения на теорию возникновения альтернативных религиозных направлений? Альтернативных традиционным.
С.Николаев: Альтернативные, как вы их назвали, религиозные деятели просто-напросто перечитывают священные писания – толкуют их по-своему и образовывают различные ответвления от основной религии. Как бы там ни было – основа всех эти новообразований – традиционные вероисповедания.
О.Владимиров: Я предложил бы не вдаваться сейчас в рассуждения, интересные сугубо специалистам. Хочу привести известное высказывание: "Хочешь заработать миллиарды – создай свою религию". Из этого следует, и это трудно отрицать, что в любом случае нетрадиционное религиозное течение – это стопроцентно коммерческий проект, созданный для зарабатывания денег. Зарабатывания денег и на прихожанах, и на людях, так или иначе, тем или иным путем попавших в зависимость к какой-либо проповедующей "особые" религиозные ценности группе.

– У нас есть сообщение от слушателя, только что поступившее на электронную почту "Авторадио": "Приход в секту сопровождается обычно общим неверием, отсутствием веры и слабостью. И семье, и близким того, кто туда попал, это наносит вред".
С.Николаев: Правильно. Я бы дополнил – вербуются люди в те моменты, когда они находятся в трудном или критическом душевном состоянии – это, к примеру, женщина, потерявшая, по какой-либо причине, семью; или мужчина в период возрастной или профессиональной депрессии. Да мало ли когда человека можно поймать на "крючок"! Вдруг появляются всякие "братья" и "сестры", улыбаются, едва ли не облизывают (это называется "бомбардировка любовью") и ловят очередную жертву в свои сети. Во Владимире такие случае были.
О.Владимиров: А бывает, что людей заманивают путем обмана или шантажа. Случалось, что родители были несказанно рады, что их чада увлекались подобными религиозными течениями. "Как здорово, – думали они, – мой ребенок не шастает по дворам, не пьет пиво, ведет себя лучше – тихий такой стал, покладистый". Прозрение приходит позже. И прозрение страшное. К примеру – недавнее Пензенское затворничество. Все СМИ рассказывали о тех бедных людях, которые попались на удочку своего религиозного деятеля и несколько месяцев провели в заточении под землей, и если бы пещера не начала разрушаться, они бы до сих пор там сидели. Но это еще не самый страшный пример. Вот в 1978 году в Гаяне руководитель организации "народный храм Джин Джонс" приказал пожертвовать собой своим прихожанам. В тот день погибло 912 человек, из них 276 были несовершеннолетние дети. В 93 году благополучные Соединенные Штаты Америки столкнулись в штате Техас с таким же проявлением, как у нас в Пензе. В итоге пятидесятидневных переговоров члены общества "Ветвь Давидова" совершили акт самосожжения. Погибли 100 человек, из них 25 детей. В 1994 году в Швейцарии заживо сгорели 53 члена ордена храма "Солнца". Последователи секты "Небесные врата" в Америке совершили коллективное самоубийство, приняв сильнодействующий яд. Это очень страшные случаи. И они показывают, что лидеры готовы пойти на все ради своих, порой безумных, идей.

– В общем-то, любая религия – традиционная, древняя, любая, очень бы хотела, чтобы ее последователи были фанатичны настолько, чтобы безропотно принести свою жизнь в жертву вере. Вопрос в том, как возникают секты, кто их организовывает?
О.Владимиров: Небезызвестный в мире Рон Хаббард в начале 90-х годов в России развернул очень активную деятельность. Доходило до того, что проходили презентации в зале Кремлевского дворца. Проводили так называемые курсы оздоровительного очищения, курсы очищения от наркотической зависимости. И стоило это ни много ни мало четыре тысячи долларов! Что это были за таблетки, как они воздействовали? Потом, когда наконец Минздрав понял, с чем они имеют дело, "лавочку" прикрыли. А таблетки оказались состоящими на 90 процентов из мела. Вот вам и экономическое обоснование деятельности.
С.Николаев: Не только Рон Хаббард практиковал так называемое лечение от наркотической и алкогольной зависимости. Небезызвестная во Владимире и Владимирской области церковь "Иммануил" тоже приглашает бывших наркоманов посетить некие лечебницы. Да, действительно там лечат и причем бесплатно, но люди оттуда выходят полностью идеологически обработанными. Мне приходилось встречаться с этими людьми. Их пустые глаза я не забуду никогда.

– Скажите, есть ли разница между современными участниками этих процессов и их средневековыми "братьями"?
О.Владимиров: Разница очень большая. В прошлые века подобные организации возглавляли люди, действительно верующие. Они верили в свои религиозные убеждения. Они не ходили по домам, не проповедовали, не устраивали шумных презентаций, митингов и шествий. Они, наоборот, не старались привлекать к себе внимания. Их задачей было жить обособленно. А сейчас тратятся многомиллиардные средства на рекламу, проведение семинаров, тренингов.

– То есть это скорее коммерсанты и манипуляторы сознанием?
О.Владимиров: Да.

– Но ведь их деятельность разрешена?
О.Владимиров: Первый закон о свободе совести и религиозных объединениях был принят в 90-м году. 90 % нетрадиционных религиозных организаций появилось на территории России уже после развала Советского Союза, и ни для кого не секрет, что они в основном пришли из-за рубежа. Что самое интересное – в 90-м году, на фоне всеобщей эйфории от свободы, первый состав Государственной Думы принимает этот закон, фактически открывающий все и всем – делай, что хочешь. В 96-м посмотрели – чего ж это мы натворили-то! И начали депутаты нового созыва разрабатывать законопроект об упорядочении деятельности нетрадиционных религиозных течений на территории России. И тут все сектанты, невзирая на прежние распри, объединяются. Кто верил в Бога, кто в сатану, кто поклонялся Кришне, все объединились, и что самое интересное, приняла их под свое крыло Московская Хельсингская группа во главе с небезызвестной правозащитницей госпожой Алексеевой. И началось! Митинги, акции протеста и лоббирование в Государственной Думе своих идеологических интересов. Так до сих пор и нет окончательного решения по данному вопросу. И вообще складывается ощущение, что режиссирует все действия по миру общий центр, явно заинтересованный в наличии подконтрольных ему структур во всех странах.

– Россия светское государство, а в светском государстве приняты, кроме того, свобода слова, свобода совести. Свобода совести в свою очередь означает право выбора того религиозного течения, которое я сочту для себя подходящим.
О.Владимиров: Любое религиозное течение, любая религиозная организация должны приносить пользу людям. Не разбивать семьи, а сплачивать; не отнимать у людей последнее нажитое, а помогать находить пути из кризиса. Вы когда нибудь видели батюшку или муллу, которые ходят по квартирам и агитируют? Никого насильно туда не тянут, что не скажешь о нетрадиционных религиозных объединениях.

– Освещение этих проблем в СМИ скорее мешает или помогает?
C.Николаев: Заставляет прежде всего людей задуматься. Задуматься над своим будущим и будущим своих близких. Опасность, как оказывается, всегда рядом.

Текст: Владимир СЕРОВ.
Фото из архива редакции.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике