О другой работе и не помышляем

"Призыв" рассказывает о буднях не совсем рядовой учительской семьи

Он – спокойный, интеллигентный, интересный в общении мужчина. Она – обаятельная, энергичная женщина с огоньком в глазах. Помимо супружества, их объединяет общая профессия. Дмитрий Анатольевич и Марина Федоровна Кузнецовы – учителя информатики владимирской школы N 36.

Большая школа – большие учителя

Дмитрий и Марина работают по 6 дней в неделю, в день – по 7-9 уроков, включая факультативы. Ежегодно успешно готовят нескольких учеников к олимпиадам. Высокий статус школы обязывает держать планку. Благодаря таким учителям школа и завоевала добрую репутацию.

Школа N36, пожалуй, самая большая во Владимире. Здесь учатся без малого 2 тысячи человек, сформировано более 70 классов. Если в обычной школе три 11-х класса – это очень много, то в 36-й их может быть и пять, и шесть. В старших классах здесь учатся ребята не только из Владимира, но и из пригородов. Все потому, что здешние педагоги готовят учеников к поступлению в вузы лучше любого репетитора. Помимо физико-математического, естественно-научного и экономического профиля, школа имеет статус экспериментальной площадки по информационным технологиям в городской системе образования. Посему информатика тут имеет особое значение.

Чтобы успевать поработать с каждым учеником и добросовестно вести уроки в каждом из своих 14-ти классов, Дмитрию и Марине едва хватает рабочего дня. Иногда его рамки приходится существенно раздвигать. Каждый из них имеет по 40 урочных часов в неделю. Для сравнения – у среднестатистического учителя не более 25 часов в неделю.

Как они все успевают? Этот вопрос и заинтересовал корреспондента "Призыва".

Их соединила школа

В 36-ю школу Марина и Дмитрий пришли каждый по отдельности. Поначалу их ничего, кроме профессионального долга, не связывало. Но, проводя столько времени рядом, делая одно дело, трудно не стать близкими людьми. Рабочий кабинет, или, выражаясь "школьным" языком, препараторская, стала для наших героев вторым домом – здесь они проводят время с утра до вечера.

Рабочая неделя супругов Кузнецовых начинается с методического дня. Для Марины понедельник – счастливая возможность заняться подготовкой учебных материалов и пособий. Их Кузнецовы готовят сами – в магазинах подходящей литературы не найдешь. Дмитрий свой методический день проводит в университете. Он ассистент кафедры информатики и защиты информации в ВлГУ. Там его рабочий день длится с 8 до 19 часов.

Во вторник у них начинается "школьная жизнь", которая заканчивается в субботу, после 7 уроков. Сказать, что их рабочий день напряженный – не сказать ничего. Начало первого урока – 8 утра. В школу нужно прийти раньше. Карусель занятий, перемен, консультаций и факультативов останавливается со звонком с 9-го урока, в 17.05. Передохнуть успевают в промежутках между уроками, которые длятся по 45 минут, а не по 40, как в остальных школах.

– Обеденного перерыва у нас, конечно, нет, если не считать большой 20-минутной перемены. Да и в это время перекусить не всегда удается. Купишь булочку в столовой, нальешь чаю, а дети уже тут как тут. Каждый со своим вопросом. Иногда так и говоришь: "Ребята, ну дайте хоть перекусить!", – улыбается Марина. – Изредка ходим обедать в столовую.

Каждый урок – пополам

Каждый из своих уроков Дмитрий и Марина делят на двоих. Класс – в некоторых из них больше 30 учеников – они разбивают на две подгруппы. Каждая занимается в отдельной классной комнате. На вопрос, как супруги готовятся к урокам, они отвечают:

– Естественно, вместе. Мы же единомышленники. Обсуждаем идеи друг друга. Конечно, спорим, чтобы родить истину, – улыбается Дмитрий. – За мной – все, что касается "железа", техники, а за Мариной – работа бумажная. Так и существуем благополучно в симбиозе.

Все конспекты и планы уроков у Кузнецовых в электронном виде. Они считают, что так проще и привычнее. Только изредка что-то записывают на бумагу. На уроке к своим записям прибегают крайне редко, например, когда пробуют новый подход или осваивают новую тему. Виртуальный же конспект с собой на урок не возьмешь.

– К ученикам выходишь только с указкой в руках. Вся остальная информация в голове, – говорит Марина. – За годы работы все конспекты я уже выучила наизусть. Да и общую для всех схему на уроке не применишь. У нас много ребят, которые занимаются индивидуально. Но и говорить на занятии приходится немало, особенно на теоретических уроках.

Урок – это лишь часть работы

Вот так, за уроками, и проходит день супругов Кузнецовых. Если в каком-то классе сегодня лабораторная или самостоятельная работа, учителю легче. Это значит, что проверить тетради можно не после уроков, а во время них. Делать это приходится хоть и не каждый день, но очень часто. Между тем, информатикам проверка тетрадей почему-то не оплачивается. Видимо, считается, что тетради по их предмету проверять легче, чем по другим.

– В нашем случае проверка тетрадей – дело добровольное. Но без них, мы считаем, ребятам нельзя, – объясняет Дмитрий. – Времени они у нас отнимают много. Если не удается проверить на уроке, делаешь это вечером.

Однако вечером делаешь не только это. И не дома, а все еще на работе. Вся подготовка к следующему рабочему дню, помощь ученикам в индивидуальном порядке – все это происходит в препараторской у Дмитрия и Марины. А значит, школьная жизнь и после 17.00 не заканчивается. С некоторыми учениками наши герои занимаются индивидуально. Кого-то готовят к олимпиаде, кого-то к участию в городском конкурсе "Юный программист".

– Наша цель – подготовить ребят к поступлению в вуз так, чтобы им не понадобилась помощь репетитора, – говорит Дмитрий. -Наши ученики поступают на бюджетной основе не только во владимирские, но и в московские вузы: МГУ, Баумановское, МИФИ и другие.

Такой результат своего труда и дает силы на дальнейшую работу. Но силы эти не бесконечны.

Домашняя работа подождет

– Домой приходим иногда и в восемь вечера. Там сил хватает только на то, чтобы поужинать. И обязательно отдохнуть, – рассказывает Марина. – На работу по дому меня иногда просто не хватает. Вся уборка, стирка, готовка приходится на конец субботы и воскресенье.

Но о другой работе Дмитрий и Марина даже не помышляют. Без героизма и пафоса говорят, что в школу "вросли корнями", и без своих учеников жизни не представляют. Считают, что лучше своей нынешней работы делать ничего не умеют.

Иногда сетовать на свою нелегкую учительскую долю заставляет зарплата. Оклад учителя высшей категории – 2400 рублей. Дмитрию и Марине малость доплачивают за ведение кабинета и за вредность. Еще меньшую зарплату мужа в университете Марина в шутку называет "пенсией". А полгода назад Кузнецовы еще умудрялись снимать квартиру, выкраивая средства из своего семейного бюджета. Сейчас же говорят, что им проще – недавно дали комнату в общежитии, 17 метров…

Евгения ЦВЕТКОВА.

г. Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике