18+

На птичьих правах

Представьте ребенка, который собрал радиоуправляемый самолет и запускает его в небо. Или инженера-любителя, на досуге изобретающего небывалый летательный аппарат размером со школьный портфель. Или энтузиастов-любителей, с помощью беспилотника снимающих виды Владимира с высоты птичьего полета. Очень скоро все они окажутся вне закона. Суть внесенных в Воздушный кодекс изменений в следующем: отныне требуется обязательная регистрация всех беспилотных воздушных судов массой более 250 граммов – то есть вообще практически всех, за исключением самых легких моделей, пригодных только для закрытых помещений. Кроме того, потребуется сертификация летной годности «беспилотных авиационных систем». Ну и, наконец, мальчишка с самолетиком отныне считается «внешним пилотом беспилотного летательного аппарата» и, как всякий другой пилот, должен получить летную лицензию. При этом никаких механизмов по регистрированию, лицензированию и обеспечению пионеров и пенсионеров свидетельствами пилотов пока нет.

В клубе авиамоделистов при владимирском Дворце детско-юношеского творчества царит растерянность. Сегодня здесь занимаются около восьмидесяти подростков в возрасте от восьми до восемнадцати лет. У каждого из них – своя модель самолета, а то и несколько. Некоторые – покупные, но основная масса – самодельные.

Специфика этого спорта такова, что «аварии» случаются сплошь и рядом – особенно пока нарабатывается опыт управления беспилотником. Пострадавшие аппараты чинят или разбирают и переустанавливают детали на новые модели.

– И что прикажете с этим делать, – разводит руками заслуженный тренер России Сергей Рахманкин, руководитель авиамодельного объединения ДДЮТ. – У нас здесь несколько сотен моделей самолетов. Большинство сделано своими руками из палочек и потолочной плитки. Как, где, каким образом мы должны все это зарегистрировать? Как получать сертификаты летной годности? Это значит, все модели надо не просто осмотреть, а проверить в воздухе. Кто станет этим заниматься? Как? Нам придется ехать в Москву? Будет какая-то контора во Владимире? Они только наши самолеты будут год регистрировать, а есть еще два детских клуба и взрослые объединения, и это только во Владимире. Хорошо, мы зарегистрировались. Что делать, если модель сломается? Снимать с учета? Если ее разберут и соберут заново – регистрировать заново? Мальчишка собрал очередной самолетик из пенопласта – все начинать сначала?

Из пионеров в отстающие

Недоумение руководителя клуба понятно: любители-одиночки как летали, так и будут летать, памятуя о том, что строгость российских законов искупается необязательностью их исполнения: вряд ли хоть кто-то сможет проконтролировать каждый пустырь и каждый дачный участок, где запускают радиоуправляемые вертолетики. Клуб – другое дело: они официальное объединение, и идти против закона не могут. И не хотят, но как его соблюсти, понятия не имеют.

DSC_5291– Я тридцать лет занимаюсь авиамоделированием и не собираюсь бросать любимое дело, – говорит Андрей Тихомиров, чемпион России 2013 года. – Я пойду в ДОСААФ, в любой другой орган, который назначат контролирующим, получу все необходимые документы, включая лицензию пилота. Осознавая, что все это потребует немалого времени, денег и нервов. Но я – взрослый человек, который знает, чего хочет. Третьеклассник, который приходит в кружок и сам до конца не знает, надолго ли здесь задержится, – зачем топить его в этих бумажных волнах?

Еще один вопрос, живо интересующий все причастных: кто и сколько будет платить за нововведения. Представляется весьма вероятным, что получение всех необходимых разрешительных документов не будет бесплатным. «Дворец дает нам помещение и платит зарплату, – говорит Сергей Рахманкин. – Больше ничего нам не дают. За материалы для моделей, поездки на соревнования платят родители. Получается, дополнительные расходы им тоже придется нести из своего кармана». Все ли родители согласятся на таких условиях оставить ребенка в кружке?

Особенно обидно, что под ударом оказался не только детский спорт, но и очень перспективная техническая отрасль. За последние десять лет – с момента появления на рынке дешевых китайских запчастей – авиамоделирование сделало резкий рывок вперед, и россияне тут не только не уступают, но и опережают зарубежных коллег. Владимирские спортсмены – на высоте: среди них есть победители и призеры российских и международных соревнований. Например, нынешний студент Александр Назаров с 2001 по 2006 год стал чемпионом Владимира, России, Европы и мира. Для некоторых школьников кружок авиамоделирования открывает дорогу в «большое небо»: они поступают учиться на пилотов, инженеров, конструкторов. Так, Егор Канахин, чемпион мира 1998 года, сегодня учится в МАИ. С учетом того, как быстро все меняется в современном мире, отстав однажды, мы можем догонять остальных годами.

Пилот футбольного мяча

Новые поправки были предложены федеральным парламентарием от компартии Андреевым, не имеющим никакого отношения к авиации. Они уже приняты и должны вступить в силу в марте этого года. Официально считается, что поправки помогут бороться с терроризмом – беспилотник можно использовать для организации, например, взрыва. Хотя сами авиамоделисты считают столь суровые меры неоправданными: вряд ли хоть какой-то террорист понесет свой аппарат на регистрацию или откажется от своих планов из-за отсутствия летной лицензии. Другая, более очевидная цель – борьба со всевозможными происшествиями, которые могут случиться по вине беспилотников. Игрушечный самолет, или коптер, запущенный неумелыми руками в неправильном месте, может упасть на чужую машину – и хорошо, если не на голову. Сертификат станет свидетельством того, что в воздухе беспилотник не будет вести себя непредсказуемо; а летная лицензия гарантирует, что в случае ЧП человек, управляющий летательным аппаратом, сможет правильно среагировать. Однако поправки пока выступают как гильотина, избавляющая от перхоти вместе с головой. «Футбольный мяч может нанести больше ущерба, чем самолет из палочки, – считает Андрей Тихомиров. – Давайте тогда будем на мяче писать бортовой номер, а каждого дворового игрока – отправлять за лицензией».

Авиамоделисты полагают, что определенные органичительные меры все же нужны – в первую очередь, против «партизан» – любителей, которые покупают в магазине готовую модель и запускают ее, не зная и не желая знать ни о какой технике безопасности. Но бороться при этом стоит именно с отдельными нарушителями, а не со всем авиамоделизмом в целом. «Летаешь рядом с аэропортом, напугал лайнер – добро пожаловать оплатить все расходы от задержки рейсов сторицей, – пишет на форуме авиамоделистов пользователь ilipin. – Причинил, не дай бог, ущерб авто своим коптером – оплати все, плюс моральный вред. Скажете, пострадавшему присудят минимум – так вот это и есть самый животрепещущий вопрос – как сделать возмещение любого вреда быстрым и справедливым. Не стоит создавать отдельный закон для каждого нового устройства. Ущерб окружающему пространству можно нанести буквально любым предметом. Горшок, неудачно поставленный на балконе верхнего этажа, или неубранный снег на крышах похуже любого коптера будут».

Пока Федерация авиамодельного спорта России подготовила открытое обращение к главе государства против поправок и ждет реакции.

ЦИФРА

200 рублей – средняя стоимость детской авиамодели без электронной начинки.

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение