“Москва” – как много в этом звуке…

Наш корреспондент поднялся на борт флагмана российского Черноморского флота

только у нас

"Москва" – как много в этом звуке…

Наш корреспондент поднялся на борт флагмана российского Черноморского флота

Кто не помнит острых споров во время раздела Черноморского флота между Россией и Украиной? Кто не слышал о проблемах главной базы нашего ЧФ – Севастополя, русского города, со всех сторон окруженного ставшим внезапно чужим Крымом? Кто не аплодировал пусть политически некорректным, но так нам понравившимся высказываниям мэра Москвы Юрия Лужкова, потребовавшего возврата Крыма России?

Казалось бы, время установило определенный баланс. Все привыкли к существующему положению. Но вот краснодарские власти стали строить дамбу к островку Тузла в Керченском проливе, и две братские страны вновь глухо, но забряцали оружием.

ЧФ нам не чужой. Многие владимирские ребята отслужили или еще служат на его кораблях. Область шефствует над бригадой охраны водного бассейна, и несколько ее кораблей носят до боли близкие имена: "Владимирец", "Суздалец", "Ковровец"…

Наш постоянный автор Марк Фурман как-то пришел в редакцию и сказал:

– А вы знаете, что военный прокурор ЧФ генерал-майор юстиции Александр Сорокин – наш человек? Его детство и юность прошли в Коврове, а следовательскую карьеру он начинал во Владимирской гарнизонной прокуратуре?

И редакция отправила Марка Айзековича за впечатлениями в Севастополь, надеясь, что "наш человек в Севастополе" поможет ему в подготовке материала о российских моряках и российском ЧФ.

Город-то нашенский…

Я всегда мечтал побывать на настоящем боевом корабле, как и все мальчишки. Наконец удалось. И не на какой-то ржавой барже, а на борту флагмана российского Черноморского флота, ракетного крейсера "Москва".

Если сравнивать Севастополь с Одессой, в которой я бывал много раз, крымский город тише, уютней, скромнее. Одесса – это Кармен, пламенная страстная женщина. Севастополь – суровый, мужественный город-воин, этакий Тореадор. Здесь каждый дом, каждый камень – русская история, русская боевая слава.

На быстроходном катере отходим от знаменитой Графской пристани. В солнечный погожий день прогулка по Севастопольской бухте – одно удовольствие. У причалов и на рейде – десятки боевых кораблей разного класса. Многие – в боевом походе, в том числе флагман украинских ВМС эсминец "Гетман Сагайдачный" (наши и украинские моряки эксплуатируют Севастопольскую бухту вместе). Зато видим родной "Владимирец" – корабль поднят на стапеля, идет текущий ремонт. Наш флагман, крейсер "Москва", – на месте.

Флот российских регионов

На Западе этот крейсер называют "убийцей авианосцев" (см. врез "Наша справка"). Командир корабля – капитан 1-го ранга Александр Щербицкий охотно рассказывает о своем любимце:

– Крейсер сошел со стапелей в декабре 1982 года. Сейчас ему 21 год, самый расцвет по морским меркам. Даже за рубежом корабли подобного класса до сих пор в строю, даже более "старые". Уже не говорю об авианосцах. Богатые Штаты держат на флоте 4 авианосца типа "Форрестол" постройки 50-х и два – типа "Мидуэй" – сошли на воду сразу после Второй мировой. Та же ситуация с тяжелыми кораблями во флотах Франции и Великобритании.

Кстати, в отличие от украинских собратьев "Москвы" – "Варяга" и "Лобова" – у нашего крейсера счастливая судьба. Крейсер в 1991 году встал на капремонт, но денег не было, и корабль растащили бы и продали на металлолом, если б не правительство Москвы. В 1996 году приказом Командующего ЧФ "Славу" переименовали в "Москву", и сразу же Юрий Михайлович Лужков выделил на окончание ремонта 32 миллиарда рублей. Так состоялось второе рождение корабля.

Кстати, эта инициатива Лужкова была поддержана руководителями многих российских регионов, в том числе – и администрацией Владимирской области. Сейчас более 30 областей, краев и республик России шефствуют над кораблями ЧФ. Наши подшефные корабли в строю и выполняют все возложенные на них задачи, в том числе и благодаря нашей с вами поддержке.

Порох держать сухим

Главный прокурор ЧФ Александр Сорокин процитировал из боевых журналов:

– Деятельность НАТО на Черном море расширяется через повышенную военно-морскую активность в этом регионе. Если ранее корабли ВМС США 1-2 раза в год на 10-25 суток заходили в акваторию Черного моря, то только в 1995 году зафиксировано 35 заходов боевых кораблей общей продолжительностью более 500 суток. Аналогичная ситуация наблюдалась и в последние годы. Это позволило ВМС стран НАТО проводить многочисленные учения, в том числе и с использованием авиации. Впервые со времен Второй мировой войны в Черном море находился отряд боевых кораблей Германии.

Российские моряки стараются порох держать сухим. И очень здорово, что в этом им помогает вся страна.

Марк ФУРМАН.

Фото автора.

Севастополь – Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике