России за несколько лет не удалось снизить темпы роста цен до уровня менее 10%. В последнее время цены стали расти еще быстрее, и на последнем заседании правительства пришлось обсуждать пакет первоочередных меры. Наряду с изменениями в денежной политике, министерства требуют от государства еще большей экономии.

Министр финансов требует сокращения расходов

Быстрое повышение цен в России оказалось для большей части населения первоочередной и насущной проблемой. Последние 3 года потребительские цены официально выросли примерно на 39%. Темп инфляции составил в в 2005 10,9%. Без креативных статистических уловок он был бы еще выше.
В 2005 году правительство и парламент поставили целью снижение инфляции до 8,5%, она впервые должна была опуститься до уровня менее 10%. Однако уже в течение первых 2 месяцев потребительские цены повысились на 4,1%. На I квартал МЭРТ рассчитывает на рост цен в пределах 5-5,2%. В пересчете на год это уже не менее 11%.

Оборотная сторона роста цен на сырье

Причиной того, почему повышение цен в России выходит из-под контроля, являются огромные средства, которые из-за высоких цен на сырье притекают в страну, побивая собственные же рекорды.
До сих пор Центробанк старался препятствовать резкому росту номинального обменного курса рубля. Он опасался, что в противном случае с рынка будут вытеснены многочисленные предприятия, не связанные с сырьевой экономикой. Хранители национальной валюты скупали большую часть нефтедолларов и затем выбрасывали на рынок новые рубли.
Но они оказались не в состоянии полностью стерилизовать эту дополнительную ликвидность. В конце января 2006 года денежная масса увеличилась по сравнению с тем же периодом прошлого года на 39,4%.
И российское правительство обсудило пакет мер, который должен воспрепятствовать окончательному выходу инфляции из-под контроля. Глава Центробанка Сергей Игнатьев пообещал уделять большее внимание борьбе с ростом цен и допустить в связи с этим большее укрепление рубля, но представители Минфина и МЭРТ с полным основанием подчеркивают центральную роль в борьбе с повышением цен бюджетной политики правительства. Ведь чем больше доходов правительство стерилизует, откладывая их в сторону, вместо того чтобы расходовать, тем более эффективно можно подавить инфляцию и реальный рост курса.
Минфин предлагает запретить институт дополнительных бюджетов, которые парламент утверждает задним числом для расходов, выходящих за рамки ранее согласованного бюджета.
Кроме того, в дальнейшем в Стабфонд должны направляться не только госдоходы, обусловленные высокими ценами на нефть, но и те, которые получены вследствие высоких цен на природный газ и роста цен на переработанные нефтепродукты.
Министр финансов Алексей Кудрин при разработке бюджета предложил опираться на финансовую базу, не включающую в себя доходы от нефти, что сократило бы доходную часть на одну треть.
Кроме того, согласно поступившим предложениям, в будущем доля государственных расходов должна быть снижена, для чего необходимо законодательно зафиксировать норму, согласно которой рост социальных расходов должен быть ниже, чем рост экономики.

Конфликт интересов

В краткосрочной перспективе Минфин хочет отказаться от уплаты в казну 50% прибыли Центробанка, активнее бороться с монополией в сфере импорта и реализации продуктов и заставить госпредприятия вернуть иностранные кредиты вместо того, чтобы брать новые, не увеличивая приток дополнительной иностранной валюты.
Однако из-за того, что в России распространено убеждение, что, благодаря нефти, в страну должны прийти деньги, и выгоду от этого надеются получить самые разные круги, политическое решение, которое хоронит эти священные цели ради эффективной борьбы с повышением цен, может натолкнуться на жесткое сопротивление при решении политических вопросов.

Редакционная статья

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике