Обложка пятницы

Выстоит ли "Александровская слобода" в переделе собственности? Безразличие общества к культурному наследию чревато потерей нашего прошлого, а значит, и будущего. Церковное возрождение ценой разрушения музеев и памятников истории...

Безразличие общества к культурному наследию чревато потерей нашего прошлого, а значит, и будущего. Церковное возрождение ценой разрушения музеев и памятников истории и культуры недопустимо. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Александровская слобода" расположен
на территории Александровского кремля – старейшей правительственной резиденции московских государей.
Здесь же и возрожденный семнадцать лет тому назад действующий Свято-Успенский женский монастырь. Сейчас монастырь соседство с музеем явно не устраивает, поэтому церковь требует передать большую часть имущества в собственность епархии.

Государева резиденция
Пять веков тому назад, в 1508 году, великий московский князь Василий III начал строительство каменного Троицкого собора, и к 1513 году руками лучших русских и итальянских мастеров здесь был воздвигнут грандиозный дворцово-храмовый ансамбль, не уступавший по красоте и величию Московскому Кремлю. С 1565 года Александровская слобода фактически была столицей Руси. Именно отсюда царь Иван Грозный завершил создание и формирование единого государства Российского, здесь принимал иноземных послов, заключая важнейшие политические переговоры. При государевом дворе жили и творили лучшие зодчие, иконописцы, музыканты, здесь была первая русская консерватория и первая провинциальная печатня. Стены храмов и построек Александровского кремля – немые свидетели различных событий, происходивших в опричной столице, и семейных драм Рюриковичей. В XVII- XVIII веках слободу посетили почти все царственные особы династии Романовых. В 1650-м, когда при слободской церкви собралось семь сестер, преподобный Лукиан поехал в Москву просить у царя Алексея Михайловича грамоту на пользование участком земли с уцелевшими после Смутного времени каменными храмами бывшей царской резиденции. Как гласит монастырская летопись, 15 апреля 1650 года царь Алексей Михайлович передал для "благого дела" участок земли, входящий в "государев двор", а с ним бывшую домовую церковь Успения Пресвятой Богородицы, "что в буграх", царя Василия III, и примыкающую к ней с севера каменную палату. В 1654 году святейший патриарх Никон, проезжавший мимо монастыря, благословил сестер и трижды произнес: "Да будет место сие свято, и благословено, и прославлено". В том же году по просьбе Лукиана в праздник Успения Пресвятой Богородицы он освятил Успенскую церковь. День освящения царской церкви, вокруг которой стала строиться вся иноческая жизнь, считается датой основания женской обители, по существу ставшей хранительницей бесценных реликвий Александровой слободы.

"Мы наш, мы новый:"
Власть Советов в 1918 году реквизировала у монастыря практически все постройки, разместив в сестринских кельях инженерный батальон Красной Армии. В 1923 году Успенский женский монастырь был окончательно закрыт большевиками, а на его территории обосновался историко-бытовой музей.
Коллекции музея формировались на основе предметов старины, документов и ценных вещей из ряда помещичьих усадеб, закрывающихся церквей и монастырей уезда. Первые экспозиции "Палаты Грозного" и "Уголок усадьбы" включали фондовые поступления древнерусского искусства, фарфора, тканей. Огромную ценность приобрел библиотечный фонд музея, насчитывающий не менее трехсот книг кирилловской печати. С 1929-го по 1936-й Александровский музей был филиалом Исторического музея г. Москвы. В эти годы известными учеными-реставраторами П. Барановским, Б. Рыбаковым, Д. Крайновым, П. Полонским были изучены разрушенные памятники архитектуры Александровской слободы. Благодаря этим людям были раскрыты фрески в шатре и алтаре Троицкого собора, проведены раскопки и разработан общий план реставрации.
С 1938 года Александровский музей имел статус краеведческого, а в 1974-м стал филиалом Владимиро-Суздальского музея. Только в 1989 году он стал самостоятельным "Историко-архитектурным художественным музеем".

Соседство поневоле
Здесь необходимо вспомнить, что до 1990-х годов Александров был "закрытым" городом. Именно по этой самой причине многочисленные туристы и проезжали мимо необыкновенной красоты восстановленных святынь и уникальных экспозиций. В 1991 году, когда в стране началось возрождение православия и Русской православной церкви (РПЦ), стали возвращать храмы и монастыри, в стенах Александровского кремля возобновил свою деятельность Свято-Успенский монастырь. Светская власть решила, что надо жить в мире и согласии с властью церковной. Для нужд монастыря была выделена заповедная территория, музей передал епархии в первую очередь Троицкий собор и келейный корпус, впоследствии и другие культовые сооружения (сейчас их насчитывается уже восемь).
Когда образовывался монастырь, музейные работники не препятствовали, а наоборот, всячески помогали решать различные проблемы. Эйфория от возрождения духовной жизни в "Александровской слободе" у музейщиков прошла довольно быстро – через три года: в 1994-м церковь уже поставила вопрос о дальнейшем статусе музея. Тогда состоялась коллегия Министерства культуры, которая собрала научную общественность не только Москвы, но и всей России. Выступления в защиту музея именитых ученых, исследователей, историков и археологов 14 лет тому назад были услышаны. На общественной коллегии было решено, что музей необходимо сохранить, более того, именно тогда его статус изменился – он стал федеральным музеем-заповедником.

Память места
Годы перестройки негативно отразились на развитии массового туризма в России. Именно в начале 90-х, когда к нашей державе возрос интерес у стран Запада и других континентов, постепенно началось его возрождение. Сейчас другая ситуация – россияне много путешествуют по старинным русским городам. Александров, к сожалению, не вошел в "Большое Золотое кольцо" (все по той же причине, что был "закрытым" городом), но он входит в "Малое Золотое кольцо" земли Владимирской. Его удачное месторасположение позволяет туроператорам составить маршрут так, что путешественники, следуя из Сергиева Посада в Переславль-Залесский (или наоборот), могут посетить и Александровский кремль. По восторженным оценкам туристов можно судить о качестве работы сотрудников музея-заповедника "Александровская слобода". Побывать в месте, где зарождалась история будущей сильной России, стремятся люди самых разных социальных групп и вероисповеданий. Экскурсии сюда заказывают заранее, за два месяца, ряд больших туристических автобусов у стен Александровского кремля в выходные дни стало привычным зрелищем. Отрадно, что за эти годы город уже обрел славу культурного центра, а не только печально известного 101-го километра. Многочисленные туристы, посещая Александровскую слободу, проявляют огромный интерес к монастырю, но, к сожалению, не всегда этот интерес обоюдный.:

Тихой сапой
Тогда, в 1994 году, был оформлен документ-соглашение, в котором были закреплены полномочия двух хозяйствующих объектов – музея и монастыря. В этом документе о совместном пользовании были обозначены и утверждены границы территорий (о чем музей получил соответствующее свидетельство), а также указано и то, что в случае каких-либо изменений и несогласий одной из сторон в него вносятся коррективы, устраивающие обе стороны. Естественно, с предварительного обсуждения возникшей проблемы.
В июле музею-заповеднику был предъявлен довольно любопытный документ – распоряжение территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Владимирской области № 19 от 21 января 2008 года. Заметьте, спустя пять месяцев! Согласно этому распоряжению утверждаются новые границы земельных участков, на которых ведут свою деятельность музей и монастырь. После такой "перекройки" владельцем большей части земли внутри комплекса становится Свято-Успенский монастырь. И что примечательно – о выходе в свет такого документа до июля не знали ни музейная, ни городская администрации, ни департамент по культуре администрации Владимирской области, ни Министерство культуры РФ, которому подчиняется музей "Александровская слобода".

Стенка на стенку?
Согласно новому документу линия раздела прошла по середине аллеи, которая идет от центрального входа к Троицкому собору. Теоретически, если монастырь поставит табличку "Проход запрещен" (как это сделано в других местах), то посетители музея не смогут подойти к собору. Но ведь и музейщики, пойдя на ответный шаг, могут поставить такую же – тогда уже в храм не смогут попасть прихожане. Безусловно, до такого абсурда дело не дойдет, но чем думали начальники, оставляя музею территорию примыкающей к кремлевской стене автобусной остановки, небольшой участок в центре архитектурного ансамбля и стадион школы № 3? Почему, выделяя землю в собственность, не соблюдали элементарных правил – не учтено мнение второй заинтересованной стороны, не говоря уже о том, что ее даже не удосужились поставить в известность!
Монастырем нарушено земельное "перемирие", проигнорированы и призывы Патриарха Всея Руси Алексия II, которые он произносил, посещая Свято-Успенскую обитель в 1995-м году: "Не вносить смуту и жить в мире и согласии".
Общественность в недоумении

Вышеизложенная ситуация, что и говорить, неприятная. Александровский кремль возник без пяти лет пять веков назад, в этом году отмечается его 495-летие. Музейщики не хотят вступать в конфронтацию с представителями церкви – накануне 230-летнего юбилея города не хочется портить александровцам праздник. Но и молчать об этом нельзя. Музей-заповедник намерен оспаривать принятое "наверху" решение. Да и городские власти прекрасно понимают, чем является для города "Александровская слобода". Поток туристов в музей стимулирует развитие гостиничного и ресторанного бизнеса. Федеральные власти ежегодно отпускают на содержание одного из востребованных музеев России 32 млн руб., поэтому музей-заповедник – очень значительный налогоплательщик для городского бюджета. Допустим, монастырь "выдавит" музей за пределы кремля – где город разместит 60 тысяч единиц, хранящихся в фондах? Построит новое здание? Навряд ли! Недополучат солидные суммы и городские коммунальные службы. Думаю, город не заинтересован потерять курицу, несущую золотые яйца. Хотя Костромской музей ведь выселили из Ипатьевского монастыря, и в Рязанском кремле ситуация очень некрасивая получилась:… А вот губернатор Ярославской области высказался против передачи местной епархии Спасо-Преображенского монастыря в историческом центре Ярославля, где сейчас размещается государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Только "наш" что-то молчит! Но разве чиновник, тем более высокопоставленный, не за тем поставлен государством, чтобы конфликт между музеем и церковью решать к удовольствию и пользе хоть верующих, хоть атеистов?

Где собака зарыта
В российскую бюрократическую лексику уже прочно вошло словосочетание "церковная реституция". Год назад правительственная комиссия под руководством тогда еще первого вице-премьера Дмитрия Медведева утвердила концепцию передачи в собственность РПЦ имущества религиозного назначения, поручив Минэкономразвития подготовить соответствующий законопроект, который должен вступить в силу уже в 2008 году. Восстановление исторической справедливости – дело благое. Но понимается оно, прямо скажем, довольно примитивно: как восстановление прав собственности.
Чаще всего слова "церковное имущество" ассоциируются со спорами о том, кому должны принадлежать памятники культуры и искусства, являющиеся предметами религиозного почитания. Дискуссия эта длится не один год: музейщики говорят о неспособности церкви хранить то, что является достоянием человечества, а руководство РПЦ продолжает настаивать, что икона должна висеть в храме. Но спор вокруг церковных древностей отодвинул на второй план ту часть имущественного вопроса, которая выглядит куда как более щекотливо: приватизацию крупной недвижимости. Это значит, что после того, как заработает новый закон и РПЦ получит всю собственность религиозного назначения (в том числе все соборы Московского Кремля), она превратится в крупнейшего негосударственного собственника земли. Ее имущество можно будет сравнить с собственностью крупнейших российских корпораций – <Газпрома>, <РЖД>.

Давайте жить в мире и согласии
На сегодняшний момент конфликт между музейными работниками "Александровской слободы" и обитателями монастыря есть, и основан он на разделе недвижимости. У монастыря достаточно места как для проживания (когда-то в келейном корпусе жило около 200 семей александровцев!), так и для послушнических занятий, и для богослужения. Кроме того, у него еще в Снегиреве есть подворье – подсобное хозяйство.
Но почему из Успенской церкви нужно выдворять экспозицию "Сокровища трех веков", которая является гимном нашей православной культуры? Праздничные богослужения можно проводить и среди уникальных экспонатов – там нет ни одного предмета, который не вписывался бы в интерьер православного храма. Для этого нужно просто, по-соседски договориться между собой. Но монастырь действует другими методами – ему нужны еще Успенский и Покровский соборы. Утраченная собственность, которую необходимо вернуть. Создается впечатление, что в центре борьбы – недвижимость, а не сохранение национального культурного достояния. Музейщики же за культурное наследие отвечают перед государством, которое передало им памятники на ответственное хранение. Подлинный трагизм этому придает то, что позиция отдельных церковнослужителей, несомненно, расходящаяся с официальным мнением настроенного на мир и согласие Московского патриархата, зачастую поддерживается государственными мужами. Некоторые из них на стороне показного церковного благолепия, а не на стороне выстраданного европейской и российской наукой отношения к сохранению культурного наследия.

Варвара ДОЛГОПОЛОВА
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике