Колокольный звон лечит тело и душу

Так считает суздальский звонарь Валерий Гаранин

Валерий Михайлович родился в Суздале в 1963 году. В семье музыке специально никто не учился, но мать неплохо пела, а отец ей подпевал. Однако у молодого Валерия тяга к музыке проявилась рано – в 1979 году он пошел в хор и освоил гитару.

После школы Валерий поступил в музучилище. Учился настолько успешно, что после окончания училища его пригласили на работу. Валерий Михайлович вспоминает свой первый опыт на колокольне в качестве звонаря:

– Страха не было. Наоборот, уверенность и интерес. Для звонаря главное – желание и способности. По всей видимости, они у меня были. А вот музыкальное образование не обязательно, у меня много знакомых звонарей, которым отсутствие музыкальной грамотности нисколько не мешает.

Не боится Валерий Михайлович и высоты:

– Единственное, что иногда доставляет неудобства, это ветер. Летом еще ничего, а вот зимой приходится терпеть. В 1993 или 1994 году в Ярославле, в Рождественскую ночь, я был звонарем. На улице -300 и сильный ветер. Звонницу продувало так, что того и гляди, снесет вместе с колоколами. Хорошо, что со мной был ученик – мы с ним менялись. Раз он, раз я звонили.

Казалось бы, после таких испытаний заболеть немудрено. Но никакая болезнь Валерия, к счастью, не берет.

– Колокола обладают целебной силой. В старину, во время эпидемий, в них звонили не только для того, чтобы возвестить о беде, но и чтобы убить болезнетворные микробы. Вокруг церкви с колокольней никто не болел. Лечебный характер носят издаваемые колоколами звуки низкой частоты, – рассказал Валерий Гаранин. – За время работы я ни разу не болел. Бывает, насморк подхватишь или горло запершит, но ничего серьезного не случалось.

И знакомые Валерия Михайловича коллеги-звонари болеют очень редко. Только вот встречаются они друг с другом редко. Собраться вместе удается только на фестивалях колокольной музыки.

– Главное достоинство этих фестивалей в том, что молодые звонари могут посмотреть, как работают опытные мастера. Поучиться у профессионалов – всегда полезно, – считает Валерий.

Колокольный звон может рассказать опытному уху многое. Например, о том, какая служба идет, какой праздник отмечается. Благовест – это когда ударяют в один колокол. Звон может продолжаться 15-25 минут. Благовест в течение дня используется три раза: так возвещают об утреннем, дневном и вечернем богослужении.

Перезвон легко узнать по очередным ударам в каждый колокол, начиная с большого и заканчивая самым маленьким. Его используют по скорбным случаям, например, когда выносят из церкви покойника.

Трезвон – самый радостный. Он звучит во время церковных праздников и легко узнаваем, так как звонят во все колокола сразу.

– Трезвон – самый сложный и красивый звон. Сложность в том, что звонят во все колокола сразу, приходится работать не только руками, но и ногами, – объясняет Валерий Михайлович. – Колокола у нас в Спасо-Евфимиевском монастыре очень хорошие. И звук отличный – слышно далеко. На днях я заказал еще 2 колокола: 15 и 20 килограммов.

Приобрести новые колокола – недешевое удовольствие. За 1 килограмм придется отдать $15. Колокол в 15 кг обойдется примерно в 6-7 тысяч рублей .

У Валерия Михайловича есть свои постоянные слушатели:

– Приходят, знакомятся, благодарят. Лучшей похвалы не придумать. Бывало, и известные люди подходили знакомиться. Когда я звонил в Москве, познакомился с Геннадием Зюгановым, он мне книжку свою с автографом подарил на память. Видел Влада Листьева практически перед самой его гибелью, – вспоминает Валерий Гаранин.

Валерий Михайлович считает, колокольный звон для России – это благовест, то есть звук колокола несет по стране благую, добрую весть, хорошее и доброе настроение.

А как считаете вы?

Пишите нам: 600000, Владимир, Офицерская, 33-а, редакция "Призыва", или на сайт www. prizyv.ru

Мы будем рады вашим откликам.

НАША СПРАВКА

Колокола появились на Руси вместе с христианством в Х веке. Сначала они были четырехгранными, и только позднее приобрели тот вид, который имеют сейчас.

Звонили в них при помощи молотков, а если язык был неподвижен, раскачивали сами колокола.

На Руси, чтобы созывать людей на богослужение, использовались била. Они представляли из себя длинную сухую доску (иногда их делали также из камня и меди), изогнутую коромыслом, которая подвешивалась на веревке. Для извлечения звука по билу ударяли колотушкой.

Позже на смену билу пришли колокола, отличающиеся особой певучестью. Достигается неповторимое звучание за счет особого сплава меди и олова, в который добавляется серебро. Играет роль и толщина стен колокола и, конечно, язык – ударная часть.

Самым большим колоколом в мире является наш Царь-Колокол весом 200 тонн.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Уникальный лечебный сеанс опробован в онкологическом диспансере Архангельска.

Новый метод лечения назвали колоколотерапия. Выступление мастера колокольного звона Владимира Петровского перед больными благословил епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. В.Петровский говорит, что колокольными звонами лечили еще в Древней Руси.

В ХХ веке феномен научно объяснен: звуковые колебания определенного вида благотворно воздействовуют на человека. Опыт лечения колокольным звоном онкологических больных – первый в России. Музыкальная программа сеанса колоколотерапии составлялась тщательно. В ее основе канонические церковные звоны.

По мнению главного врача Архангельского онкодиспансера Андрея Красильникова, чудесное исцеление в итоге колокольного концерта вряд ли возможно, но препятствовать сеансу колоколотерапии не стоит. Положительные эмоции от музыки – отличный помощник любому лечению.

Подготовил Макс ЕФРЕМОВ.

г.Суздаль.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике