Сначала Кибол лишили голоса, а потом отняли воду и дорогу

Когда мы с редакционным водителем Михалычем искали дорогу на Кибол, что находится в 3 километрах от Суздаля, нам и в голову не пришло свернуть с гаврилово-посадской трассы на...

Когда мы с редакционным водителем Михалычем искали дорогу на Кибол, что находится в 3 километрах от Суздаля, нам и в голову не пришло свернуть с гаврилово-посадской трассы на заезженный проселок.

По такой дороге только машину гробить, тем более что неподалеку на строительстве коттеджного поселка пыхтели тяжелогруженые "КамАЗы". Однако после второго промаха выяснилось, что нам как раз сюда, в эти хляби. Добро пожаловать в Кибол!
Тяжело умирает русское село. Несмотря на все напасти прошлого и нынешнего веков, все еще теплится в нем жизнь, все еще притягивают к себе бывших селян заповедные места и родные погосты у разрушенных церквей.
– Здесь у нас церкви были богатые, – рассуждает староста села Владимир Дубов, с пачкой документов вышедший встречать нашу машину. – Никольская 1750 года постройки и Флора и Лавра 1803-го. На церкви Флора и Лавра до недавнего времени было три колокола. Первый увезли неизвестно куда, второй забрал суздальский музей, а третий свезли на центральную усадьбу – в село Весь. Так мы лишились голоса. А колокол наш оповещал народ о пожаре, подымал на помощь соседям.
Когда-то здесь, в Киболе, были рентабельный колхоз, животноводческая ферма, конный двор, две ветряные мельницы и большое овощеводческое хозяйство. Во второй половине прошлого века в период кампании по укрупнению колхозов село на 50 дворов сочли неперспективным. Центральной усадьбой нового совхоза стало село Весь. Мельницы и фермы в Киболе сломали. Коней свели. Огородные участки запахали. Владельцы личных подсобных хозяйств, не работавшие в совхозе, подверглись репрессиям. Не работаешь в совхозе – значит, земля не твоя, не смей на ней ничего растить.
Большое село постепенно хирело. Церкви ветшали. Колодцы осыпались. Ну какая жизнь без магазина, без газа, без питьевой воды, без дороги с твердым покрытием? Кто-то из жителей в поисках комфорта переехал на центральную усадьбу, кто-то подался в город. Сегодня постоянно прописанных в Киболе селян осталось всего пятеро. А летом по-прежнему оживают 50 дворов. Места-то какие! Душа радуется! Умели предки селиться, ценили красоту!
История с дорогой на Кибол тянется с начала 90-х. За это время пачка бумаг у старосты села разрослась до размеров небольшой копны сена.
– Уже 18 лет мы без дороги, – говорит Владимир Дубов. – Еще при советской власти везде сделали асфальт – в Веси, Черниже, Вишенках, Яневе, Гавриловском. Повсюду в округе есть дороги, а у нас 3 км не могут сделать!
Первое обращение жителей по поводу ремонта дороги, строительства колодца и газоснабжения было к главе сельского поселения Галине Вербицкой. Но она только руками развела. Затем как на работу начал Владимир Дубов ходить к главе районной администрации Михаилу Иванову.
– Несчастные 3 км он обещает нам сделать третий год, – сокрушается староста. – Сначала нам сказали, что эта дорога не числится в реестре и нужно составить на нее технический паспорт. В прошлом году обещали 400 тысяч рублей дать для поддержки. В этом году сумма выросла до 500 тыс. рублей. Но работ что-то не видно, а на дворе уже середина августа.
Последнее, апрельское, обращение жителей администрация Суздальского района переслала в муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика". Те оптимистично заверили, что "дорога включена в план ремонта на 2009 год, в БТИ заказан технический паспорт". После этой отписки расстроенный Владимир Дубов снова пошел к главе администрации района, мол, как вас понимать-то? И снова Михаил Иванов пообещал все сделать в текущем году.
Вообще со сметой на капитальный ремонт дороги происходят странные метаморфозы. Когда районные инстанции беседуют с жителями Кибола, величина сумм, необходимых для проведения работ, не превышает сотен тысяч рублей. Как только местные власти начинают отвечать на строгие запросы областного начальства, смета распухает до 8 или даже до 16 млн рублей. Как философски заметил знакомый автомобилист, дороги в России плохие, потому что строители не дураки.
Сейчас никому не верящие, отчаявшиеся селяне пишут письмо президенту, губернатору и нам, в газету "Призыв". А тут, откуда ни возьмись, мы и сами приехали. Услышали их молитвы.
– Если это не поможет, тогда только и останется, что к Богу обращаться, – обреченно прощается с нами Владимир Дубов.

Ольга РОМАНОВА
Фото автора

Кстати

Заявку на киболскую дорогу: потеряли

По иронии судьбы, жителей села Кибол спасли соседство с суздальской экспедицией Института археологии РАН, базирующейся возле одного из местных храмов, и вполне объяснимый интерес региональной прессы к работе столичных ученых.
Всякий раз, завидев на улице незнакомую машину, вынужденные отшельники справлялись, откуда она, и оперативно передавали документы приехавшим корреспондентам.
По просьбе селян обозреватель "Призыва", в свою очередь, тоже пообщался с заместителем главы Суздальского района по вопросам ЖКХ и строительства Александром Авсеенком, который не без ехидства спросил, нет ли у меня случайно дачи в Киболе. В разговоре выяснилось, что заявку жителей на капитальный ремонт дороги местные власти потеряли, но сейчас – видимо, после очередных телерепортажей и газетных публикаций – срочно нашли.
Накануне выхода этого номера "Призыва" муниципалитет должен был через Интернет объявить конкурс на проведение капитального ремонта дороги на Кибол запросом котировок, а через 7 дней – начать освоение выделенных средств.
Объемы финансирования Александр Авсеенок озвучить наотрез отказался: "На сайте администрации все увидите". Однако упомянул, что протяженность межпоселковых дорог в Суздальском районе 195,8 километра и по нормативам для их ремонта нужно 98 млн рублей, а у администрации – всего каких-то 20 млн.
– В первую очередь дороги будем ремонтировать там, где постоянно проживают жители, есть развитая социальная инфраструктура и жилой фонд, – пояснил он. – В Киболе зарегистрирован всего один человек, постоянно проживают трое. В такие населенные пункты мы дороги не делаем.
Ремонтировать грунтовку на Кибол начнут со стороны села "картами": спроецируют поверхность, чтобы лужи не стояли, подрежут обочины, спустят воду, сделают щебеночную подсыпку, уберут грязь. Весь этот "ремонт" продержится до первых осенних дождей, да и подновят-то всего треть пути.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике