Тема недели: Педагогов заменили урокодатели

Многие современные учителя работают "без души" - Да вы знаете, у меня на даты память неважная. - У вас, смотрю, на всё память неважная. Зачем же вы на...

Многие современные учителя работают "без души"

– Да вы знаете, у меня на даты память неважная.
– У вас, смотрю, на всё память неважная. Зачем же вы на исторический пришли поступать?
– Да мне мама сказала: иди в пед. Там мальчиков мало, может, возьмут:

В школе нарушено соотношение зарплаты и труда
Этот диалог, который вели на вступительных экзаменах абитуриент и член приёмной комиссии в фильме "Курьер", и сейчас актуален. Нынешняя молодежь уверена, что получать высшее образование сегодня надо, а где учиться – это уже другой вопрос. Повезёт: поступишь, куда захочется. А провалишься при поступлении на экономиста, юриста, психолога – туда, где сейчас не протолкнуться, можно сдать экзамены, например, на филфак, там точно будет больше шансов.
Екатерина Щукина два года назад окончила филологический факультет ВГПУ. Поступала туда только потому, что боялась провалить экзамены в другом вузе и на другом факультете. А в филологическом была почти уверена. И не ошиблась: поступила безболезненно, сдав экзамены на две "четвёрки" и "пятерку". А "проходной" был 11 баллов.
Сегодня Катя работает не по специальности и ничуть не жалеет об этом:
– Во-первых, ни для кого не секрет, что деньги учителям платят смешные, а, во-вторых, за время обязательной педагогической практики у меня была возможность окунуться в профессию, и я поняла, что это не моё.
Сегодня Екатерина вспоминает практику, как кошмарный сон. Говорит, что с подругой готовились к одному уроку по три часа. А ученикам со стороны казалось, что студентки пришли, поговорили, детей домашним заданием нагрузили и ушли.
– Учительница, у которой мы проходили практику, готовиться к занятиям нам не помогала, – рассказывает Катя. – Похоже, наше пребывание в школе она воспринимала как возможность просто-напросто отдохнуть. На практике нам пришлось познать многие тяготы учительского труда. Тогда же я окончательно убедилась, что соотношение цена-качество (то бишь зарплата и преподавательская работа) в школе явно нарушено.
Еще одна выпускница педуниверситета – Елена Сырова – вспоминает, что перед началом практики у неё буквально началась "трясучка". Было страшно выйти перед классом и вести урок:
– Помню, как будучи детьми мы в школе сами неадекватно воспринимали студентов. Это была возможность расслабиться на занятиях, поиздеваться над неопытными педагогами, подколоть их. Я была уверена почти на 100%, что теперь пришло время расплаты, и современные дети будут надо мной издеваться точно так же, как я в своё время издевалась над практикантами.
Однако страхи Лены оказались напрасными. Она сумела найти общий язык с детьми. Старалась общаться с ними не с позиции силы, как это делали некоторые её сокурсники, а на основе взаимного доверия. В итоге дети чуть не рыдали, когда практика у Лены закончилась.
– Мне ещё, наверное, со школой повезло, – рассуждает она. – Дети попались вменяемые. А ребята с курса рассказывали просто невообразимые вещи. Скажем, заходит учитель в класс, один из учеников, демонстративно глядя на часы, встречает педагога вопросом: "Урок во сколько начинается? В 8:30?! А сейчас уже 8:40, теперь у меня свои дела, и слушать вас я не буду!"
Случались во время практики и курьезы. Студенты до сих пор веселятся, вспоминая, как двоечник, выйдя к доске, пытался рассказать про творчество Гоголя. Горе-ученик был явно не в теме. Сердобольные одноклассники принялись подсказывать и шептать названия гоголевских произведений. Но то ли у них что-то с дикцией было не так, то ли у парня со слухом, но вместо всем известных "Вечеров на хуторе близ Диканьки" вдруг появилось никому не знакомое произведение "Близда Ханька". От смеха рыдали класс, практиканты и учитель.

Современным студентам некогда окунаться в профессию
Во владимирской школе №2 сегодня проходят практику 15 человек. По словам директора учебного заведения Надежды Романовой, из многих современных студентов могли бы получиться отличные педагоги, но, к сожалению, около 80% ребят после окончания педуниверситета не работают по профессии. И виной тому – низкие зарплаты. Начинающему учителю полагается 8-й разряд, это 2623 рубля. С доплатой, которую дает городская администрация, выходит чуть больше – 3161 рубль.
– Современные практиканты – красивые, грамотные, талантливые, но, к сожалению, у многих из них нет желания работать, – сетует Надежда Викторовна. – Нынешние студенты отличаются от студентов моего времени тем, что все они работают, причём не по специальности: кто дворником, кто сторожем. Ребятам просто некогда погрузиться в основную специальность. Они в школе – от звонка и до звонка. Высидели положенное время, и бегом на работу. А в нашей профессии так нельзя.
Студентов, которые относятся к ученикам, что называется, с душой, дети воспринимают хорошо. Важно заинтересовать ребят, тогда они и слушать будут педагога, и уважать, вне зависимости от того, сколько ему лет.
Однако сегодня, по словам Надежды Романовой, редко кто из преподавателей живёт жизнью своих учеников. Большинство озабочено исключительно своими проблемами. Многих современных учителей можно назвать даже не педагогами, а скорее – урокодателями. И ученики, чувствуя такое "деловое" отношение к ним, не могут наладить контакт с учителем.
И студенты, и учителя сходятся в едином и не новом ни для кого мнении: если бы зарплата была достойной, то и кадровый вопрос в образовании решался бы намного легче. На одном энтузиазме далеко не уедешь, и поэтому даже те студенты, которые чувствуют в себе педагогическое призвание, не всегда выбирают профессию преподавателя.

Текст: Анастасия Вранцева.
Фото из архива редакции.
г. Владимир.

Народный опрос "призыва"

Что вам не нравится в современной школе?

Регина, студентка 1-го курса: – Мне не нравилось отношение некоторых учителей к ученикам: выделяли любимчиков, а остальных – по боку. Еще не нравилось, что отдельные учителя халтурили и не преподавали предметы так, как стоило бы. Но были и такие, которые полностью отдавали себя работе.

Марина, ученица 4-го класса: – Не люблю, когда учителя кричат. У нас есть одна такая: она всегда разговаривает на повышенных тонах, никогда не улыбнется, очень много задаёт.

Вячеслав, строитель: – Я от школы уже далеко. Старший ребёнок – в институте, младший – только через два года будет грызть гранит науки. Но могу сказать, что в школах стоило бы ввести форму, причём во всех классах, как раньше. Это было красиво.

Влад, ученик 11-го класса: – Мне всё нравится. Учусь в 43-й школе, все предметы преподают, как надо. Собираюсь поступать в медучилище, думаю, что в школе меня к вступительным экзаменам хорошо подготовят.

Опрашивала: Анастасия Вранцева.
Фото: Татьяна Лапатина.
г. Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике