18+

Нам всем нужно «наесться» автомобилями

Когда город развернется лицом к пешеходу?

На главном фото вы видите  созданную австралийскими учеными модель того, как должен выглядеть человек, чтобы ему были не страшны аварии.

На днях во Владимире средь бела дня в самом центре города, возле Золотых ворот, сбили школьника. Сбили на пешеходном переходе, которых, к слову, в нашем городе становится все меньше и меньше. Их закрывают, потому что других вариантов у ГИБДД сократить травматизм и смертность среди пешеходов нет. В качестве дополнительной альтернативной меры ГИБДД также выступает с обращением к родителям, что их дети должны ходить в световозвращающей одежде. Представляете, если все в городе оденут световозвращающие жилеты? Это будет город визуального шума, в котором ходят “светлячки”, причем в одинаковых одеждах.

Нет уж, я лучше куплю еще пару автомобилей в семью, и каждый мой родственник будет ездить на авто. Всё вокруг нас провоцирует пересаживаться на автомобиль. А чем больше автомобилей, тем больше дорог нужно, больше парковок, выше травматизм и смертность, и все это ложится колоссальной экономической нагрузкой на бюджет страны. Замкнутый круг. Как мы вообще дожили до такой ситуации, когда находиться в автомобиле в городе стало гораздо безопаснее, чем вне его? Не согласны? Вот вам доказательство.

Это карта Владимира, на которую нанесены все случаи ДТП со смертельными исходами, начиная с 2015 года по сегодняшний день. Желтые кружочки – человек  погиб в автомобиле, синие – человек был пешеходом. Видно невооруженным глазом, что синих кружочков больше, а следовательно, пешеходы – самый незащищенный участник дорожного движения в городе. И что предлагается делать для защиты пешеходов? Кроме обозначенных выше удалений пешеходных переходов (считай, искусственная провокация переходить дорогу в неположенном месте) и агитации одевать световозвращающую одежду, которую надо еще найти и купить,  не предлагается ничего. Нас, городских пешеходов, не защищают! Мы уже потеряли в такой трагедии Алексея Алексеевича Прокуророва, известного на весь мир лыжника, олимпийского чемпиона, которого  насмерть сбила машина в самом центре Владимира.

Фото: sport-express.ru

Всемирная организация здравоохранения в книге «Безопасность пешеходов» пишет:

«Наезды на пешеходов, как и другие виды ДТП, не должны рассматриваться как неизбежное зло, так как в действительности они являются и прогнозируемыми, и предотвратимыми. Основные риски для пешеходов хорошо известны и включают в себя множество различных факторов: поведение водителей, прежде всего в аспекте нарушения скоростного режима и управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения; уровень развития инфраструктуры для пешеходов в плане отсутствия тротуаров, переходов и приподнятых разделительных полос; а также конструкцию транспортных средств – наличие твердой лобовой части, которая не смягчает силу удара при наезде на пешехода. Во многих странах усилиям по оказанию неотложной помощи, необходимой для спасения жизней пострадавших пешеходов, препятствует также плохая работа травматологических служб».

Очень важно осознать тот факт, что раньше времени ушедшие из жизни люди, погибшие под колесами авто, – это не неизбежное зло, это неправильное развитие современного города. Возьмем, к примеру, город Лакинск, в котором недавно закончилась грандиозная реконструкция.

Фото: opt-27925.ssl.1c-bitrix-cdn.ru

Да, убрав все светофоры, пешеходные переходы и перекрестки, построив отбойники, там действительно удалось снизить число ДТП с участием автомобилей. Но стали ли меньше страдать пешеходов? Нет, люди как гибли под колесами автомобилей, так и продолжают гибнуть. Существенной разницы нет.  В среднем по 2 пешехода в год погибает в Лакинске на трассе М-7. И произошедшая дорогостоящая реконструкция, несмотря на то, что пешеходам создали максимум трудностей для обеспечения доступа к дороге, кардинально не повлияла на статистику.

Часто приходится слышать, что пешеходы сами виноваты. Тут ВОЗ напоминает: мы все пешеходы! Увы, но даже ВОЗ уже приходится напоминать: сколько бы ты времени не проводил за рулем автомобиля, ты все равно пешеход. В той или иной ситуации, но пешеход. И когда Лакинск разделяет трасса М-7, а на весь город установлено всего два наземных перехода с неработающими лифтами, люди будут переходить дорогу в неположенных местах. А куда им деваться? На другой стороне дороги – поликлиника.

Вся сложившаяся инфраструктура обязывает нас пересаживаться на автомобили. И это формирует автомобилецентричную повестку дня в развитии города – болезнь прогрессирует. Но это неправильно, это сегодняшняя беда. Нельзя развивать город только лишь для автомобилей. Наоборот, с какого-то момента времени автомобиль начинает мешать здоровью города, создает неправильную и больную среду. Все депутаты перед выборами первым делом обещают дороги шире, ровнее, чтобы по ним можно было быстрее ехать. Но куда мы торопимся? На тот свет? За что мы так не любим пешеходов, то есть себя?

В европейских городах в силу исторических событий с проблемой автомобилецентричного развития городов и общества столкнулись раньше нас и, соответственно, мер по решению выработано намного больше. И если у нас дороги постоянно расширяют, строят огромные скоростные магистрали, провоцируя тем самым увеличения трафика, то там, наоборот, развитие города идет в сторону успокоения трафика.

На картинке: слева – транспортное планирование в городе с благоприятными условиями для жизни, справа – транспортное планирование в городе с неблагоприятными условиями для жизни. Фото: farm6.staticflickr.com

Дороги не расширяют, а сужают, не выравнивают, а создают изгибы на проезжей части. Скоростные режимы не увеличивают, а, наоборот, значительно ограничивают. Не строят надземных или подземных переходов, а создают островки безопасности. Очевидно, векторы развития городов Европы и России сегодня направлены в разные стороны.

Однажды мне пришлось ехать с американцем из Шереметьево в Москву. Находясь в  автобусе,  мы стояли  в жуткой пробке. Американец, будучи бизнесменом из Сан-Франциско, удивлялся: на дороге такие большие автомобили, но в них сидит один, максимум два человека. Если всех посадить в несколько автобусов, то мы бы уже давно доехали до дома!

Фото: ic.pics.livejournal.com

Он утверждал, что у них ценность автомобиля девальвируется, люди предпочитают общественный транспорт (о, как он позже восхищался владимирским троллейбусом!) и массово отказываются от машин. Это экономит и деньги, и время, и создает комфортную и, главное, безопасную городскую среду.

Я же со своей стороны искренне удивлялся. Я вырос с пониманием, что в США автомобиль меняют раз в три года и у каждого члена семьи есть свой четырехколесный бензиновый друг. Во всяком случае в 90-е, будучи подростками, мы все искренне так считали, нам так рассказывали, давали такие жизненные установки, что и нам надо стремиться к этому. На что он парировал, что это уже давно не так. Да, без автомобиля все еще тяжело, так как их города допустили ту же ошибку, которую допустили мы, но раз в три года автомобили уже никто не меняет, и вектор развития направлен на отказ от собственного авто.

Но самое главное – продолжил мысль американец – я понимаю, почему у вас все хотят иметь свой собственный большой и очень дорогой автомобиль. В СССР у вас не было к этому доступа. И теперь вам просто хочется все это попробовать. Вам нужно время, надо просто «наесться» автомобилями. И тогда вы тоже поймете, что автомобиль в городе – это не необходимость, гораздо важнее иметь качественный общественный транспорт и дружелюбную для пешеходов городскую среду.

И вот после этого разговора я все жду, когда же мы «наедимся» автомобилями? Когда мы как общество сформируем запрос на то, чтобы город развернулся к нам, к людям, лицом? Пока я вижу только одно: аппетит приходит во время еды. И вот уже на полном серьезе предлагают соединить Октябрьский проспект с улицей Дворянской и даже вроде как выделили немаленькие деньги на такой проект. У нас и так мало общественных пространств в центре города (достаточно сравнить с другими городами “Золотого кольца России”), так мы и последние отдаем под автомобили?

Фото: ic.pics.livejournal.com

И тут я уже начинаю серьезно переживать: а мы такими темпами не решимся, в конце концов, снести Золотые ворота? А что? Стоят посреди дороги, мешают, понимаешь, автомобилям ездить, место занимают. Ведь у нас же автомобилецентричное развитие города. Все для дорог, все для автомобилей! А люди… а люди, видимо, должны «наесться» автомобилями.

Виктор Волчек

Заглавное фото: pp.vk.me

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение