18+

ДТП всесоюзного масштаба

Киркиж2В нынешнем году исполняется 125 лет со дня рождения Куприяна Осиповича Киркижа – видного политика первой трети XX века, чья судьба и посмертная слава непостижимым образом оказались связанными с владимирской землей.

К тому же именно Киркиж установил печальный «рекорд»: он стал первым крупным советским руководителем, оказавшимся жертвой ДТП в ту пору, когда счет машинам в нашем крае шел не на десятки тысяч, а просто на десятки, в лучшем случае – на сотни…

Комиссар Киркиж
Куприян Киркиж родился в 1888 году в деревне Смолянцы Витебской губернии в семье белорусского крестьянина. В 13-летнем возрасте начал трудиться на фабрике, потом отправился на заработки в Ригу. Там Куприян познакомился с членами партии большевиков. В 23 года Киркиж сам стал членом РСДРП(б) и проявил себя в качестве агитатора. После начала первой мировой войны электромеханический завод, на котором работал Киркиж, эвакуировали из Риги в Харьков.

В 1917 году профессионального революционера Киркижа избрали членом Харьковского Совета, а потом и председателем Харьковского губкома РСДРП(б). Оттуда Куприян Осипович перебрался в Москву, где благодаря партийным связям был назначен особоуполномоченным наркомата по военным делам. В данном качестве он вернулся в Харьков, где сформировал 2-й пролетарский полк, с которым участвовал в обороне города от белых.

За заслуги в годы гражданской войны Киркиж был награжден орденом Красного Знамени. Его карьера оказалась стремительной: военный комиссар бригады Красной Армии, военком дивизии и начальник тыла армии. Он принял активное участие не только в разгроме белых армий Деникина и Врангеля, но и в менее удачной войне с Польшей.

Профсоюзный лидер
Вскоре после заключения мира Киркижа перевели на партийную работу. В 1923-м его избрали секретарем Харьковского губкома партии большевиков Украины, через год назначили заведующим орготделом ЦК. В 1926-м 40-летний Куприян Осипович стал наркомом – возглавил народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции Украинской ССР, а по совместительству занял пост председателя Центральной контрольной комиссии Украины.

В 1927 году Киркижа направили на работу в Узбекистан. Там он стал первым секретарем ЦК партии Узбекской ССР -фактически руководителем этой среднеазиатской республики. В Ташкенте Куприян Осипович пробыл более двух лет, пока в 1929-м его не вернули в Москву.
На этот раз заслуженного партийца перебросили на профсоюзную работу. Киркиж стал председателем ЦК Союза торговых служащих и кандидатом в члены Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР. Опыт деятельности Киркижа в качестве профбосса оказался удачен, и его выдвинули в лидеры ведущего профсоюза – Союза рабочих машиностроения. В 1931-м Куприян Осипович стал председателем ЦК этого профсоюза и председателем ЦК Всероссийского союза рабочих-металлистов. Одновременно он вошел в Президиум ВЦСПС – центрального органа профсоюзного движения и стал членом Центральной контрольной комиссии ВКП (б).

Роковая поездка
Привыкший находиться в гуще масс, Киркиж не отсиживался в московском кабинете, а постоянно находился в разъездах по различным областям и даже республикам, где посещал наиболее значимые заводы и фабрики. Весной 1932 года ковровский Инструментальный завод № 2 (сокращенно его называли ИнЗа), выросший из местного пулеметного завода, победил во Всесоюзном конкурсе хозрасчетных предприятий и по обычаю того времени получил переходящее Красное Знамя. Вручать эту высокую награду коллективу в Ковров прибыл Киркиж.

Торжество состоялось 21 мая 1932 года. Киркиж выступил на митинге перед тысячами заводчан, подробно остановившись на проблеме улучшения рабочего снабжения и призвав укреплять хозрасчет в производственных бригадах инструментальщиков. Два дня оставался столичный гость в Коврове, подробно ознакомившись как с Инструментальным заводом, так и с другими предприятиями города, побывал в рабочих поселках, в том числе в поселке Красный Металлист, выстроенном для работников ИнЗа.

23 мая Киркиж на служебном автомобиле отправился из Коврова в Москву. Однако уехал профсоюзный лидер недалеко. Не преодолев и 40 километров от города оружейников, машина с московским начальством, следуя по шоссе Москва – Горький, попала в аварию. В ту пору эта дорога была очень узкой – почти вдвое уже, чем теперь. По большей части ее покрывало булыжное покрытие. Движение автотранспорта по шоссе было небольшое, ДТП, а тем более с тяжелыми последствиями, тогда случались крайне редко. Даже автомобильной инспекции в ту пору еще не было (она появилась лишь в 1936-м). Тем не менее, легковой автомобиль Киркижа на спуске умудрился не разъехаться с грузовиком.
Авария произошла где-то у речки Черной близ нынешней границы Ков-ровского и Камешков-ского районов. Там даже сейчас на федеральной трассе М7 достаточно опасный спуск, где не раз случались ДТП. Точно неизвестно, на авто какой марки ехал Киркиж. Скорее всего, это был автомобиль американского производства марки «Паккард», большая партия которых была закуплена в США для высшего руководства.

При столкновении машина Киркижа перевернулась. Куприян Осипович получил тяжелые травмы. Место аварии находилось примерно посередине между Ковровом и Владимиром, однако владимирская больница считалась лучше оснащенной. Поэтому раненого профсоюзного лидера отправили во Владимир. Врачи бывшего губернского центра (к тому времени Владимир был всего лишь райцентром Ивановской области) сделали все, что могли, но их старания оказались напрасны. На следующий день Киркиж умер. Его тело по приказу из Кремля отправили в Москву. Там останки жертвы ДТП поистине всесоюзного масштаба кремировали, а урну с прахом с подобающими почестями захоронили в кремлевской стене. Доску с фамилией Киркижа можно там видеть и сегодня.

Жизнь после смерти
Москва весной 1932 года. Снимок американского фотожурналиста Джеймса Эббе. Видно, что даже в центре столицы автотранспорт почти отсутствует
Почти сразу после трагедии коллектив Инструментального завода № 2 обратился в ЦИК СССР с просьбой увековечить память о Киркиже. С 7 июля 1932 г. данное предприятие стало именоваться «Инструментальный завод № 2 имени Куприяна Осиповича Киркижа». С таким названием крупнейший завод Коврова работал почти 17 лет, в том числе все годы Великой Отечественной войны. Заводчане называли себя «киркижцы», на предприятии выпускались информационные бюллетени «Киркижцы на сталинской вахте». Лишь в 1949-м после кончины главного конструктора Завода имени Киркижа Васи ли я А лексееви ча Дегтярева предприятие ста ло Заводом имени В.А.Дегтярева и прозывается так до сих пор.

А вот улица Киркижа, названная так в том же 1932-м в рабочем поселке Красный Металлист, в Коврове осталась. Там до сих пор сохранились двухэтажные деревянные жилые дома, которые помнят приезд Кирки-жа. Правда, теперь этот микрорайон ковровчане называют «Черемушки».

Живы и родственники безвременно ушедшего революционера и профсоюзного лидера. В Петербурге живет Инга Владимировна Киркиж, выпускница филфака Петербургского университета, получившая известность как сценарист и писатель. Она работала сценаристом на «Ленфильме» и на Центральном телевидении. В качестве автора-редактора сотрудничала с Владимиром Познером в его программе «Тур де Франс». Инга написала сценарий для полнометражного художественного фильма «Видримасгор», снятого на киностудии «Ленфильм».

Инга Киркиж – правнучатая племянница Куприяна Осиповича (ее прадед был родным братом профбосса). Кстати, она уточнила, что фамилия Киркиж правильно произносится с ударением на последнем слоге, хотя ковровчане почему-то привыкли к ударению на первом…

Николай Фролов

На фото: Куприян Киркиж – его фотографий до наших дней почти не дошло и автомобиль «Паккард» – по-видимому, на такой машине возвращался из Коврова в Москву Киркиж

 

 

 

 

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение