Обложка среды

Земля не роскошь, а средство производства Налог на земельные участки вырос в сотни раз. Малый бизнес бьет тревогу

Налог на земельные участки вырос в сотни раз. Малый бизнес бьет тревогу

Справа от трассы М-7 при подъезде к областному центру со стороны Москвы на строящейся АЗС сегодня можно увидеть огромный плакат "Продается 1,2 гектара земли за заправкой". Из-за событий, произошедших на земельном рынке области, собственник решился расстаться с частью своего земельного участка. И его можно понять.

18 мая в Законодательном Собрании области состоялось расширенное заседание комитета по экономической политике и собственности, привлекшее повышенное внимание СМИ. Темой обсуждения стало пресловутое увеличение земельного налога и арендной платы за землю. В этот же день президиум правительства РФ рассмотрел проект "Развитие малого и среднего предпринимательства", входящий в перечень проектов по реализации основных направлений деятельности правительства РФ на период до 2012 года. Идеи итоговых документов обоих мероприятий весьма схожи: развитие малого и среднего предпринимательства – одна из основных задач развития экономики и фактор социальной стабильности в условиях кризиса.
На заседание комитета были приглашены руководители федеральных структур, директора департаментов областной администрации, главы пяти городских округов и 16 муниципальных районов, представители бизнес-сообщества. Все они имели возможность высказаться и выслушать друг друга.
Припомнить более структурированное и продуманное мероприятие среди тех, что обычно проводятся исполнительной и законодательной ветвями власти, весьма трудно. Одна презентация доклада председателя комитета Сергея Сахарова в электронном и бумажном варианте чего стоила.
В частности, этот любопытный документ оценил изменение кадастровой и рыночной стоимости земельных участков во Владимирской области за последние 3-4 года. Вывод неутешителен: рыночная стоимость земель, начиная с сентября 2008 года, непрерывно падала, а новая кадастровая, призванная реально отражать рыночную стоимость, была зафиксирована постановлением губернатора №808 от 21 ноября 2008 года на докризисном уровне. Это серьезно повлияло на цену выкупа земельных участков, уровень земельного налога и арендной платы за землю.
Если в 2006 году на земельном рынке было реализовано 1635 земельных участков на сумму 212,8 млн рублей, в 2007-м – 2118 на сумму 377,7 млн рублей, в 2008-м – 2866 на сумму 529,0 млн рублей, то в первом квартале 2009 года – 524 на сумму всего 56,5 млн рублей.
Так, земельный участок под мотодромом ОАО "ЗиД" в Коврове подорожал в 8,3 раза, под основной общеобразовательной школой Лакинска – в 9,7 раза, под предприятием ИП Гаврилова В.В. на трассе М-7 – в 213,5 раза и в той же пропорции увеличился налог на землю.
Арендная плата за землю на ТК "Тандем" во Владимире выросла в 2,7 раза, на АЗС ОАО "КСК" в Гусь-Хрустальном – в 7,4 раза, на очистных сооружениях ОАО "Домостроительный комбинат" в Коврове – в 19,8 раза.
Любопытным дополнением к докладу Сергея Сахарова оказался анализ тенденций на региональном рынке земли, проведенный президентом Владимирской областной топливной ассоциации Рустамом Вишняковым. Например, земля под АЗС в Рязани стоит в 4,62 раза, в Ногинске Московской области – в 4,09 раза, в Иваново – в 3,16 раза, в Нижнем Новгороде – в 2,67 раза дешевле, чем во Владимире. Налог на земельный участок под строительство АЗС в Сенинских Двориках Ковровского района вырос в 163,55 раза, на земельные участки под АЗС на 134 км и 301 км автодороги М-7 соответственно в 193,50 и 213,39 раза. Вот вам и причины сокращения земельных площадей под строящейся АЗС на трассе Москва – Уфа в ущерб комфорту и безопасности движения.
Главы Киржачского и Петушинского муниципальных районов Владимир Старовойтов и Алексей Середа выразили серьезное беспокойство по поводу резкого удорожания земель под объектами соцкультбыта. Если ставки земельного налога не изменятся, то сверх запланированных бюджетных расходов администрация Киржачского района должна будет заплатить за землю под школами и больницами 15 млн рублей. В 10 раз увеличилась и оставила далеко позади малый и средний бизнес стоимость земельных участков под социальными учреждениями Петушинского района. Значит, в этой же пропорции вырастут и расходы района на уплату земельного налога. А самое неприятное, что в данной ситуации муниципальные районы попадают в зависимость от решений, принимаемых на уровне городских и сельских поселений. Налог-то местный.
Возможными последствиями сложившейся ситуации, по мнению Сергея Сахарова, может стать разорение предприятий малого и среднего бизнеса, перераспределение собственности, уменьшение доходной части муниципальных бюджетов, сокращение расходов на реализацию ими своих полномочий. Члены комитета по экономической политике и собственности областного парламента предложили участникам расширенного заседания поискать оптимальный выход из сложившейся ситуации.
Заместитель директора департамента имущественных и земельных отношений Жанна Горяйнова сочла поступившие в департамент предложения об отмене последней кадастровой оценки земель в области ошибочными.
– Что плохого в том, что областные земли так высоко ценятся? – спросила она. – Органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению ставок арендной платы за землю. И она увеличилась далеко не везде. Администрация готова рассмотреть предложения по уменьшению арендных платежей, которые позволят соблюсти паритет интересов муниципалитетов и арендаторов.
Заместитель руководителя управления Роснедвижимости по Владимирской области Алексей Антонов предложил сделать акцент на изменении вида функционального использования земельного участка в случае имеющегося несовпадения с видом деятельности арендатора.
– Это может объективно изменить ситуацию, – подчеркнул он.
Директор департамента развития предпринимательства, торговли и услуг Валерий Скорик позитивно оценил процесс рыночной оценки областных земель и под невеселый смех предпринимателей в зале заявил, что увеличение кадастровой стоимости земель увеличило доступ предприятий к кредитным ресурсам.
В итоге своим решением комитет по экономической политике и собственности рекомендовал областному парламенту предложить губернатору уменьшить нижние границы ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид функционального использования и вид деятельности арендаторов, а органам местного самоуправления – устанавливать ставки от кадастровой стоимости с учетом основных направлений антикризисных программ, принятых на федеральном и региональном уровне.
Интересно, что в то же самое время на заседании президиума правительства РФ Минэкономразвития отметило, что проблема низкого доступа к офисной и производственной недвижимости актуальна для 70% субъектов малого и среднего предпринимательства. Было подчеркнуто, что в 2006 – 2008 годах принят ряд федеральных законов, позволяющих Российской Федерации, субъектам РФ, органам местного самоуправления формировать перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного исключительно для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Имущество, включенное в такие перечни, должно предоставляться на условиях долгосрочной аренды (свыше 5 лет), а для социально значимых видов экономической деятельности – по льготным ставкам арендной платы.
В настоящее время сформированы региональные перечни имущества в 36 субъектах Российской Федерации, в которые включены свыше 25 тыс. объектов общей площадью 6 млн кв. метров.
Формирование региональных перечней в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании свыше 100 тыс. жителей, а также формирование перечня федерального имущества позволит в 2 раза повысить показатель доступности недвижимости для малых и средних компаний. И, кстати, оценка будет осуществляться на основе данных, предоставленных общероссийскими общественными объединениями предпринимателей.
Дополнительно запланировано обеспечить реализацию норм законодательства Российской Федерации в части предоставления преимущественного права выкупа арендаторами – субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого недвижимого имущества с целью обеспечения заключения 5000 договоров купли-продажи такого имущества.
Предлагается реализовать комплекс мер, направленных на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность естественных и локальных монополий в части стандартизации административных процедур, установления экономически обоснованных тарифов, предоставления возможностей по вовлечению в коммерческий оборот созданных компаниями объектов (услуг) технологической инфраструктуры.
Минэкономразвития ожидает, что благодаря этим мерам доля граждан, желающих начать собственный бизнес, к 2012 году в России сможет приблизиться к общемировому показателю в 10%, что превысит существующий уровень в 4 раза.

Ольга РОМАНОВА

Кстати

Южные соседи наиболее привлекательны для московского бизнеса

Региональная управляющая компания "Юпитер Капитал Групп", специализирующаяся на инвестиционных проектах и операциях с недвижимостью и земельными участками в ЦФО, назвала наиболее благоприятные для ведения сельского хозяйства и приобретения земель сельхозназначения районы, расположенные рядом с Московской областью. Эксперты компании прогнозируют, что именно здесь с приближением аграрного сезона будет преодолена стагнация рынка земли.
– У сельхозпредприятий и у тех, кто в этом году намерен приобрести земли сельхозназначения, не будет времени дожидаться, когда цены в Московской области достигнут дна. Продолжится вытеснение АПК в регионы, граничащие с Подмосковьем, где все это время недорогая и перспективная земля не перестает пользоваться спросом. Всплеск количества сделок купли-продажи земли сельхозназначения мы увидим в первую очередь в Рязанской и Тульской областях, – предсказал в начале года генеральный директор ООО "Юпитер Капитал Групп" Егор Ржевский.
Московская область граничит с 20 районами семи областей, каждый из которых имеет различный аграрный потенциал. При оценке районов учитывались качество почв, климат, наличие больших массивов земли, экологическая обстановка, административный климат, а также стоимость земельных участков.
По оценкам экспертов "Юпитер Капитал Групп", наибольшую сельскохозяйственную привлекательность имеют южные соседи Подмосковья, находящиеся в лесостепной зоне. В тройку лидеров вошли:
1. Рязанская область, Захаровский район,
2. Рязанская область, Михайловский район,
3. Тульская область, Веневский район.
Стоит отметить, что уже сегодня в этих районах сконцентрировано большое количество сельхозпредприятий. Так, в черноземном Захаровском районе Рязанской области, по данным правительства региона, в структуре продукции сельского хозяйства (в фактически действующих ценах) продукция сельхозпредприятий занимает 94,5%. Это рекордный показатель среди районов, граничащих с Подмосковьем. Здесь же наблюдаются наименьшие цены на земельные участки – всего около 5000 у.е. за гектар. Так что земли Владимирской области, по всей видимости, надежно защищены высокими ценами от рейдерских захватов.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике