Учителя, как дети: падают на копчик, сердят собак и отрезают себе пальцы

В школах – время итогов. Наш корреспондент решил узнать, что приносили с занятий домой дети и учителя помимо оценок? Насколько рискованно сегодня быть участником учебного процесса?

На эти и другие вопросы ответил главный государственный инспектор труда Госинспекции труда (ГИТ) по Владимирской области Владимир Ромашов.

– На одной из пресс-конференций в Государственной инспекции труда во Владимирской области неприятно удивила информация о том, что образовательные учреждения – одни из лидеров по нарушению законодательства. Директора школ и детсадиков – в большинстве интеллигентные люди с высшим образованием. И вдруг – злостные правонарушители…

– Не стоит делать такие категоричные выводы. Я побывал с инспекторскими проверками более чем в 400 образовательных учреждениях. В некоторых – неоднократно. Педагоги – люди интеллигентные, но бедные.

И типичные проблемы школ и садиков – плохое освещение, несоблюдение температурного режима зимой из-за плохого финансирования. Но, в отличие от многих предприятий и частных фирм, документация образовательных учреждений в полном порядке.

– Догадываюсь, почему. В этом году вышло второе издание вашей книги, которая, думаю, стала настольной для всех директоров.

– В справочное пособие "Охрана труда в образовательном учреждении" вошли более 50 нормативных актов, правил и инструкций. Издал и распространяет его областной Департамент образования. Оно действительно есть на столах у всех директоров, и, как шутят они: "Мы с вашей книгой спим". А если серьезно, то, считаю, у меня относительно благополучная отрасль.

– Да, профессия педагога не занимает первых мест в списке самых рискованных…

– И тем не менее, за 8 лет моей работы в Инспекции труда зарегистрировано 10 смертельных случаев с работающими в отрасли. Пятеро были убиты на рабочем месте. Это сторожа, как правило, пожилые люди, которые оказывают сопротивление ворам.

Не так давно подобная трагедия произошла в вязниковском училище N12. Трое учащихся убили женщину-сторожа.

Кстати, педагогика вообще – отрасль женщин. Их – более 90 процентов. Куда им против здоровых парней. Поэтому советую коллегам и особенно техническим работникам не геройствовать перед отморозками.

Но, слава Богу, таких трагедий в школах немного. Более распространены весьма специфичные профессиональные травмы…

– Например?

– Ушиб копчика. Педагоги падают на одно и то же место. Причем, последствия нешуточные: иногда проводят на больничном до 3 месяцев. У учителей физкультуры другая беда – укусы собаками. В прошлом году пострадали трое. Где наши граждане выгуливают четвероногих? На спортивных площадках.

А учителя труда страдают из-за собственной неосторожности. Причем, есть такие, кто, что называется, по нескольку раз наступает на одни и те же грабли. Их типичная травма – ампутация пальцев на деревообрабатывающих станках. В прошлом году зарегистрировано 5 случаев.

– Но и дети приносят из школы не только оценки в дневниках.

– Наиболее опасный возраст, как показывает статистика – это 5-8 классы. На их долю приходится 70 процентов от общего числа травм. Самые типичные – переломы рук (35 процентов), черепно-мозговые травмы (25 процентов), переломы ног.

Половина всех несчастных случаев происходит, когда дети предоставлены сами себе – на переменах либо во время удаления из класса. В Рождественской средней школе Собинского района ученика выгнали из класса, а на перемене нашли повешенным в раздевалке спортзала.

Треть ребят от всех пострадавших в школе травмируется на уроках физкультуры. Чаще все же учителя недоглядывают. Но, кроме того, в спортзалах нет ограждений батарей, полы в безобразном состоянии, спортивные снаряды поломаны.

Беда в том, что каждый четвертый ребенок, перенесший черепно-мозговую травму, в дальнейшем плохо усваивает школьную программу. Поэтому первое требование к школе – обеспечить безопасность учебно-воспитательного процесса. В минувшем учебном году наметилась тенденция к уменьшению несчастных случаев: 196 против 230 в 2001-2002 годах.

– Инспекция труда и жизнь учат?

– Мы не дремлем. Но и директора стали грамотнее. Хотя иногда логика их поступков вызывает удивление. В 2001 году в Собинском детском садике "Родничок" щит объявлений упал на 6-летнего малыша. Он, падая, ударился затылком о поребрик. Мальчик умер. После этого во всех садиках района убрали щиты объявлений. Такие вот выводы сделали руководители.

В поселке Золотково 2-летний малыш утонул в бассейне во время утренней прогулки. Что же теперь, закапывать все бассейны? Директора и заведующие порой идут по пути наименьшего сопротивления, вместо того, чтобы наладить хозяйственную и воспитательную дисциплину.

– Что грозит учителю или воспитателю, когда его ученик получает травму?

– Мы привлекаем к административной ответственности директора за нарушение правил охраны труда. Штрафуем. По закону, имеем право наложить взыскание до 50 "минималок". В школах ограничиваемся менее солидными суммами – как правило, штраф не превышает 500 рублей.

Однако в последнее время прокуратура стала очень серьезно относиться к несчастным случаям в образовательных учреждениях, и не только в них. Сейчас, например, расследуются обстоятельства гибели ученицы 7-й владимирской школы. Девочка утонула в походе на глазах учителей.

– Но все мы под Богом. Не все зависит только от учителя или воспитателя…

– В чем-то могу понять ваш фатализм. Но есть факты, которые подтверждают обратное. Там, где не экономят на образовательных учреждениях, у инспекции труда и других контролирующих организаций работы почти нет.

Например, администрация округа Муром находит деньги на поддержание в образцовом состоянии школ и садиков. В Вязниках внимательно относятся к просьбам учителей. Здесь понимают: когда педагог не ломает голову над проблемой поиска средств, он занимается детьми и ведет воспитательный процесс с полной отдачей.

Записала
Светлана Салатаева.

Фото Рудольфа Новикова.

г.Владимир.

Личное дело

Владимир Ромашов – коренной владимирец. Окончил Горьковский политехнический институт, очную аспирантуру Владимирского политехнического института. После защиты кандидатской преподавал в вузе.

В 2001 году окончил Российскую Академию госслужбы. В Государственной инспекции труда работает с момента ее образования – с февраля 1995 года.

В 1997 году выпустил справочное пособие по охране труда для руководителей образовательных учреждений.

Книга стала бестселлером не только в нашей области. Это был первый опыт в России подобного издания.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике