18+

С чего начинается кино

Киношкола 8Помните известную песню из популярного кинофильма прошлого века «Щит и меч»: «С чего начинается Родина… С картинки в твоем букваре…»?

А с какого букваря во Владимире начинается само по себе кино, в первую очередь любительское? Мы поговорили на эту тему с преподавателями независимой студии «Первый фильм». Знакомьтесь: Сергей Миляев – режиссер-документалист и сценарист, основатель и руководитель киношколы; Алексей Костерин – владимирский киновед и специалист по истории кино; а также первые выпускники набора 2014 года, творческие люди города Владимира, которые совершенно искренне считают, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино».

Начнем с простого вопроса: много ли желающих научиться снимать кино в нашем далеко не «киношном» городе?

Сергей Миляев. На простой вопрос – простой пример: помимо нашей киношколы и студии «Первый фильм» в городе существует детская студия при государственном Киноцентре, независимая студия «Blackray», еще несколько энтузиастов. И все, между прочим, не пропустили мимо себя такое важное для страны событие, как 70-летие Победы. Кто-то снял игровое кино, кто-то документальное, так что процесс кинообучения идет в нашем городе полным ходом. Другое дело, что не все знают об этом, а кто-то из чиновников и знать не желает, потому что мы не вписываемся в их сверстанную сверху «культурную программу». Но творческая инициатива, как известно, идет почти всегда не сверху, а снизу. И то, что молодежь снимает своими силами кино на разные темы и в разных форматах, – здорово! Пусть эти фильмы малобюджетные, любительские, снятые на свои скудные кровные или народные пожертвования, но это уже дело восемнадцатое. Главное – во Владимире последние пару лет пошла новая «движуха» и есть уже свои зримые результаты: готовые короткометражные фильмы, участие в фестивалях, грамоты…

– Чему вы учите ваших курсантов в первую очередь, что они получают за год обучения во владимирской киношколе?

Алексей Костерин: На курсах мы даем базовые навыки, в том числе в рамках самостоятельной работы. Основы сценарного мастерства и режиссуры, занимаемся актерским мастерством, познаем азы операторского искусства и монтажа. Также за год удалось разобрать практически всю классику мирового кино, от Мельеса до Квентина Тарантино. Были и тематические лекции об истории кинематографа, основных вехах киноискусства. Большинство курсантов студии «Первый фильм» помимо кинематографа невольно начинают интересоваться «сопутствующими» видами искусства: литературой, живописью, музыкой, фотографией. Первые месяцы обучения у нас идет знакомство с теорией, а затем начинается практика – студийцы пишут сценарии, снимают своими силами этюды, короткометражки. А самые талантливые уже мечтают о своих будущих полнометражных фильмах.

– Но, простите, одно дело нарисовать дома картину или сочинить песню, записав ее на магнитофон, и совсем другое – что-то снять стоящее на дорогую цифровую камеру. Для этого же надо иметь деньги, и немалые.

Сергей Миляев: Все большое всегда начинается с малого, об этом говорит вся история кинематографа. Возьмите любого известного режиссера и спросите его, с чего тот начинал. И каждый даст одинаковый ответ: с короткого метра, с любительской камеры, с нескольких минут хронометража, с самодеятельных актеров. Наши студийцы идут точно таким же путем: снимают короткие этюды и фильмы продолжительностью от минуты до десяти. На большее пока не хватает ни опыта, ни средств, как вы сами понимаете.

– А вот здесь поподробнее. Что надо сделать, чтобы кино во Владимире расцвело пышным цветом?

Алексей Костерин: В первую очередь, государству надо снова подумать о любительском кинематографе. И не только на федеральном уровне, но и на местном в первую очередь. Очень бы хотелось, чтобы хотя бы малая часть наших налогов шла на развитие кино в регионе. Суммы это не очень большие – в масштабе общих трат на культуру Владимирской области. Но как сделать, чтобы нас услышали и поддержали, начали выдавать какие-то конкретные гранты? Это самый главный вопрос на сегодня в нашей киношколе. Потому что с местными талантами у нас дефицита нет. И еще есть один момент, фестивальный. В лучших городах страны проводятся ежегодные фестивали любительского кино, на это выделяются бюджетные деньги, невольно повышается престиж региона. У нас пока такого фестиваля нет. Есть только всероссийский фестиваль анимационного кино в Суздале.

Сергей Миляев: Есть, конечно, и «частные» варианты, когда какой-нибудь обеспеченный человек или фонд вдруг возьмут, да и помогут по доброте душевной творческой молодежи Владимира, помешанной на кино. Но и здесь бывают перекосы. Приведу пример: один мой знакомый, талантливый московский сценарист, каким-то чудесным образом получил заказ на сценарий игрового полнометражного фильма – от крутого бизнесмена, который начинал свой бизнес с небольшой пимокатной фабрики. Заказчик так и хотел назвать будущий фильм: «Валенки». Подписали договор, сценарист получил небольшой аванс и принялся за работу. Но уже через две недели олигарх с бешеной активностью начал влезать в процесс написания сценария, требовал немедленно включить в сюжет свои личные, банальные и малоинтересные для будущего зрителя истории. Например, о том, как его разводили на деньги бандиты или какая конченая стерва была его первая любовь. То есть начался диктат еще на начальном этапе. А закончилось это тем, что талантливый сценарист убежал из этого проекта сломя голову и зарекся никогда больше с такими «продвинутыми» заказчиками не работать. Здесь опять надо вспомнить времена СССР, когда в год в стране снималось по 200-250 фильмов, и всем хватало щедрой государственной поддержки: и «попсовым» режиссерам, и «арт-хаусным», и совсем молодым выпускникам ВГИКа. Теперь картина абсолютно иная. Обучение в киновузах стоит огромных денег, теперь никакой Василий Шукшин не сможет приехать из алтайской деревни и стать всенародно любимым кинематографистом. Чтобы снять полнометражную картину, надо сначала добраться до «возможности», а затем выполнять любые прихоти инвестора или продюсера. Так что путь для любительского кино Владимира пока один: делать простые, но честные фильмы, которые волнуют самих создателей, их зрительский круг.

Самые известные киношколы

В США: Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе

Стоимость обучения: для иностранцев – $36 888 за степень бакалавра; $35 713 – за степень магистра изящных искусств; $29 911 – за степень магистра гуманитарных наук и защиту диплома.
Как поступить: SAT или ACT, международные сертификаты на знание языка (TOEFL или IELTS). Для абитуриентов актерского факультета устраивают прослушивание.

В России: ВГИК

Стоимость обучения: для прошедших все экзамены – бесплатно, для прочих – в среднем 130 тыс. рублей в год на актерском отделении и 170 тыс. рублей на отделении режиссуры игрового кино.
Как поступить: предоставить документы об образовании и прохождении ЕГЭ, сдать экзамены по литературе и русскому языку (будущим продюсерам и менеджерам – еще и математику), пройти творческий конкурс и собеседование.

Во Франции: La Femis

Стоимость обучения: бесплатно для членов Евросоюза, для иностранцев – $13 105 в год.
Как поступить: студенты принимаются по итогам творческого конкурса (сочинение на заданную тему, а на втором этапе – письменный анализ фильма) и собеседования с приемной комиссией.

Сергей РУБАШКИН

 

 

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение

error: Копирование запрещено!