Обложка четверга

Европротокол на российских дорогах может обернуться проколом С 1 марта водители получили право самостоятельно оформлять протокол о ДТП. Правда, за поправками закона об ОСАГО скрывается много "но". Новшества касаются...

Европротокол на российских дорогах может обернуться проколом

С 1 марта водители получили право самостоятельно оформлять протокол о ДТП. Правда, за поправками закона об ОСАГО скрывается много "но". Новшества касаются лишь тех случаев, когда в ДТП попало не больше двух автомобилей; когда нет тяжело пострадавших и спорных вопросов.

От "упрощенки" – не проще
Нововведения станут доступными не для всех водителей. "Упрощенкой" могут воспользоваться лишь те автовладельцы, которые застрахуются после 28 февраля 2009 года. Причем такие полисы должна иметь не одна сторона, а обе.
Положим, ущерб незначительный (на авто легкая царапина или треснуло стекло) и не превышает 25 тысяч рублей – теперь не обязательно вызывать сотрудников ГАИ, часами томиться в ожидании, создавать "пробки" и мотать нервы себе и другим. Достаточно составить извещение о дорожно-транспортном происшествии и отнести документ в свою страховую компанию – вам должны возместить ущерб. Все просто и чинно, как в Европе. Отсюда и название – "европротокол". Нововведение создано по образу и подобию французской модели.
Что французу (немцу, бельгийцу) хорошо, то русскому – смерть. За бугром иной уровень правосознания, да и культура вождения не в пример нашей. Как передовой опыт приживется на российской почве? Вроде бы ничего дурного в поправках нет. По статистике до 60 процентов ДТП как раз относятся к разряду легких – без жертв и серьезных повреждений. Казалось бы, автолюбители "упрощенке" радоваться должны, но наши водители в оценках осторожны.
– O`кей, представим, что меня "поцеловала" машина, боковой удар – задело крыло и колесо, – размышляет житель Владимира Михаил Боровых, водитель с 8-летним стажем. – Я оформляю протокол: для ремонта 25 тысяч вполне достаточно. А если скрытый дефект? Например, повреждена рулевая рейка или рулевой наконечник, с "тягой" проблема. Сумма ущерба – под 100 тысяч. Что, придется платить свои "кровные"?
– Да, если ущерб превысит 25 тысяч, придется платить из своего кармана, – предостерегает начальник отдела автострахования владимирского филиала одной из крупных страховых компаний Владимир Сергевнин. – Основной сложностью для страхователей, скорее всего, станет необходимость самостоятельно "на глаз" определять размер причиненного в ДТП ущерба. Хотите избежать неприятных сюрпризов – вызывайте ГАИ. Можно, конечно, обратиться в суд, но чем это закончится, сказать сложно, поскольку судебная практика отсутствует.
Страховые компании признают несовершенство новых поправок и советуют автолюбителям действовать пока по старинке. Для того чтобы новые нормы заработали, требуется время. Одни эксперты говорят, это займет не менее полугода, а другие – целый год.
К тому же европротокол создает дополнительные лазейки для разного рода мошенников, которые могут подстроить происшествие. По оценкам некоторых компаний, рост мошенничеств возрастет на 30 процентов. Для неблагонадежных клиентов предусмотрена кара – мало того, что придется отвечать в суде, обманщик в следующий раз заплатит за страховой полис в полтора раза дороже.
– Сложности еще и в том, что нет единых методик определения ущерба, причиненного транспортному средству, – говорит заместитель директора по автострахованию одной владимирской компании Татьяна Смирнова. – Существует несколько программ, но по каждой – своя стоимость. Это вносит путаницу.
С коллегой соглашается Владимир Сергевнин: "Помимо оценки ущерба также отсутствует реестр независимых экспертов-техников, не внесены необходимые поправки по банкротству страховых организаций. Работать в таких условиях с 1 марта крайне сложно".

Мелкие фирмы – на грани.
Кто следующий?
Замечание по банкротству не случайно. Эксперты предсказывают, что в новых условиях мелкие страховые компании просто не выдержат конкуренции и к концу года прекратят свое существование. На рынке останутся крупные игроки. Дело в том, что львиная доля небольших компаний образовалась на волне автокредитования. С приходом финансового кризиса бум прошел, и мелкие фирмы оказались в трудном положении. Как быть с автовладельцами, кто купил полисы ОСАГО в этих компаниях ?
– Ничего страшного не произойдет, – успокаивает владимирцев Владимир Сергевнин. – Если компания обанкротится, Российский союз автостраховщиков (РСА) возьмет на себя все убытки. Для этого предусмотрен специальный резервный фонд.
На сегодняшний день в стране 167 страховых компаний, которые работают в системе ОСАГО. Сколько их останется к концу года, точно сказать никто не берется. Известно лишь, что 25 компаний уже не работают. РСА обязал всех автостраховщиков без исключения подписать соглашение о прямом возмещении убытков. Те компании, которые это соглашение не заключат, лишатся лицензии. РСА обещал обнародовать "черный список" 1 марта, но почему-то до сих пор этого не сделал. Все наши попытки связаться с центральным офисом не увенчались успехом. По неофициальным данным, 66 компаний-автостраховщиков все-таки успели подписать данное соглашение. Можно не сомневаться, что самые крупные страховые компании в их числе.

ОСАГО скоро подорожает
Другая печальная новость для автомобилистов – скорое подорожание полиса ОСАГО. Финансовый кризис не обошел стороной и систему автострахования. Хорошо информированные источники говорят, что произойдет это до конца текущего года. Базовые ставки по ОСАГО не повышались с 2002 года. Страховщики жалуются, что за это время существенно выросли цены на топливо, ремонт и запчасти. Соответственно, подскочили и выплаты по страховке. Во Владимирской области у крупнейшей страховой компании, которая по числу клиентов ОСАГО занимает 1-е место, убытки составили 92 процента. Компанию спасает то, что сегмент автострахования составляет только одну четвертую часть.
Сейчас коэффициент по ОСАГО равен единице. По неофициальным данным, во Владимире коэффициент будет 1,3, как и в соседнем Иванове. (Четверть транспортных средств – в областном центре, поэтому риски повышены). А вот в Коврове, Гусь-Хрустальном и Муроме коэффициент вроде бы должен остаться прежним – 1. В сельской местности коэффициент должен увеличиться с 0,5 до 0,75. Стоимость полиса ОСАГО также повысится для людей младше 22 лет – страховщики говорят, что статистика по этому показателю зашкаливает, поэтому новички со стажем вождения, не превышающим три года в возрасте до 22 лет, оплатят страховку с коэффициентом 1,7 (вместо прежних 1,3).

Андрей ТРОХИН
Фото автора

От автора

Европротокол: найдите десять отличий
С виду европротокол мало чем отличается от старого извещения о ДТП. Та же бело-зелено-голубая гамма, то же графическое оформление. Бросилось в глаза, что листаются документы совершенно по-разному: старый – по вертикали, а новый – по горизонтали. Всего 6 страниц. Первая часть – для водителя одного транспортного средства, вторая – для другого. На предпоследней странице – подробная инструкция по пользованию и заполнению извещения о ДТП. Вчитавшись, некоторые различия ощущаешь явственней. Старое извещение передается страховщику в течение 5 рабочих дней, а новое – в течение 15-ти. А еще европротокол интересуется, проводилось ли оформление сотрудником ГИБДД. Кроме того, в европротоколе не допускается никаких изменений, исправлений и дополнений, что вполне логично: документ-то заполняет не сотрудник ГАИ, а участник ДТП. В инструкции нашлись и другие отличия, но не столь характерные.

Досье "Призыва"

Что такое ОСАГО?
ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности, или как его еще называют – автогражданка. Этот вид страхования вошел в нашу жизнь одновременно с вступлением в силу Закона об ОСАГО № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года. Этот документ предусматривает страхование ответственности владельцев автотранспорта за нанесение ущерба здоровью, жизни и имуществу третьих лиц в процессе использования автотранспорта на территории России.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике