18+

Про киностудию в Юрьеве-Польском и ее режиссера Валентина Дмитриева

Уникальное явление в провинциальном городе

Пожалуй, никто в Юрьеве-Польском, а возможно, и во всей Владимирской области, не любил так кино, как Валентин Витальевич Дмитриев. Он не только с удовольствием смотрел художественные фильмы, но и сам их снимал. Писал сценарии, подбирал актеров, искал реквизит, вместе с супругой шил костюмы. Токарь завода «Промсвязь» с 44-летним стажем, носящий звание «Лучший токарь Министерства связи», одновременно был и талантливым режиссером и организатором.  Об этом уникальном человеке рассказывает юрьев-польский журналист Сергей Трубкин.

Валентин Витальевич Дмитриев. Фото Сергея Хламова

Ученик Михаила Швейцера

Съемки «Золотого теленка» стали для Юрьева-Польского очень большим событием. Город Арбатов  снимали именно у нас. Между съемочной группой и жителями возник тесный контакт. Юрьевпольцы с удовольствием участвовали в массовке, боготворили актеров, хотели с ними подружиться, сфотографироваться. Но особо заинтересовался съемочным процессом Валентин Дмитриев. На тот момент это был молодой парень, который только что отслужил в армии и работал на заводе «Промсвязь». Сначала он снялся в одном из эпизодов фильма, а потом подошел к Швейцеру и сказал ему: «Вы знаете, а я сам хочу снимать кино». И столько было убежденности в его словах, что Михаил Абрамович разрешил Дмитриеву все свободное время проводить с ними и наблюдать за работой съемочной группы.

Валентин Дмитриев в молодости

А тут директор завода А.Ф. Никитин посетовал: «Рабочие предприятия, да и многие другие жители города попусту растрачивают своё свободное время, ничем не занимаются». И тут молодой токарь предложил снимать кино. «Валя, да ты с ума сошел!» – сказали ему поначалу. Но Дмитриев сумел заразить своих товарищей этой идеей, и директор завода выделил деньги, на которые была куплена камера «Лада». Но возможности её были слабоваты. Когда же дело стало набирать обороты, завод купил более серьёзную камеру «Красногорск», которая сохранилась в семье Дмитриевых до сих пор.

Фильмы о войне – самый доступный жанр

Снимать классику в любительских условиях было чрезвычайно трудно, а вот фильмы о войне показались самыми доступными. И работа закипела. Начали с реквизита. На заводе изготовили точные копии советского и немецкого оружия, советские мундиры перешивали под фашистские, раздобыли старенький автомобиль. Ко всему подходили со скрупулёзной точностью, вплоть до таких мелочей, как пуговицы. Все детали должны были соответствовать времени и принадлежности тем или иным войскам. Вскоре был собран целый набор и других предметов: каски, котелки, фляжки военных лет. Самые настоящие. Те, что пришли в негодность, восстанавливались, реставрировались. Эти предметы находили в абсолютно неожиданных местах. Одну немецкую каску даже пришлось изъять из курятника, так как хозяйка приспособила её в качестве ёмкости под воду для своих питомцев. Другие отыскивались в чуланах, на чердаках, в сараях…

Начиная с 1968 года, киностудия Дмитриева сняла четыре игровых фильма. Три из них – «Сыч», «Снежная баба» и «Визит» – посвящены событиям Великой Отечественной войны. Четвёртый под названием «Цена хлеба» рассказывает о первых годах советской власти. У нас на Ополье в 1919 году было свое «зеленое» движение, возглавляемое Ефимом Скородумовым по прозвищу Юшка-бандит. Этакий местный Робин Гуд, который боролся с представителями новой власти, отбиравших имущество у зажиточных крестьян. В 1919 году эта банда хитростью даже захватила наш город. Они прошлись по селам и всем говорили, что советская власть пала, присоединяйтесь к нам. И люди шли за ними. Такой толпой они и заняли город и несколько дней его держали. Потом приехали красные вооруженные отряды и выбили их из Юрьева-Польского. Об этих событиях была написана в 20-е годы однофамильцем Валентина Витальевича – Тимофеем Дмитриевым книга «Зеленая зыбь». Долгое время она была под запретом, но несколько лет назад ее переиздали по инициативе юрьев-польского краеведа Сергея Хламова.

Фон Армин и Петр Багратион

Фильм «Визит к фон Армину» рассказывал о событиях 1943 года, происходивших в оккупированном немцами Житомире. Группа советских партизан решила устранить военного коменданта этого города по фамилии Армин. Сцену убийства этого высокопоставленного фашиста снимали на территории Михаило-Архангельского монастыря, в экспозиции «Петр Иванович Багратион – национальный герой России». Дмитриеву все в городе шли навстречу. И вот представьте, Валентин Витальевич просит актера, играющего этого коменданта, упасть как-нибудь эффектно, по-голливудски. И тот не нашел ничего лучше, чем упасть на музейные экспонаты – мебель из усадьбы Голицыных XIX века. Но съемочная группа отделалась легким порицанием со стороны директора музея, потому что Дмитриев убедил их, что это необходимо для реалистичности фильма.

Немцы в городе

Съемки фильмов про Великую Отечественную порождали много курьезных ситуаций. То над Михаило-Архангельским монастырем зависнет вертолет с озабоченными сотрудниками КГБ. Вроде война закончилась уже двадцать с лишним лет назад, а над зданием музея (прямо напротив районного отдела внутренних дел!) гордо развевается полотнище со свастикой. А в центре города вальяжно разгуливают люди в фашистских мундирах со свирепыми немецкими овчарками…

Или представьте картину, когда молодой водитель молоковоза рано утром из своего хозяйства везёт в город молоко. И тут, откуда ни возьмись, на дороге немецкие солдаты. Что бы вы ощутили в такой момент? В другой раз фашистов увидели двое мальчишек, ехавших по городу на велосипедах. Они настолько были ошеломлены, что через несколько секунд вместе со своей техникой лежали в кювете.

Лучшие годы жизни

В фильме порой было задействовано до 100 человек. Многие юрьевпольцы шли сниматься охотно. Пусть не профессионалы, но играли с удовольствием. А в массовые сцены даже привлекли солдат, служивших в окрестностях города. Стоило только надеть на них немецкую форму, дать в руки автомат – и вот перед вами настоящий эсэсовец.

Со временем появились и постоянные актёры любительской киностудии. Жены спокойно отпускали их на съемки, точно зная, что выпивка там запрещена. Сейчас эти люди вспоминают те годы, как лучшие в их жизни.

Эти киноленты все смотрели с удовольствием. Жители района с любопытством наблюдали и за самим процессом съёмок. Многие сначала относились скептически, рассуждая так: «Что можно сделать в любительских условиях?» Но когда заканчивался просмотр, люди вставали и аплодировали.

Дмитриев дошел до бывшего вице-губернатора Алексея Конышева с просьбой оцифровать свои фильмы. И тот пошел ему навстречу – распорядился, чтобы в ДК «Россия» помогли Валентину Витальевичу. Благодаря этому они сохранились на дисках как память о таком удивительном явлении, как студия игрового кино в районном городе Владимирской области.

14 марта 2017 года Валентина Витальевича Дмитриева не стало. Он похоронен на первом юрьев-польском кладбище. Недавно на его могиле  был установлен памятник.

Татьяна Лысова

Фото и видео Сергея Трубкина

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение