18+

Стоп безумному потреблению

Зачем мы платим за вещи своей жизнью?

Что такое деньги?  Жизненная энергия. Логика тут проста: мы работаем  по 8 часов в день. На сон уходит еще 8. В итоге: на себя  любимого, семью, друзей, близких, хобби, развитие, отдых, путешествия (при весьма, конечно, грубом подсчете) остается всего 8 часов – треть  жизни. И хорошо, если работа любимая и мы получаем от нее удовольствие. А если нет? А теперь, внимание, вопрос. На что мы зарабатываем? Одежда? Продукты? Гаджеты? А что еще?  За что мы расплачиваемся третью своей жизни?

Фото: olx.ua

Атака на сознание

Сейчас время агрессии. Информационной агрессии. Если верить СМИ, то вокруг постоянно кого-то убивают, истязают, происходят страшные катастрофы и природные катаклизмы. Стресс стал привычным состоянием для психики.  Все дело – в доступности информации. Нажал на кнопку пульта от телевизора,  загрузил на телефоне новостную ленту – и за одно мгновение узнал о многом, что произошло в мире.  И это не значит, что событий становится больше или меньше, просто информация о них у нас под рукой. Кроме того, повестку дня нам настойчиво навязывают.

И, конечно, нас сегодняшних некорректно сравнивать с теми, кто жил хотя бы в прошлом веке.  Моя бабушка (1912 года рождения) была сельским жителем. И более или менее значимое событие случалось в информационном поле отдельно взятой деревни  примерно раз в десять лет. К примеру, в 1968 году местный тракторист, управляя транспортным средством  в нетрезвом состоянии (как бы сейчас сказали), завалился в кювет. И весьма неудачно завалился. Насмерть.  Это событие деревня обсуждала не менее года. А информационный шлейф тянулся еще несколько десятитетий. Мне, ребенку, об этом рассказывали через двадцать лет после случившегося. В остальном же жизнь текла размеренно и спокойно: свадьбы, крестины, похороны… Все шло своим  чередом, по заведенному  порядку. Дети росли друг  за другом в одной одежде, которая не имела маркировок брендами. Дети вообще не обращали внимание на то, что на них надето. Может быть, потому что это  были одинаковые цигейковые шапки, штаны с начесом  и черные/коричневые  шубки из той же цигейки. И, надо сказать, дети были  абсолютно счастливы.

Фото: russkievesti.ru

Потому как понятие счастья не имело ничего общего с одеждой, обувью и бытовой техникой. Счастье – это было, как минимум, прокатиться за рулем автомобиля на коленках у отца и, как максимум, полететь в космос  вслед за  Юрием Гагариным. И телевизор был один на всю деревню, а про рекламу в те времена вообще мало что слышали.

А что сейчас? Информационная атака  на неокрепшее сознание начинается с пеленок и  не отпускает никогда. Тема  «чернухи» в новостях недавно затрагивалась в одном из материалов “Призыва”. Но есть еще и маркетологи, которые “караулят” нас повсюду. Выключил телевизор? А мы уже в Интернете! Ешь эту кашу – и будешь радость наша! Хорошие хозяйки выбирают «Тайд»!  Для ребенка покупай  лучшее!  Иначе ты плохая мама, никудышная хозяйка, никогда не выйдешь  замуж, облысеешь, вспотеешь и опозоришься… Ведь без дезодоранта, духов, лака для волос ты… никто. Прессинг жестких манипуляций, избитых, но работающих.

Покупай – не отставай!

Индустрия моды каждый сезон выпускает новые коллекции.  Хочешь быть модной  – покупай!   Автомобильная промышленность, производители гаджетов, бытовой техники  “втюхивают” новые “апгрейды” старых моделей, которые при здравом рассмотрении не имеют никаких принципиальных отличий от предыдущих. Причем новые вещи быстро ломаются, поскольку цель производителя  – сделать их одноразовыми. Иначе круг потребления разорвется. И все это безумие оплачиваем мы. Оплачиваем третью своей жизни.

Фото: versace.ru

Не отстает и сфера услуг. Каких специалистов только не появилось, чтобы относительно честным способом производить отъем  денег у населения. “Дети лейтенанта Шмидта” Ильфа и Петрова на их фоне выглядят действительно детьми.  Специалисты по удалению волос, специалисты по восстановлению волос,  советники  по грудному вскармливанию и  слингоношению (!),  парикмахеры для собак, мастера по наращиванию волос и ресниц, расписыванию ногтей и бровей.  Как? Вы не ходите в развивающий центр? Не наняли 10 репетиторов? Не рисуете песком? Не покупаете специализированные  творческие наборы по развитию  мелкой моторики? (Вот скажите. Клубок ниток и спицы – чем не творческий набор для развития этой самой моторики?  Я все детство этим творческим набором орудовала. А еще ниткой с иголкой. И развилась, слава богу. Бонус: вязать и шить научилась). Не имеете абонемента в фитнес-центр? Дома занимаетесь? На коврике?  Кошмар! Как же вы живете, черт возьми?

Во  времена, когда был моден сетевой маркетинг, одна моя знакомая,  одержимая  философией своей компании, расставила на меня  свои косметические сети. Она сказала: «У человека должна быть мечта! И этот бизнес помог мне реализовать мою мечту! Я купила себе белые сапоги! И ты купишь». Вот так и сказала, моя мечта – сапоги. И выглядела она при этом абсолютно счастливой.  И от всей души планировала осчастливить и меня.

Не мечтайте о белых сапогах

Я стараюсь не ездить в выходные в супермакеты, потому что там невозможно много людей. Тысячи людей, которые приехали тратить сюда треть своей жизни: на 68-ю пару туфель или торт с растительным жиром. Полные тележки 100-процентного счастья… И дети, которые после успешной атаки на родителей, получают 125-ю куклу, 180-ю машинку и лошадь с синими волосами. Схватил  на кассе – не смогли отобрать. Как мило…  И никаких аленьких цветочков, мира во всем мире и изобретения вакцины от рака.  Мечта обрела конкретный образ – белые сапоги. Я никого не осуждаю, я призываю задуматься. Нам действительно нужны эти пресловутые сапоги?

Человек Неразумный

По данным Росстата,  25% купленного не съедается, а выкидывается. И это только продукты. Стоит ли говорить о ежегодных разборках шкафов, что актуально для каждой домохозяйки. То есть нас окружает великое множество объективно ненужных вещей, за которые мы заплатили фактически третью своей жизни. Без комментариев.

Во всем мире сейчас набирает популярность теория разумного потребления. Считается, что человеку в жизни необходимо не более 100 личных вещей, не учитывая того, чем мы пользуемся совместно с другими членами семьи. Если вещей больше – значит, вы жертва маркетологов и рекламы. И ведь все это накопленное непосильным трудом нужно обслуживать (стирать, мыть, ремонтировать), иначе наше жилище превратится в бессмертную “кучу” гоголевского Плюшкина – безумного потребителя XIX века. Все эти вещи, правда, он тащил с помоек, и они давались ему бесплатно, но и супермаркетов же поблизости не было.

Но вернемся в век XXI. Нет сомнений, что  нам  пора задуматься над своим  поведением в потреблении.  Вспомнить, что мы относимся к биологическому виду  Человек Разумный.

Фото: medsovet.info

Как сделать потребление осмысленным? Для себя я выработала несколько простых правил:

  1. Научитесь отличать нужные вещи от ненужных. Задайте себе вопрос. Выждите время. И только потом покупайте. И помните, что вы расплачиваетесь за содержимое пакетов из супермаркета не деньгами, а третью своей жизни.
  2. Цените  время и свои усилия. Когда ваш ребенок попросит в магазине очередную куклу за 2000, 3000, 4000 рублей (отмечу, что я не против кукол на праздники или за заслуги), подсчитайте, сколько вам пришлось работать для получения данной суммы. Все еще хотите покупать? А теперь объясните это сыну или дочке.
  3. Поиграйте с собой в увлекательную игру «Когда я счастлив?». С одним условием – ответом на этот вопрос не могут быть материальные вещи. Уверяю, вы вспомните, что счастливым можно стать и без бесконечных покупок товаров. Счастье – это любовь близких, семейный вечер, прыжок с парашютом, увлекательная поездка, задушевный вечер с друзьями,  чтение книжки с ребенком. И еще множество прекрасных вещей. Что-то можно получить абсолютно бесплатно, а на что-то не жалко потратить треть своей жизни. Например, на  захватывающее путешествие, книги и образование, интересный опыт.
  4. Помните, вы никогда не купите всего, что хотите! Маркетологи об этом позаботятся.  Потребление бесконечно, а приносит оно лишь кратковременное удовольствие. Это наркотик.
  5.  Осознайте ценность своей личности. Вы – это вы, а не то, на чем вы ездите, что носите, чем пользуетесь. Научитесь критически относиться к рекламе, получайте информацию, но не позволяйте “слоганам” руководить вашими действиями. Самое лучшее мыло – это мыло, которое безопасно для здоровья и имеет адекватные моющие свойства. Выбирайте товары по их реальным характеристикам.

Скажем себе СТОП! Пришло время изменить свое потребительское поведение, ведь, по большому счету, это не  только наше личное дело. Чем больше мы потребляем, тем больше товаров производится. Спрос рождает предложение. А значит, интенсивнее работают производства, растут, как на дрожжах, груды мусора от жизнедеятельности всех нас вместе взятых. А это уже вопрос экологии жизни. И отдельная тема для разговора.

Ирина Петрова, менеджер

Верхнее фото:  chert-poberi.ru

Обсуждение 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение