Дмитрий Медведев: Главное для России – спокойствие и стабильность

22 января на II Общероссийском гражданском форуме в Москве первый вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев выступил, по сути, со своей программной речью. Каково его видение дальнейшего пути России...

22 января на II Общероссийском гражданском форуме в Москве первый вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев выступил, по сути, со своей программной речью. Каково его видение дальнейшего пути России – это очень интересно многим читателям “Призыва”. По вашим многочисленным просьбам мы печатаем речь Дмитрия Медведева (с небольшими сокращениями). Цитируется по ИТАР-ТАСС:

О гражданском обществе
Наше гражданское общество рождалось в болезненных, противоречивых событиях последних двух десятилетий. Но то, что оно сегодня – важный элемент политической жизни – неоспоримый факт. Более того, структурированное гражданское общество – сейчас проходит процесс его оформления -уже имеется. И в дальнейшем, это самое главное, оно должно стать итогом нашего стабильного и цивилизованного развития. Это один из самых важных выводов последнего времени.
Полностью согласен с нашим Президентом, который сказал, что лимит на революции и гражданские распри Россия исчерпала в прошлом веке.
В 90-е годы наша страна прошла “по краю”. Мы прошли через большие испытания, совершили много ошибок, но страну не развалили. И в этом заслуга и власти того периода, и гражданского общества.
Не стоит забывать и о том, какой ценой мы вышли из политического, экономического и социального кризиса – ценой жизни тысяч российских граждан, граждан, погибших от рук террористов. Результатом этих процессов было массовое обнищание людей, прежде всего – старшего поколения, потеря людьми ценностных ориентиров.
И, наконец, это цена катастрофического снижения рождаемости и увеличения смертности в нашей стране.
Поэтому главное для развития нашей страны – это продолжение спокойного и стабильного развития. Необходимы просто десятилетия стабильного развития. То, чего наша страна была лишена в двадцатом столетии. Десятилетия нормальной жизни и целенаправленной работы. Я в этом уверен.
По сути, всё, что делалось в стране в последние 8 лет, имело целью дать России длительную перспективу успешного развития – начиная от мер по наведению конституционного порядка и сохранению целостности страны до восстановления элементарных социальных гарантий для людей.
И когда в начале 2000 года мы занимались “расчисткой завалов”, решением острых, неотложных проблем – уже тогда мы всерьёз думали о том, как работать на десятилетие вперед. Думали не только о масштабных экономических задачах, но и о нравственных ценностных ориентирах. Без этого не может жить ни одно уважающее себя государство. Тем более такая страна, как Россия, с её исторически обусловленной ролью и той ответственностью, которую наша страна несёт перед мировым сообществом. А главное, ответственностью перед сегодняшними и будущими поколениями российских граждан.
Вот почему так важна системная и последовательная работа всех нас по выполнению стратегических ориентиров. Вот почему нужны десятилетия устойчивого роста. И готовящаяся программа долгосрочного социально-экономического развития России, программа до 2020 года – это принципиальный этап, позволяющий уже сегодня увидеть “горизонты” более длительного порядка, посмотреть на перспективу.
Сейчас в Правительстве под руководством Президента идёт серьезная работа по согласованию этой экономической стратегии. Это большая тема, на которой через некоторое время я хотел бы подробнее остановиться, в отдельном выступлении.
Говоря о роли гражданского общества в развитии Российского государства, можно прямо сказать, что по сути, роль гражданского общества – определяющая. Мы создаем демократию. И роль общества в этих процессах – всепроникающая и незаменимая. Она крайне значима не только для достижения поставленных экономических ориентиров, но и для реализации мер социальной политики.

Роль государства и национальная идея
В современном мире наиболее развита т.н. представительная демократия. Смысл её в том, что управление страной от имени народа осуществляют избранные им представители. И очень важно, чтобы они не забывали о выполнении взятых перед гражданами обязательств.
Роль государства состоит именно в том, чтобы представительство интересов граждан было обеспечено в полной мере, адекватно. На основе широкой общественной поддержки, на базе действующего законодательства и демократических процедур, в основе которых лежит диалог между обществом и властью, о целях и приоритетах национального развития.
Мне неоднократно приходилось отвечать на вопросы о национальной идее. Дискуссию на эту тему я считаю малоэффективной. Но у каждой нации должен быть набор понятных принципов и целей, которые объединяют людей, живущих в одной стране. Строятся эти принципы на реальных задачах, востребованных обществом.
Каковы эти принципы? Прежде всего, свобода и справедливость. Второе – гражданское достоинство человека. Третье – его благополучие и социальная ответственность.
Здесь нам не нужно ничего изобретать. Базовые ценности сформулированы человечеством уже давно, но применить их к российской специфике порой бывает проблемой. Главный вопрос – сделать так, чтобы наши национальные традиции совместились с фундаментальным набором демократических ценностей. Это задача, над которой политические и интеллектуальные элиты России бьются лет 150 кряду. И сегодня мы значительно приблизились к её решению.
С одной стороны, мы во многом вернулись к нашим традициям, к собственным культурным ценностям. Именно они и составляют нашу национальную идентичность – и при этом являются неотъемлемой частью мировой цивилизации.
С другой стороны, у нас уже есть собственный и ценный, пусть и противоречивый, опыт жизни в условиях реальной демократии, и политической, и экономической. А сформированные за это время демократические институты успели доказать состоятельность, несмотря на проблемы в их развитии.
Мы и дальше будем продолжать твёрдый курс на свободное развитие предпринимательства, защищать право частной собственности, укреплять принципы рыночной экономики.
И главное – мы сегодня как нация, стали не просто одним из свободных народов. Мы стали ответственным и знающим цену этой свободе обществом. Поэтому и в дальнейшем вся социальная деятельность и экономическая работа государства должны быть направлены на раскрытие творческого потенциала свободных и ответственных людей. А это во многом проблема воспитания и образования. Именно этим мы в последнее время и занимаемся – впервые за последнее десятилетие.

Инвестиции в человека
Мы и дальше будем продолжать работу по развитию т.н. “человеческого капитала”. Будем инвестировать деньги в таланты и способности людей, в их интеллект и творческую энергию. Именно человек должен стать сегодня не только главным действующим лицом политического развития, но и основным объектом вложений государства.
Однако эффективно использовать человеческий потенциал можно только в условиях зрелого и правильно структурированного общества, общества демократического и имеющего рычаги влияния на власть, контролирующего ее. Вот почему было решено сформировать Общественную палату, призванную содействовать развитию неправительственных структур и институтов общественного контроля. Вот почему мы пошли на серьёзное реформирование законодательства о партиях и о выборах.
Прежде партии создавались как коммерческий проект. Они не могли развиться как реальные политические силы. Выборы превращались в ярмарку популистских обещаний партий и блоков, не способных предъявить людям реальные результаты. Многочисленные списки не преодолевали заградительный барьер, поданные за них голоса терялись, а представительность парламентов всех уровней снижалась. Порой до трети голосов оказывалось отдано впустую. Такая конструкция была далека от истинной демократии.

Партии становятся реальной силой
Сейчас партии становятся реальной силой. Это непросто. Но растёт их влияние на региональные администрации и органы МСУ. В целом, развитие партий усиливает парламентскую составляющую всей системы государственной власти.
Сегодня большинство партий говорит о необходимости соблюдения основных конституционных начал, основных прав и свобод граждан. О том, что достойную жизнь для людей можно построить только на основе эффективно развивающейся рыночной экономики. По сути, консенсус на эту тему в обществе состоялся. Это огромное достижение развития нашей страны за последние 8 лет.

О региональных и местных властях
Мне не раз доводилось слышать, что за последние годы наша политическая система кардинально изменилась, и стало, мол, больше административной ясности, но меньше общественной поддержки.
Эта административная ясность (чёткое понимание того, на каких уровнях какие решения принимаются) – первое условие обеспечения общественной поддержки. И если власть не способна сама себя отрегулировать, то она не может получить никакой общественной поддержки. Вспомните начало 90-х годов. Власть с большим трудом справлялась со своими обязанностями, а страна расползалась вкривь и вкось. Были огромные, иногда фатальные на первый взгляд, центробежные тенденции.
Поэтому сначала нужно было привести в порядок саму власть. И только на этой базе искать общественную поддержку.
Это же касается и местного самоуправления, важнейшего элемента любого демократического общества. МСУ должно открывать гражданам возможность самим решать локальные проблемы – без указаний и распоряжений сверху.
Но МСУ не должно вырождаться в пародию на народное самоуправление – когда всех его финансовых источников недостаточно, чтобы прокормить муниципальных чиновников. Очевидно, что МСУ должно быть в полной мере самообеспеченным для выполнения всех функций, закреплённых за ним законом.
Власть существует не для себя самой, а для эффективного управления страной в интересах граждан. Именно к такой модели нам нужно стремиться.

Об общественном контроле за властью
В строительстве власти, как ответственной перед людьми, так и в поиске результатов работы этой власти – ведущую роль должен играть контроль. И этим контролем занимаются неправительственные организации.
Содействие неправительственным, некоммерческим организациям в их работе – несомненный приоритет демократического государства. Современное и процветающее государство сегодня может существовать только в свободном информационном потоке, неотъемлемая часть которого – влиятельные и независимые СМИ, и федеральные и региональные, и печатные, и электронные, и т.н. “новые СМИ”.
Эта тема связана и с другой большой и серьезной проблемой России – Россия, без преувеличения – страна правового нигилизма. К сожалению, таким уровнем пренебрежения к праву не может “похвастаться” ни одна другая европейская страна. Это явление, уходящее в нашу седую древность.
Между тем, правовым, справедливым государством может быть только такое, где и власть, и общество хорошо знают и уважают законы страны. А уровень правового сознания людей настолько высок, что позволяет эффективно контролировать действия чиновников обществом.
Правовой нигилизм не возник у нас только в ХХ веке, после октябрьских событий. Он был и раньше. Однако в значительной мере смягчался религиозными традициями. Но в ХХ веке эта духовно-нравственная основа была разрушена, и для правового нигилизма никаких препятствий не осталось.
Сегодня это пренебрежение к праву присутствует везде. Это происходит и на уровне бытового сознания, и на уровне бизнеса, и, наконец, он проявляется в более серьёзных правонарушениях – в тех преступлениях, которые совершаются, к сожалению, в большом количестве, в том числе – в форме коррупции в органах власти, которая имеет сегодня огромные масштабы, и борьба с которой должна превратиться в национальную программу.
Если мы хотим стать цивилизованным государством – нам нужно стать государством правовым. Но никакие правовые доктрины не могут заменить реальное благополучие людей. Повторю: одним из наших ключевых приоритетов должен оставаться сам человек с его реальными заботами и нуждами.

Социальная политика
Новый характер в этой связи приобрела и наша социальная политика и будет приобретать в дальнейшем. Её главным объектом должны стать не просто социальные отрасли, а прежде всего – сам гражданин. Именно в отраслях происходит основное регулирование всех этих вопросов, и именно для человека должны развиваться те социальные сферы, в которые в последнее время вкладываются значительные деньги: здравоохранение, образование, социальная поддержка, занятость, культура, жилищная, демографическая и семейная политика.
Здравоохранение и демографическая программа должны служить сохранению и приумножению российской нации.
Каждому человеку должен быть открыт доступ к качественным образовательным услугам, чтобы он в полной мере стал востребован обществом и экономикой, был успешным и уверенным в завтрашнем дне.
Надо сделать всё, чтобы не становилась тупиковой, неразрешимой ситуация, когда человеку приходится менять сферу профессиональной деятельности, переезжать в другой город, менять работу и искать её в новом населённом пункте. Наконец, чтобы у нас как можно больше появлялось возможностей для решения жилищной проблемы.
Нам необходимо грамотно выстроить эффективную пенсионную систему, которая действительно обеспечивала бы нашим людям достойную старость. Чтобы выход на пенсию перестал ассоциироваться с концом жизни, с бедностью и социальной неустроенностью. Чтобы пенсии позволяли нашим гражданам жить по-человечески.
Всё это вместе: и создание справедливого государства, и развитие сильного гражданского общества, и благополучие людей – и есть та основа, вокруг которой можно рассуждать о национальной идее.

Россия и мир
Несколько слов о том, как сегодня относятся к нашей стране в зарубежных государствах. Понятно, что всё происходящее у нас воспринимается сквозь призму соответствия интересам этих государств.
В этом нет ничего ни плохого, ни хорошего. Таковы законы международной политики, законы развития в глобальном мире.
К сожалению, у ряда наших партнёров к концу 90-х годов сложилось впечатление, что никакого отдельного развития по собственному сценарию у России быть не может. И в том сценарии России отводилась в лучшем случае роль добросовестного ученика-статиста.
Но в последние годы наша страна неожиданно (возможно, и для самой себя) начала активно развиваться по всем направлениям. Демонстрировать неплохие темпы роста и макроэкономические показатели. Активно участвовать в формировании повестки дня глобального развития. И если всё и дальше будет развиваться по такому сценарию, то в ближайшие 10-15 лет Россия способна стать одной из 5 ведущих экономик мира.
В чём основная проблема для тех государств, которые внимательно и пристрастно наблюдают за нашим развитием? Почему нас всё ещё опасаются?
Ответ банален. Зачастую им просто не ясно, куда движется Россия, что мы собираемся делать в перспективе. И в этом коренится одно из фундаментальных исторических противоречий, связанных с присутствием России на международной авансцене.
Согласитесь, последние три столетия к России относились так: большие, упорные и не до конца понятные. Вроде бы хотят развиваться по законам, по которым развивается европейская цивилизация, но кто его знает, куда их занесёт?
Эти опасения сохраняются. Мы должны продолжать открыто и чётко разъяснять наши действия и планы в экономике, социальной сфере, политике. Находить всё больше союзников в мире для решения актуальных международных проблем. Но и самой России приходится определяться с тем, как, будучи независимой страной, себя позиционировать, вести самостоятельную внешнюю политику.
Надо прямо сказать – это удел немногих. И у государств, которые объединились в альянсы, позиция страны, не связанной с ними такими отношениями, вызывает как минимум напряжение. Но и здесь я не вижу фундаментальных проблем и противоречий. Сегодняшняя внешняя политика России абсолютно укладывается в современное понимание международных стандартов жизни.
И впрямь, что особенного делает Россия на внешнем рынке, что не соответствовало бы представлениям об участии сильного государства в мировом разделении труда? Может быть, то, что мы свои энергоносители перевели на мировые цены? Так это наша обязанность в контексте присоединения России к международным экономическим организациям.
Может быть, то, что мы, отстаивая национальные интересы, договариваемся с другими государствами, которые также развиваются по своим законам? Но это наша обязанность перед страной и перед будущими поколениями.
И то, что мы занимаем активную позицию в СНГ – тоже естественно. Эти государства – наши близкие соседи. С кем нам ещё дружить, как не с ними? Естественно, что мы более внимательно относимся к тем процессам, которые там происходят. Но и мы сами одновременно попадаем в орбиту интересов этих стран.
А то, что мы не обрываем отношения с т.н. “проблемными государствами”, доставляющими мировому сообществу подчас неприятные эмоции – это тоже наша обязанность. Самым непродуктивным было бы прервать эти отношения и перейти к “ковровым бомбардировкам”. И в современном мире это все понимают.
Россия и дальше будет развиваться как страна, открытая для сотрудничества с мировым сообществом. А её активное, влиятельное участие в международных делах будет основываться на соблюдении принципов и норм международного права, на укреплении роли ООН в решении мировых проблем. И, конечно, исходя из наших собственных интересов, на понимании меры ответственности за разумное развитие демократического мироустройства, за решение глобальных проблем.

В завершение
Несмотря на ужасные трагедии, человечество развивается по восходящей. Прежде всего потому, что оно всегда находило в себе нравственный мотив, побудительную силу развиваться дальше, успешно справляясь с теми проблемами, которые возникали.
Люди, живущие в пределах одного государства, находят в себе силы собраться и работать совместно. И наши люди такие силы в себе находят. Значит, у нашего государства очень многое получится. Мне кажется, что сегодня мы находимся именно в такой точке нашего развития.
Да, ещё много сложностей. Но с учётом непростого пути, который Россия прошла в ХХ веке, и того, как успешно стартовал для нас век XXI, шансы у нас хорошие. У современной России есть все возможности стать благополучным, успешным государством.
Очевидно, что и остальные государства продолжат развитие. Но наше желание заключается в том, чтобы не упустить именно свои возможности.
Поэтому стратегические программы, которые мы реализуем, направлены на то, чтобы закрепиться в верхних строчках мировой табели о рангах. Позиционироваться в мире правильным, достойным для нашей страны и народа образом. Используя свои преимущества, и дальше развивать социальную сферу и экономику для наших людей, продолжать динамичное движение вперёд.
Повторю актуальный для нашего времени девиз: “Россия – вперёд!”. Но, чтобы смягчить пафос последних строк, буквально три замечания:
Очень важна информационная революция, проходящая в мире. Она и дальше будет идти, и мы должны в нее встроиться грамотно. Не подрывая нравственные устои, и в то же время не выталкиваясь на обочину информационного развития. Государство это будет делать. Мы завершили подключение 100% школ к Интернету и дальше этим будем заниматься.
Более сложный вопрос – об увеличении числа операций в рамках высокотехнологичной медпомощи. Мы обязательно будем увеличивать их количество. Ещё 2 года назад их было в 10 раз меньше. Мы сейчас открываем новые центры (их по стране будет 15), и количество этих операций выросло на порядок. Но все равно мало.
Надо развивать экономику и вкладывать сюда деньги. Будут деньги – будет больше операций. И готовить грамотных специалистов, чтобы они умели эти операции делать. Не приглашать из-за границы “рукастых” докторов, а делать это дома на хорошем оборудовании. В этом случае и проблема квот исчезнет.

И последнее.
Есть две позиции, два пути развития неправительственных и некоммерческих организаций. Один – жесткий, когда они находятся в оппозиции, по сути, в состоянии борьбы с государством. Второй – реальная черновая работа с людьми по защите их прав, по отстаиванию гражданских свобод.
Этот путь мне представляется самым сложным, но и самым перспективным.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике