Что вернет молодежь в “непопулярные” профессии?

Вуз по-прежнему ассоциируется с высшей планкой ожидаемых успехов выпускника школы. Не потому ли учителя и родители так гордятся поступлением ребят в вузы? Более того, нерадивому ученику в школе...

Вуз по-прежнему ассоциируется с высшей планкой ожидаемых успехов выпускника школы. Не потому ли учителя и родители так гордятся поступлением ребят в вузы? Более того, нерадивому ученику в школе так и говорят: тебя только в ПТУ и возьмут. И ребята, не поступившие в институт, искренне считают себя неудачниками. До тех пор, пока не увидят, насколько устарели представления о человеке рабочей профессии. Развенчать миф о непопулярности начального и среднего профобразования нам помогает директор департамента образования Михаил Викторович Корешков:

– В школе должна проводиться серьезная работа по профориентации с учетом потребностей регионального рынка занятости. Человек труда – это созидатель.
К сожалению, посредством СМИ навязывается стереотип: выиграй, получи и будешь успешен. Культ легкого пути к благосостоянию.
Существует общая тенденция: люди хотят красиво одеваться и работать в хороших условиях. Работа у станка не вписывается в эту картинку. Хотя на рынке труда высоким спросом пользуются именно рабочие специальности. Посмотрите объявления: везде требуются специалисты основных массовых профессий, таких, как токарь, фрезеровщик, слесарь и т.д.
– Михаил Викторович, Москва, как известно, давно страдает от дефицита трудовых ресурсов. Это, в свою очередь, аукнулось и у нас. Для многих жителей области столица превратилась в место гораздо более высокого, чем дома, заработка. Москва, где уровень зарплаты выше, ощущает те же самые проблемы?
– Правительством Москвы разрабатывается программа "Рабочие кадры" для привлечения молодежи из близлежащих областей:
– А какие меры принимать нам, этим самым близлежащим областям, по сохранению своего кадрового потенциала?
– На Совете законодателей в октябре этого года была поставлена задача: наладить тесное взаимодействие учреждений НПО и СПО с работодателями.
Во Владимирской области действует отраслевой заказ на подготовку кадров, который утвержден постановлением губернатора. Актуальность такого взаимодействия связана, во-первых, необходимостью экономического развития региона, а во-вторых, изменением источника финансирования.
С 2005 года 31 учебное заведение НПО перешло на финансирование из областного бюджета. В области осталось три федеральных учреждения НПО: училище №1в Коврове, которое готовит кадры для ЗиДа (предприятия МО РФ), лицеи №№7 и 9 (во Владимире). Их руководители входят в Совет директоров, а учащиеся наравне с ребятами из других учебных заведений активно проявляют свои способности в конкурсах, соревнованиях.
Мы осуществляем организационное и методическое руководство всеми учреждениями НПО и СПО в нашей области и решаем общую задачу – превратить отрасль образования в один из основных ресурсов развития региона.
Если у нас будут хорошие кадры, то мы сможем динамичнее развиваться. Особенно актуальна подготовка высококвалифицированных специалистов рабочих профессий с учетом знаний современных технологий производства. Поэтому без контакта с работодателями нам не обойтись.
Нам интереснее использовать постоянно обновляемую материально-техническую базу производства, чем давно списанное устаревшее оборудование. То есть, возвращаемся к старой испытанной схеме взаимодействия с базовым предприятием (заказчиком).
Работодатель видит тех ребят, которые у него обучаются, приобретают опыт работы, например, на станках с ЧПУ. Выплачивает им дополнительно к государственным свои именные стипендии. По окончании учебы он их трудоустраивает – в этом и заключается обоюдная выгода.
– Какие еще есть аргументы в пользу НПО и СПО?
– В нашей системе начального и среднего профобразования юноши и девушки обеспечены бесплатным питанием, да еще и деньги на практике получают, в отличие от студентов вузов. Так ребята социально защищены и даже имеют возможность вносить свой вклад в бюджет семьи.
Кстати, подсчитано, что 50% учащихся приходят из семей с невысоким материальным достатком. Очень важно и то, что мастера производственного обучения осуществляют через профессию и воспитательные функции. По решению губернатора, с сентября этого года им ежемесячно доплачивается по тысяче рублей.
– Удовлетворяет ли региональный рынок труда существующая система подготовки кадров НПО?
– Более 600 предприятий и учреждений области, исходя из своих долгосрочных прогнозов, осуществляют заказ на кадры, который превращается в плановое задание нашим учреждениям профессионального образования. Контракты на целевое обучение с заключением трехстороннего (учащийся, учебное заведение и предприятие) соглашения должны обеспечивать дальнейшее трудоустройство граждан.
У лицея №3 налажены хорошие взаимоотношения с Союзом строителей Владимирской области. Муромское ПУ №10 сотрудничает с заводом "Муромтепловоз", Ковровский лицей №35 – с Ковровским электромеханическим заводом и с недавно открывшимся Ковровским электротехническим заводом. ПУ № 1 – конечно же, многие годы поддерживает отношения с ЗиДом.
С этого года вступил в силу проект взаимодействия ПУ №30 с заводом "Электроприбор". О том, что у нас в области поддерживаются традиции добротного, практико-ориентированного профобразования говорит следующий факт. Два учебных заведения СПО и НПО – Александровский промышленно-гуманитарный техникум и Никологорское профессиональное училище №36 – выиграли нацпроект. Победа стала возможной благодаря совместным усилиям коллективов этих учебных заведений и своевременной поддержке, обеспеченной руководством области в части софинансирования проектов.
– Для подрастающего поколения, не обделенного здоровьем, получить профессию не составляет труда. Что делается для обучения детей с ограниченными возможностями?
– Сейчас мы взаимодействуем с Ассоциацией родителей детей-инвалидов АРДИ "Свет". На бывшей базе училища №25, объединенного сегодня с училищем №39, и в Кольчугинском в ПУ №11 создаются учебно-курсовые комбинаты для обучения полезным профессиям.
– Стать самостоятельным, материально независимым и самому иметь возможность заботиться о своих близких – это мечта каждого молодого человека. Есть ребята, которые по разным причинам не окончили 9 классов. Получить какую-либо профессию за счет службы занятости могут далеко не все из них – у кого-то нет статуса безработного, а у кого-то недостаточный базовый уровень образования.
Как же им быть?
– На уровне области мы нашли механизм, позволяющий оказывать содействие таким лицам. В этом году при поддержке губернатора мы начали финансировать из бюджета профессиональную подготовку этих ребят. Максимум через 10 месяцев обучения они смогут получить 2-3 разряд, чтобы встать к станку и начать зарабатывать.
Бывает, им трудно дается учеба, но они хотят иметь профессию. Кстати, именно из такой молодежи получаются впоследствии очень хорошие работники.
– Неплохо бы обучать и взрослое население, нуждающееся в профессиональной переподготовке. Особенно это касается иммигрантов, которые испытывают затруднения в поиске работы:
– В рамках социального партнерства заключены соглашения с Ассоциацией работодателей и товаропроизводителей, с Торгово-промышленной палатой Владимирской области, со Службой занятости, – словом, к решению проблемы подключены все структуры.

Текст: Елена КАШКИНА.
Фото: Рудольф НОВИКОВ.
г. Владимир.

Кстати

Профобразование – основной ресурс развития региона

Сегодня для иностранных инвесторов важнее всего вопрос не о наличии льготных условий сотрудничества и энергомощностей. По сравнению с кадровым обеспечением, это дело десятое. Сейчас экономическая мощь Владимирской области напрямую зависит от выпускников профессионально-технических училищ, лицеев, колледжей. Жилье молодому специалисту и приемлемая зарплата – вот те условия, которые повернут молодежь лицом к "непопулярным" профессиям.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике