Обложка четверга

Как сделать транспортный налог полезным для дорог? Каждую среду ранним утром и поздним вечером, когда граждан можно застать дома, судебные приставы и сотрудники налоговой службы выходят в рейд....

Каждую среду ранним утром и поздним вечером, когда граждан можно застать дома, судебные приставы и сотрудники налоговой службы выходят в рейд. Их задача – заставить должников заплатить транспортный налог. Задолженность по оплате транспортного налога по Владимиру измеряется десятками миллионов рублей. Кто отвечает за сбор транспортного налога? Власти, налоговая служба, судебные приставы. Стоит ли вменить эту обязанность еще и гаишникам?

Дорожно-ремонтный сезон 2008 года завершился. Городские власти уже строят планы на грядущий сезон. Продолжится ремонт внутриквартальных дорог, улиц, параллельных магистральным дорогам, тротуаров, внутридворовых территорий. Владимирские чиновники возлагают большие надежды на собираемость транспортного налога, который целиком и полностью направят в дорожную сферу. Вот только как бороться с неплательщиками налога? И почему среди владимирцев их великое множество?

Долги по транспортному налогу растут
Два года назад областные власти решили передать Владимиру полномочия по сбору транспортного налога с физических лиц.
– Наш город стал пилотным проектом. Пожалуй, Владимир – единственный областной центр в Центральном федеральном округе, у которого есть право собирать транспортный налог с физических лиц. За этот период город в 7 раз увеличил собираемость налога, – рассказывает председатель горсовета народных депутатов Сергей Кругликов.
Тем не менее, городское финансовое управление бьет тревогу. Не так давно главный финансист областного центра Владимир Савельев докладывал депутатам об исполнении бюджета за первое полугодие 2008 года. План по доходам от транспортного налога с физических лиц выполнен на 116,8 процента, сверх намеченного получено 10 миллионов рублей. Но с начала отчетного периода недоимка по сбору налога растет. По состоянию на 1 июля 2008 года она составляла 45 миллионов рублей. Получается, что финансисты изначально рассчитывают на неизбежное существование неплательщиков и разрабатывают доходную часть бюджета от налоговых поступлений за вычетом задолженности. неплатежи предусматривают в отдельной строке. И если суммы по этой графе вдруг уменьшаются (благодаря одумавшимся налогоплательщикам), чиновники тут же рапортуют перед депутатами горсовета и жителями города о планомерном сокращении недоимки.
– На данный момент задолженность по транспортному налогу составляет около 65 миллионов рублей. Еще две недели назад она была около 75 миллионов рублей. Ежедневно поступает около 200-300 тысяч рублей транспортного налога. Несмотря на это, образуется кассовый разрыв в бюджете. Нужно принимать действенные меры. Разослано 3 тысячи писем должникам. Мы развесили объявления о необходимости уплаты транспортного налога в местах массового скопления людей, в том числе в административных зданиях, в ГАИ, в налоговой. Такая информация звучит на стадионе <Торпедо> во время спортивных мероприятий, – говорит начальник владимирского финуправления Владимир Савельев.
Еще в апреле этого года задолженность по уплате транспортного налога на территории всей области была порядка 300 миллионов рублей. Сейчас, по данным налоговой службы, она существенно снизилась. Самые злостные неплательщики живут в областном центре. Срок первой проплаты за 2008 год (15 июля) давно истек, а налогоплательщики пока не сильно торопятся.
Над собираемостью транспортного налога трудятся администрации и налоговые службы. Но часто их действий оказывается недостаточно.

Дела должников приходится рассматривать в суде
После завершения судебных разбирательств документы поступают на исполнение к судебным приставам.
– За счет транспортного налога ремонтируются и строятся дороги. Переоценить важность сбора этого налога невозможно. Этому уделяется предельное внимание со стороны всех структур: администрации, налоговой, судебных приставов. Для достижения более эффективного результата все мы работаем в команде. Со слов руководителя финуправления развязку на Ерофеевском спуске смогли достроить во многом благодаря работе судебных приставов, – рассказывает начальник отдела судебных приставов Ленинского района Катерина Иголкина.
На исполнении у судебных приставов огромное количество документов. Есть дела на пару тысяч рублей, есть до 10 тысяч рублей, есть свыше 100 тысяч рублей. Как правило, такие крупные суммы накапливают должники за годы. Чаще всего в роли злостных неплательщиков выступают владельцы большегрузов, немало долгов копят и владельцы солидных иномарок. Есть такие автолюбители, которые элементарно забывают заплатить налог.
– В общей сложности на взыскании в отделе судебных приставов находится дел на 500 тысяч рублей. Еще недавно было 3 миллиона рублей. Такие внушительные суммы долга по оплате транспортного налога лишний раз подтверждают рост доходов населения, – считает Катерина Иголкина.

Должникам не дают загранпаспорт и отбирают имущество
По данным судебных приставов, налогоплательщики активизируются в середине и в конце года. Сборщикам транспортного налога одна старинная традиция помогает – в новый год без долгов. Поэтому в декабре, как правило, величина задолженности по транспортному налогу существенно сокращается.
– Нам достаются матерые неплательщики. Возраст должников – 25-50 лет. К ним относится достаточно активная часть населения. В рядах должников по транспортному налогу и женщин много. На данный момент одна из самых эффективных мер по взыскиванию транспортного налога – это проведение совместных рейдов с налоговой службой и ГАИ, – считает начальник отдела судебных приставов Ленинского района Катерина Иголкина.
Еженедельно каждую среду судебные приставы и представители налоговых органов организуют рейд. Чаще всего должников стараются найти по домашнему адресу. А чтобы застать их дома, приходится приезжать ранним утром с шести до восьми и поздним вечером с девяти до одиннадцати.
– Обычно мы предварительно рассылаем заявки, предупреждаем звонками о нашем визите. Но если неплательщики один-два раза уклоняются от встречи, то в следующий раз мы приходим без предварительного объявления. Мы располагаем данными не только о домашнем адресе, где прописан гражданин, но и о том, где он фактически проживает. Если дома застать должника так и не получается, мы выходим по месту его службы или работы. На неплательщика производит сильное впечатление, когда приставы приходят к нему в офис или на рынок в торговую точку, – рассказывает Катерина Иголкина.
В основном судебными приставами работают девушки. Представительницы слабого пола всегда находят нужные слова убеждения и доказывают автовладельцу необходимость расквитаться с долгами. Конечно, бывают такие случаи, когда неплательщики не пускают судебных приставов на порог квартиры, захлопывают перед носом дверь, толкают, угрожают, оскорбляют. Но судебные приставы располагают таким перечнем законных и действенных механизмов, что рано или поздно автолюбителям приходится платить по счетам. Как признаются сами приставы, их задача – сделать все, чтобы гражданину было некомфортно жить с долгами.
У судебных приставов есть все данные о конкретном должнике: сколько у него машин, где зарегистрированы, какие долги, есть ли другие обязательства (кредиты, ссуды), где живет, работает, с кем живет, какая собственность есть у членов семьи. Есть вся информация по кодам домофонов домов, по автостоянкам и гаражным кооперативам, где хранятся автомобили.
– Мы всегда едем в рейд подготовленными. Если видим, что должник не идет на контакт, по-прежнему не желает оплачивать транспортный налог, мы на месте производим опись имущества. Если имущество можно унести на руках, то мы сразу это делаем. На компьютеры, любую бытовую технику и электронику документов не требуется. Полный комплект документов нужен только при аресте недвижимости или транспортных средств, – поясняет Катерина Иголкина.
Еще судебные приставы проводят совместные рейды с ГАИ. Инспекторы ДПС останавливают водителей, приставы проверяют их по базе должников. Чаще всего происходит выборочное задержание автомобилей. И в ходе таких рейдов нередко в руки к приставам попадаются злостные неплательщики. Должники получают от приставов пакет документов о сумме долга, пени, их обязывают явиться в кабинет к приставам. Кроме долга и пени водителю придется заплатить штраф за неисполнение налоговых обязательств в добровольном порядке.
– Если владельцы транспортных средств сознательно и долго уклоняются от уплаты транспортного налога, то мы можем арестовать машину в ходе проведения рейда. Получается, ехал куда-то водитель, спешил по делам, а тут в течение пяти минут забрали автомобиль. Эта мера наиболее эффективна для выходцев с Северного Кавказа, у которых и документов на временную регистрацию нет. Сразу по всем долгам расплачиваются, – говорит начальник отдела судебных приставов Ленинского района Катерина Иголкина. – Бывает, что проводим рейды, в которых участвуют одновременно представители трех организаций: судебных приставов, налоговой и ГАИ.
Еще одна действенная мера борьбы с должниками – запрет на выдачу загранпаспорта. Теоретически можно запретить и выезд за границу, но сумма долга тогда должна быть очень внушительной. А не выдать загранпаспорт могут и при копеечной задолженности.
И, пожалуй, самая эффективная мера – арест транспортного средства. В такие ситуации нередко попадают владельцы большегрузов. Налог у них – самый высокий. Видимо, грузовые перевозки – достаточно рискованный бизнес, многие не рассчитывают свои силы, доходы по сравнению с расходами на налоги, в том числе транспортный, ничтожны. В итоге выходит, что кроме машины и взять с неплательщиков нечего. Если долг на несколько тысяч рублей, то приставы могут забрать автомагнитолу, колеса, если же сумма долга значительная, транспортное средство поступает на реализацию. Часть средств от продажи машины идет в счет погашения долгов, остаточная стоимость возвращается владельцу.
Предварительно судебные приставы направляют в ГАИ рекомендации на ограничение регистрационных действий по конкретному транспортному средству владельца. Если собственник побежит снимать с учета автомобиль в надежде побыстрее и подороже его продать, он не сможет этого сделать.
В отделе судебных приставов Ленинского района о некоторых злостных неплательщиках ходят легенды. Самый злостный неплательщик – мужчина, прославившийся излишней любовью к женщинам. Должник постоянно меняет место жительства. Когда судебные приставы приходят к одной его зазнобе, он, оказывается, уже живет у другой. Все номера телефонов приставов он знает, поэтому трубку никогда не берет, в кабинет не является. Взыскать транспортный налог с ловеласа удалось с участием милиции. Милиционеры вызвали мужчину в районное отделение внутренних дел. Там его и настигли судебные приставы. Арестовали его автомобиль <ГАЗ - 3110>. Теперь <Волгу> отдадут в областное управление федерального агентства имущества, которое отправит машину на реализацию в счет уплаты транспортного налога.

Чтобы платили больше – обязать гаишников проверять квитанции…
Шесть лет назад при рассмотрении законопроекта о введении транспортного налога депутаты ЗС обратились в правительство с инициативой обязать гаишников проверять квитанции об оплате транспортного налога. При прохождении процедуры техосмотра инспектор ГАИ будет требовать у владельцев авто дополнительный квиток. В те годы положительного ответа из Москвы так и не пришло. Тогда вопрос так и затих. Теперь он вновь актуален.
– Мы направили письмо начальнику УВД города Александру Разову с обращением рассмотреть вариант проверки квитанций оплаты транспортного налога при прохождении технического осмотра автомобилей. Ответ пока не пришел, – говорит начальник владимирского финуправления Владимир Савельев.
С таким предложением согласен и председатель городского Совета народных депутатов Сергей Кругликов:
– Это было бы логично. Все равно на техосмотр предъявляются квитанции об оплате. Вместо двух стало бы три платежки. Таким образом, был бы решен вопрос об эффективности сбора транспортного налога.

Чтобы увеличить собираемость налога, стоит пересмотреть и налоговые ставки
Председатель комитета по бюджетной и налоговой политике Законодательного Собрания области Владимир Бобков также считает, что неплохо было бы изменить методику расчета налоговой ставки:
– Можно считать по объему двигателя, по весу автомобиля. Но методика расчета, исходя из мощности двигателя, утверждена везде. Я всегда говорю, нет высоких тарифов и налогов, есть низкие заработные платы. Раньше в советские времена все тарифы и налоги учитывали в себестоимости продукции. В экономике нет такого, чтобы какой-либо товар или услуга не были оплачены. Сегодня, как любит говорить Владимир Владимирович, надо разделять мух и котлеты. Справедливо, если население пользуется услугами ЖКХ, то оно и платит за них. Также и с транспортным налогом. На собранные деньги ремонтируются дороги, в основном проводится капитальный ремонт, небольшая часть денег идет на содержание дорожных организаций. Увеличивать объемы ремонта без роста налогов невозможно. <Мерседес> весит 2,5 тонны. Это огромная нагрузка на дорожное полотно, и <Жигули> весят 700 килограммов. Отсюда и разница в налоге. Думаю, что в этом году повышений налога не будет. Администрация области не вносила таких предложений. Наша главная задача на сегодня – обеспечить стопроцентную собираемость налога, так как долгов по области достаточно.

Ответ по существу
Предположим, гаишники будут вынуждены проверять квитанции об оплате транспортного налога. Но не получится ли так, что злостные неплательщики перестанут и техосмотр проходить? Этот вопрос мы задали главному инспектору ГИБДД области Александру Кунакову.
– Чтобы инспекторы проверяли оплату транспортного налога, нужны основания. Необходимо вносить изменения в федеральное законодательство. На областном уровне эти меры могут носить рекомендательный характер, обязать платить мы не вправе. А без техосмотра ездить никто не сможет. Уже в октябре большая часть транспортных средств должна пройти техосмотр. Система наблюдения <Поток> сразу выявит нарушителей. И тогда последуют существенные штрафные санкции.

Кстати

За что и сколько платим?
Шесть лет назад федеральные власти отменили два налога: на пользователей автомобильных дорог и с владельцев транспортных средств. Чтобы доходная часть региональных бюджетов не пошатнулась, в качестве некой компенсации ввели новый налог – транспортный. Важность его в целевом использовании. Транспортный налог расходуется исключительно на благоустройство дорог, по которым ездит этот самый транспорт. В конце ноября 2002 года депутаты Законодательного Cобрания Владимирской области приняли закон о введении транспортного налога. И уже с 1 января 2003 года налоговая служба начала его собирать. Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели. В расчет налоговой ставки берется мощность двигателя транспортного средства, которая исчисляется в лошадиных силах. Налоговым периодом признается календарный год. Налогоплательщики – физические лица – уплачивают сумму платежа в размере 50 процентов от исчисленной суммы налога не позднее 15 июля текущего налогового периода. Оставшаяся часть налога гасится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
Областным законом установлены льготы по оплате транспортного налога. 50-процентная льгота полагается владельцам авто с двигателем мощностью не более 150 лошадиных сил. Лишь 25 процентов от суммы налога платят пенсионеры и инвалиды всех категорий – владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя не более 150 лошадиных сил. Причем льготы устанавливаются лишь на одно транспортное средство, по выбору владельца. Полностью от уплаты транспортного налога освобождены Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, а также граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, участники и инвалиды Великой Отечественной войны. Но лишь на автомобиль с двигателем мощностью не более 150 лошадиных сил.

Анна ТУМАНОВСКАЯ
Фото автора и Р. Новикова

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике