“Восточный экспресс” на перроне Владимира

Накануне своего 120-летия, 17 мая 2003 года, этот поезд-ностальгия 8 часов стоял в нашем древнем городе.

подробности

"Восточный экспресс" на перроне Владимира

Накануне своего 120-летия, 17 мая 2003 года, этот поезд-ностальгия 8 часов стоял в нашем древнем городе. А в это время его пассажиры восхищались фресками Успенского и Дмитриевского соборов, красотой церкви Покрова-на-Нерли, другими достопримечательностями Владимира.

В воздух чепчик
не бросали

После отправления в 9 утра экспресса "Нижний Новгород -Москва" владимирский перрон опустел. На скамейках, греясь на майском солнышке, тусовались немногочисленные бомжи, а у входа на переход неприхотливо ожидали публику цыгане.

С 20-минутным опозданием со стороны Нижнего к вокзалу подошел "Ориент". Я оказался чуть ли не единственным встречающим. Напрасно надеялся запечатлеть изумленные лица обывателей. Владимирцы спешили уехать на дачи. Из супервагонов позапрошлого века вышли вальяжные итальянские подданные.

Поезд несколько минут постоял у главной платформы. Проводники приводили в порядок окна, дотошно оттирая от владимирской пыли стеклопакеты "Ориента". К составу подошли ремонтники. Осматривая колеса, удивлялись сцепкам вагонов. Они и впрямь из тех, что описываются в учебниках – так называемая "винтовая" из стародавних времен.

Не всем посторонним вход воспрещен!

Поговорить с пассажирами не удалось. Они избегают общения с прессой. Не получилось и незаметно проникнуть внутрь состава. Начальник поезда вежливо сообщил, что посторонним вход воспрещен. Внутри беспорядок. А вот к вечеру, когда наведут блеск, а персонал отдохнет от бессонных ночей, – пожалуйста!

Солнце спешит к закату. "Восточный экспресс" на 8-м пути готовится к отправке. Поднимаюсь по ступенькам в вагон 1 класса. Подлинность вагона подтверждает никелированная табличка от изготовителя. Еще шаг – и вижу роскошь вагонов, за которую интуристы расплачиваются тысячами евро.

– Не знают о нас не только во Владимире, – говорит коммерческий директор "Ориента" Павел Павлович Н. (фамилию его, как и других членов экипажа, разглашать не положено). – Даже в столице не представляют, что есть такой поезд. Как-то один из пассажиров забыл в купе зонтик. Мы приехали в солидную московскую гостиницу. Там долго удивлялись, что есть такой поезд.

Но важнее другое. Наша фирма, нынешняя владелица исторического поезда, свято оберегает покой пассажиров. А потому прессу никогда не приглашаем, зевак не приветствуем, тем более – стремление папарацци фотографировать пассажиров.

Исключение составляют рекламные ролики. Снимают красоток, но не из числа наших клиентов. Мало кто из россиян покупает билет на "Восточный экспресс". Хотя для состоятельных русских он доступен: тур по "Шелковому пути" стоит около 5 тысяч евро. По такому маршруту мы ходим несколько раз в год.

Дешевле путешествие по "Золотому кольцу". В среднем пассажир поезда платит менее 300 долларов в сутки.

К юбилею Петербурга собираемся возить желающих и туда. В комфортабельных купе это выльется почти в 700 долларов.

Разумеется, турист платит не только "за колеса", но и за экскурсии, трансферты, перелеты. (Из тура по Транссибирской магистрали в 7200 км обратно возвращаются самолетом)…

Вместе с Пал Палычем проходим по составу. Он разрешил осмотреть купе "гранд-комфорт" самого старого вагона поезда. Оно из двух частей, разделенных дверцей, так что можно превратить два купе в одно. В купе 1,5-метровый диванчик с обивкой из золотистого велюра. Он раскладывается, превращаясь в спальный. В стене за потайными дверцами – умывальник, точь-в-точь такой, как в фильмах о "Восточном экспрессе". Как и интерьер. Стены купе и салона обшиты дорогими сортами красного дерева. В вагоне-ресторане панно из горного хрусталя от основоположника артдекора Клода Лапика.

В купе комфортно. Удобства обеспечивают скрытые кондиционеры и вентиляторы. Есть и кнопка срочного вызова проводника.

– Программа путешествия определяется за 40 дней до отъезда с учетом пожеланий туристов, – говорит Павел Павлович. – В этот раз – группа итальянцев. Из Москвы 10 мая мы отправились в Петербург, потом – в Ярославль и Кострому. А оттуда во Владимир. Вечером возвратимся в Москву.

– Кто чаще становится пассажиром вашего поезда?

– Иностранцы. В основном, из Европы. Очень полюбился поезд немцам и англичанам. Группы комплектуются за границей.

– Как удается соответствовать кулинарным пристрастиям публики?

– Пойдемте в вагон-ресторан, покажу! Наши повара прошли стажировку в Европе, великолепно знают тонкости любой из национальных кухонь, проблем не возникает.

На кухне вагона-ресторана колдовали три повара. Готовили праздничный ужин.

– Что же откушают в честь 120-летия поезда итальянцы? Спагетти?

– Итальянцы весь путь предпочитали исключительно русские блюда. Был и борщ, и блины с мясом. А на ужин готовим деликатесный салатик из моркови, картофеля, грибов с майонезом. Будут блины с красной икрой, пельмени по-сибирски, ассорти мясное и рыбное, торт. Конечно, шампанское. У нас ужин из пяти блюд. Меню пассажиры выбирают задолго до начала тура.

Подошло время отправления. Вагончик тронулся, перрон остался…

Александр КЛЫГИН.

Фото автора.

г.Владимир.

История вопроса

Создатель поезда – бельгийский инженер Джордж Нагельмейкерс. Он первым в Европе начал производство спальных вагонов. 17 мая 1883 года он поставил подпись под соглашением об установлении прямого железнодорожного сообщения между Парижем и Стамбулом. Название поезду дали "Восточный экспресс", или "Ориент". Первый рейс состоялся 5 июня того же года. В составе поезда были два спальных вагона, вагон-ресторан и два багажных вагона.

С тех пор "Ориент" стал самым престижным в классе "люкс". Его услугами пользовались короли Франц-Иосиф (Австро-Венгрия), Александр I (Сербия), Фердинанд (Болгария), Кароль I (Румыния), королева Великобритании Елизавета II, король Бельгии Бодуэн. Пассажирами были президенты Франции Рене Коти, Шарль де Голль, Жорж Помпиду, принцесса Монако. Из наших лидеров – Никита Хрущев!

Успели отметиться в поезде и гении искусства. В их числе Марлен Дитрих, Жан Марэ, Бальзак и Флобер, Мюссе, Готье, Агата Кристи и Грэм Грин. В списке пассажиров была и голландская танцовщица Мата Хари, путешествовавшая на "Ориенте" по заданию спецслужб.

Всемирную известность "Ориент" получил благодаря фильму Альфреда Хичкока и Сиднея Люмета по роману Агаты Кристи "Убийство в "Восточном экспрессе".

После Второй мировой войны "Ориент" ходил по маршруту "Париж-Стамбул". Последний регулярный рейс состоялся 19 мая 1977 года. После этого у поезда началась новая, туристическая жизнь. Его выкупила на аукционе швейцарская фирма. Часть вагонов ушла в Англию, большая часть попала в Россию. В Европе стал ходить турпоезд по маршруту Венеция-Лондон, а в России с 1993 года – по городам "Золотого кольца" и Транссибирской магистрали.

Во Владимире поезд останавливается несколько раз в году. Предпоследний раз это было 12 апреля этого года. Тогда в числе пассажиров находился граф Шереметьев из Франции.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике