Нацпроект “Здоровье”. Система здравоохранения должна работать как отлаженный механизм

И.о. директора департамента здравоохранения администрации области Ирина Одинцова убеждена: чиновник, стоящий на страже здоровья людей, не должен быть слеп и глух к людским нуждам. Но с другой стороны,...

И.о. директора департамента здравоохранения администрации области Ирина Одинцова убеждена: чиновник, стоящий на страже здоровья людей, не должен быть слеп и глух к людским нуждам. Но с другой стороны, и сам человек по мере возможности должен отвечать за состояние своего здоровья. Только тогда наши общие усилия будут не напрасны.

– Ушли в прошлое времена, – рассказывает Ирина Арнольдовна, – когда больные сахарным диабетом, например, страдали от того, что у нас было недостаточно инсулина. Потом появились такие препараты, которые продлевали жизнь больным, но не избавляли их от осложнений. Сейчас разработаны и внедряются новейшие лекарственные средства. Они дороже, но позволяют значительно улучшить качество жизни пациентов. В 2002 году наш департамент выступил инициатором создания системы бесплатного централизованного обеспечения самыми лучшими генно-инженерными инсулинами больных детей.
– То есть, до появления нацпроектов? За счет чего вы смогли предварить в жизнь эту идею?
– Закупив на средства облбюджета большую партию лекарственных средств, мы создали условия для их хранения. Для этих целей в здании ОДКБ было выделено специально оборудованное помещение. Благодаря высокому уровню грамотности ведения больных, областной эндокринолог четко контролировал и корректировал процесс выписки рецептов.
В результате разумного распределения мы получили даже экономию средств, благодаря чему смогли более полно обеспечить детей медпомощью.
– Ирина Арнольдовна, участники программы ДЛО, которые живут в районах, нередко жалуются на то, что им каждый месяц приходится ездить во Владимир, чтобы выписать рецепт и получить назначенные лекарственные препараты.
– Тот положительный опыт, который мы получили в 2002 году в детской областной больнице, был взят за основу обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих льготы федерального уровня.
Действительно, раньше лекарства “давали в постель”. С одной стороны, это было удобнее. Мы обращались в Министерство здравоохранения с предложениями об увеличении расходов на лекарства. Но на сегодняшний день объем финансовых средств, выделяемых на Владимирскую область, недостаточен. Плюс к этому наша область оплачивает стоимость многомиллионных препаратов, выписанных гражданам по рекомендации каких-либо научно-исследовательских институтов. А между тем, этих пациентов наши врачи и в глаза не видели. Согласитесь, ситуация некорректная.
Выписывать лекарство должен тот, кто наблюдает больного и отвечает за эффективность лечебного процесса. И у нас в области каждый такой пациент будет осмотрен специалистом! Вопрос только в четкой организации доставки больных к областному специалисту. Каждое медицинское учреждение, в случае необходимости, может обеспечить своего пациента санитарным транспортом, дать ему в помощь сопровождающего. Предусмотрены и такие формы работы, как вызов консультанта на дом или заочная консультация.
Затем, получив доверенность от больного, медицинский работник может сам привести ему назначенный препарат.
Такой строгий учет позволит нам наладить бесперебойное обеспечение лекарством больных в масштабах всей области.
Если где-то образовался невостребованный остаток, неизбежно в другом месте люди испытывают острый дефицит. И, как правило, речь идет о тяжелых пациентах, чья жизнь напрямую зависит от своевременного приема дорогостоящих лекарственных средств.
Это небольшой пример того, как формируется и отлаживается система лекарственного обеспечения. И есть уже положительный эффект. Сегодня у пациентов с хроническими заболеваниями появилась возможность лечиться очень дорогими медикаментами, которые не только продлевают им жизнь, но и улучшают ее качество.
– Расскажите, с чего началась работа по ПНП “Здоровье”?
– Для дополнительного лекарственного обеспечения населения была сформирована база данных, состоящая из многотысячных регистров. Система ДЛО, по сути, стала основой для успешной реализации ПНП “Здоровье”. Спектр направлений работы по приоритетному национальному проекту достаточно широк:
– подготовка и переподготовка врачей участкового звена;
– денежные выплаты врачам и медсестрам участкового звена;
– денежные выплаты медперсоналу ФАПов и скорой помощи;
– оснащение учреждений здравоохранения диагностическим оборудованием и санитарным автотранспортом;
– профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;
– иммунизация населения против гриппа и других заболеваний в рамках календаря прививок;
– дополнительная диспансеризация работающего населения;
– оказание медпомощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
– обеспечение массового обследования новорожденных с целью выявления наследственных заболеваний;
– обеспечение населения высокотехнологичной медпомощью.
Только после создания огромной информационной базы, отражающей все аспекты лечебно-профилактической деятельности, мы смогли вплотную подойти к непосредственной реализации проекта по здравоохранению. Цель его – стимулирование более качественной работы медперсонала первичного (участкового) звена. Потому что 70% всех нас обращаются в первую очередь в поликлинику.
Если рассуждать с экономической точки зрения, то исправление “недоработок” первичного звена в условиях стационара обходится в разы дороже.
– Медицинских работников тоже можно понять. Зачастую это люди пенсионного возраста, уставшие от высокой ежедневной нагрузки. Молодые кадры, как правило, не идут в участковые врачи…
– Теперь, с введением доплат, картина изменилась. Кадровая обеспеченность первичного звена ЛПУ области выросла с 60 до 99%. Обновилась диагностическая база. Увеличиваются расходы областного бюджета на закупку оборудования для МУЗ. Если в 2003 году муниципальный бюджет направил на приобретение медицинского оборудования в здравоохранение Владимирской области 30 млн. рублей, то за два последних года только на эти цели МУЗ получили около 500 миллионов рублей за счет средств федерального и областного бюджетов.
Те муниципальные образования, которые восприняли эту помощь не как единственный источник для преобразования местных ЛПУ, а сами приняли активное участие в деле возрождения здравоохранения, могут гордиться. К сожалению, пока мало внимания своим лечебным учреждениям уделяют администрации Камешковского, Киржачского и Собинского районов. Есть нарекания в работе Владимирского городского здравоохранения, что обусловлено слабостью управленческого состава ЛПУ и недостаточным участием органов МСУ в решении проблем.
Однако уже сегодня неплохо обстоят дела в округе Муром, в ЦРБ Суздаля и Юрьев-Польского. Полномочия по лицензированию ЛПУ переданы субъектам Федерации, что должно положительно сказаться на уровне соответствия каждой больницы предписанным нормам и требованиям.
Если другие методы не помогают, то порой заставить оказывать медпомощь в достойных условиях можно, не разрешив работать в помещении, где течет крыша, не работает отопление и стоит обшарпанная мебель. То есть, лишить права на лицензию. Тогда местные власти, возможно, и найдут способ исправить ситуацию.

Текст: Елена КАШКИНА. Фото: Андрей ЗАХАРОВ. г. Владимир.

Личное дело
Ирина Арнольдовна Одинцова окончила Ивановский мединститут по специальности педиатрия в 1984 году. После института направлена на работу в Судогодскую ЦРБ. С 1987 года – заместитель главврача ЦРБ.
Совмещать лечебную и административную работу поначалу удавалось. Но с 1999 года, работая в департаменте здравоохранения Владимирской области, Ирина Арнольдовна полностью посвятила себя вопросам управления.

Сказано
– Выписывать лекарство должен тот, кто наблюдает больного и отвечает за эффективность лечебного процесса. И у нас в области каждый такой пациент будет осмотрен специалистом! Вопрос только в четкой организации доставки больных к областному специалисту.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике