Супермаркеты: в чем подвох?

Рассказываем о методах, с помощью которых покупателей чаще всего обманывают в "суперах"

Рассказываем о методах, с помощью которых покупателей чаще всего обманывают в "суперах"
Крупные сетевые магазины самообслуживания – благо цивилизации. Вечно спешащие люди именно здесь после работы могут купить все, что нужно. Правда, и без минусов не обходится. Нередко выходит, что при покупке товаров на 1000-1500 рублей покупатель, сам того не ведая, теряет 100-200 рублей на обсчетах и обвесах.

Ценники скрывают правду
В редакцию нашей газеты позвонила читательница Лариса Мишина:
– Один раз купила в супермаркете пачку пельменей. Специально посмотрела на ценник, стоимость была невысокая, товар продавался по акции. На кассе же мне пробили эту пачку по другой, более высокой цене. В той ситуации я возразить постеснялась. В другом случае цена пачки творога оказалось гораздо выше заявленной. Тут я уже отказалась от покупки.
Многим покупателям трудно отыскать цену на конкретный товар в супермаркете. Под одним видом товара часто стоят ценники на совсем другие.
Наиболее типична ситуация, когда на продукт наклеена цена более дорогого товара. Например, кусок курицы может стоить как кусок отборной свинины. Часто продавцы якобы "путают" цены на товары.
Бывает, что на полке стоит товар с одним и тем же названием, но по разным ценам. Например, водка в подарочной упаковке стоит 150 рублей, а без нее – 70 целковых. Покупатель берет простую бутылку, а ему пробивают в чеке как подарочную. На чеке в графе "наименование товара" и в том, и в другом случаях указывается просто название водки.
Путаница с ценами возникает на товары со спецценой и со скидкой. На кассе выясняется, что выбранный покупателем товар не входит в перечень со скидкой, или акция "Спеццена" закончилась.
Типичная уловка круглосуточно работающих супермаркетов – "плавающая дневная цена", которая указана на ценнике в торговом зале. Обычно она действует до определенного часа, а потом сменяется на "вечернюю". Но покупатель об этом узнает только на кассе или уже дома.
– В этом году у нас была только одна жалоба на супермаркеты. Ценники в торговом зале были одни, а пробили на кассе чек на товар по другой цене. Из-за резких скачков цен на ряд продуктов и большого объема товаров продавцы просто не успели заменить ценники. А в компьютер были внесены уже новые данные. Конечно, это нарушение прав потребителей. В этом случае потребителю предоставляется недостоверная информация о цене товара, – считает замначальника управления по защите прав потребителей Наталья Денисова.

Пошел за хлебом, купил полмагазина
Среди знакомых, родственников и коллег мы провели небольшой опрос. Многие просто боятся ходить в супермаркет.
– Я специально перед входом в магазин определила себе, что надо купить: хлеб, колбасу, что-нибудь к чаю. Как только увидела прилавки, вспомнила, что дома нет фруктов, молока осталосьмало. На одной упаковке печенья остановиться не смогла, пришлось купить мармелад и конфет. Да и курочку неплохо бы пожарить на вечер. Вдруг вспомнила еще, что гель для душа заканчивается, салфеток нет, освежитель на исходе. В итоге получилось, что набрала покупок на 1500 рублей. А ведь зашла с целью потратить максимум 300 рублей. Сама себе удивляюсь, – рассказывает Елена Туренкова.
Удивляться тут нечему. За нас давно все просчитано. Сетевые магазины самообслуживания рассчитаны в равной степени и на большой объем продукции, и большой поток покупателей.
Расположение товара четко запрограммировано, размер ценников на тот или иной продукт – тоже. Отсюда и заманчивые предложения цен, и возможность "только сегодня и только сейчас купить товар по смешной цене".
Даже музыка в магазине делает свое дело – настраивает покупателя на то, чтобы он легче расставался со своими деньгами. Опрятная униформа продавцов, их вежливость и грамотные советы (в уважаемых себя супермаркетах это норма) тоже добавляют товаров в вашу корзину.

Один товар? Умножаем на два
Часто кассиры грешат тем, что один товар пробивают несколько раз. Нередко бывает, что пробивают завышенную цену ("лишнюю" цифру) или товар, который вы не брали. Если покупатель обнаруживает неладное, чаще всего сотрудники магазинов объясняют это программной ошибкой в электронной системе кассового аппарата, произошедшей при автоматическом считывании штрих-кода сканером. Вероятность обсчета резко возрастает при введении штрихкода в кассовый аппарат вручную.
Типичная ситуация – покупатель уже только дома обнаруживает, что в чеке указаны те покупки, которых нет в его пакетах.
Сама сталкивалась с подобным просчетом кассиров. Начала разбирать пакеты, смотрю – товаров немного, а сумма – высока. Хорошо, что чек положила в пакет. Выяснилось, что фасованную колбасу и сыр мне пробили по два раза. А это лишние сотни рублей. Вернулась в магазин. Продавцы извинились, деньги вернули. Но осадок остался.

Во время акции сбывают просрочку
Каждый покупатель хотя бы раз покупал в супермаркете просроченный товар. Завоз продукции происходит там ежедневно, несмотря на то, что еще не вся предыдущая продукция раскуплена. Для многих руководителей супермаркетов не вопрос, куда девать лежавший товар. Конечно, в акцию! Под это дело, да еще с приятной ценой, такой товар уходит на ура.
– Мы рассматриваем много жалоб от жителей, касающихся качества товаров, приобретенных в супермаркетах, – рассказывает главный специалист-эксперт отдела надзора за питанием областного управления Роспотребнадзора Нина Банцер. – Больше всего обращений на одну сетевую компанию – у них создана своеобразная система накопления продуктов с истекшим сроком годности.
Главный офис супермаркетов находится в Краснодаре. А к нам продукция поступает из двух распределительных центров: из Твери алкоголь, из Иванова – продукты.
Зачастую к нам продукты поступают уже с плесенью. Проходимость товаров в магазинах не столь высока. Как результат – на полках лежит товар с истекшим сроком годности. Наши жители из-за невнимательности нередко становятся покупателями такой продукции.
Отдельная история с товаром, у которого заканчивается срок годности. Бывают случаи, когда на такие товары просто клеят новые этикетки или заменяют на упаковку с более "свежей" датой. Как правило, залежалый товар кладут сверху и ближе к покупателю, а тот, что посвежее – в глубину полки или холодильника.
– Часто качество продуктов страдает из-за несоблюдения температурного режима, ненадлежащих условий транспортировки. Особенно это касается продуктов-пресервов и продаваемых в вакуумных упаковках. Многие ошибочно полагают, что эти товары выдерживают и плюсовую температуру, – говорит Нина Михайловна.

Покупаем кило, получаем 900 граммов
Во всех супермаркетах принято предлагать покупателю фасованную продукцию. Колбаса, сыр, мясо, конфеты продаются на подложках, завернутые в целлофан. На ярлычке указаны вес, цена за 1 кг и цена конкретного кусочка.
Но не всегда стоит верить этикеткам. Можно – и нужно – на контрольных весах проверить вес подложки.
Специалисты отмечают, что нередко расфасованные в супермаркетах товары оценивают не по массе нетто, а по массе брутто. То есть покупатель платит и за вес упаковки. Некоторые продавцы пытаются завернуть продукт в 3-4 слоя пленки – и вы за нее тоже будете платить. Еще нередко бывает, что в процессе хранения товар ссыхается, и вместо 1 кг продается 900 граммов.

Ведущая рубрики: АННА ТУМАНОВСКАЯ.
Фото: Рудольф НОВИКОВ.

Случай из практики

Супермаркет закрылся из-за шума
Не так давно во Владимире закрылся один магазин самообслуживания. Оказалось, что руководству сетевой компании легче прекратить работу супермаркета, нежели исправлять огрехи работы.
В областное управление Роспотребнадзора обратились жильцы дома, в котором располагался магазин. Они жаловались на непрекращающийся шум от работы холодильного оборудования. На недовольство жителей супермаркет внимания не обращал.
– Пренебрежительное отношение к жильцам – это данность для руководства супермаркетов. Хотя в санпинах сказано, что деятельность предприятий торговли не должна ухудшать условия проживания граждан, – отмечает главный специалист-эксперт отдела по надзору за питанием управления Роспотребнадзора Нина Банцер.
Стороны разбирались в судебном порядке. Правда оказалась на стороне жильцов. Было запрещено использовать холодильное оборудование. По идее, супермаркет мог и дальше работать и торговать только алкоголем. Но руководство решило, что легче просто закрыть магазин.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике