18+

Забытые имена СПОДВИЖНИКОВ

В канун нового праздника Дня народного единства вся страна вспоминает спасителей Отечества в пору Великой Смуты – нашего земляка князя Дмитрия Пожарского и нижегородца Козьму Минина. Однако биографии многих современников тех великих событий, в том числе уроженцев и деятелей Владимиро-Суздальского края, до сих пор остаются сравнительно малоизвестными. Среди них и архиепископ Герасим Суздальский, возглавлявший епархию в пределах значительной части территории нынешней Владимирской области в 1612 году, во время решающей схватки второго земского ополчения Минина и Пожарского с польскими интервентами и их пособниками…

Роль Русской право­славной церкви в тех событиях, когда судьба России как государства, без преувеличения, ви­села на волоске, была исключительно велика. Подвиг патриарха Гермогена, призывавшего народ к сопротивлению, отказавшегося пойти на сговор с иноземцами и замученного в темнице, имел огромное значение для роста патриоти­ческих настроений и вдохновил предводите­лей ополчения и всех россиян на борьбу с захватчиками. Располо­женная между занятой поляками Москвой и ставшим центром сбо­ра второго ополчения Нижним Новгородом Суздальская епархия имела стратегически выгодное местоположе­ние. От лояльности ее паствы к той или иной стороне во многом за­висела расстановка по­литических сил в самом сердце России. Именнотогда владыка Герасим Суздальский проявил себя как решительный сторонник Минина и Пожарского, призывая все сословия сплотиться вокруг народных вож­дей.

Происхождение этого архипастыря до сих пор до конца неизвестно. Скорее всего, он был выходцем из духовного сословия Юрьев-Польской округи и в миру прозывался Гри­горием. Еще в царство­вание Ивана Грозного будущий архиепископ принял иноческий по­стриг с именем Герасим. При сыне грозного царя государе Федоре Ивано­виче в 1596 году монах Герасим тогдашним ар­хиепископом Суздаль­ским Галактионом был возведен в сан архи­мандрита и назначен настоятелем Михаило-Архангельского мо­настыря в Юрьев-Польском.

Настоятельство архимандрита Герасима при­шлось на тяжелые годы неурожаев и нестрое­ний в державе Бориса Годунова. После того как власть в Москве захватил первый само­званец – Лжедмитрий, суздальский владыка Галактион поддержал мнимого «царя Дми­трия Ивановича» и даже был назначен членом новообразованного Го­сударственного Совета. Однако после убийства лжецаревича Гришки Отрепьева архиепископ Галактион категориче­ски отверг Лжедмитрия II – нового ставленника поляков на российский престол, которого в на­роде окрестили «Тушин­ским вором». Поляки отомстили суздальскому архипастырю, арестовав его и, подобно патриар­ху Гермогену, уморив в заточении в июле 1609-го. После этого почти на три года в апогей Вели­кой Смуты Суздальская епархия осталась без архиерея. Но даже тогда архимандрит Герасим, пере­веденный в 1605 году на пост настоятеля Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, продолжал оставаться духовным авторитетом для всех, кто не хотел смириться с властью иноземцев и предате­лей. Его патриотическая позиция была широко известна, причем  не только в Суздале и его окрестностях, но и по всей России. Кстати, сам Спасский мона­стырь под его началом представлял собой важ­ную крепость. Когда второе земское ополче­ние под предводитель­ством князя Дмитрия Пожарского и Козь­мы Минина в марте 1612 года двинулось из Нижнего Новгорода в Москву кружным путем через Ярославль, вопрос о рукоположении ново­го суздальского архие­рея встал с особенной остротой.

Митрополит Казан­ский Ефрем (Хвостов), бывший тогда место­блюстителем патриар­шего престола «за не­бытностью Патриарха Московского», срочно вызвал архимандрита Герасима из Суздаля в Казань, где совершил его хиротонию в сан архиепископа Суздаль­ского и Тарусского. Су­ществует версия, что в церемонии возведения в архиерейский сан ново­го суздальского владыки принимал участие и ар­хиепископ Ростовский Кирилл IV (Завидов). Во время самых тяже­лых боев ополченцев с поляками и осады Мо­сквы архиепископ Суз­дальский Герасим стал одним из активнейших духовных авторитетов земской рати.

19 апреля 1613 года владыка Герасим Суз­дальский встречал но­вого царя Михаила Фе­доровича Романова при торжественном въезде в Москву вместе с ми­трополитом Казанским Ефремом, архиеписко­пом Архангельским Ар­сением (Элассонским) (будущим преемником Герасима на Суздаль­ской кафедре), еписко­пом Коломенским Ио­сифом и епископом Корельским Сильвестром. Как и другие архиереи, архиепископ Герасим поднес молодому госу­дарю икону, благосло­вил его и «поцеловал правую честную руку царя».

В мае того же 1613-го преосвященный Гера­сим подписался под «утвержденной грамо­той» Земского собора, избравшего Михаила Федоровича на царство. Той же весной владыка Герасим вместе с дру­гими святителями пи­сал гостю Строганову, одному из самых бога­тых людей в стране, о необходимости уплаты в казну крупной денеж­ной суммы.

Архиепископ Герасим пользовался большим авторитетом в при­дворных кругах того времени. Когда в сен­тябре 1614 года было решено послать в Ярос­лавль людей «крепких и разумных» для уве­щевания «воровских казаков», то во главе этой миссии, в которую входили архимандрит Московского Чудова монастыря Авраамий и боярин князь Борис Лыков-Оболенский, был поставлен владыка Герасим Суздальский. Наказ предписывал Герасиму со товарищи «к Государю служба своя и раденье показать, уговорить атаманов и казаков всякими меры с великим раденьем и поспешеньем, чтобы они, памятуя Бога и свои души и Государево крестное целованье, и прежнюю свою службу и работу к Государю и ко всему Московскому Государству не теряли, от воровства преста­ли и шли на Госуда­реву службу тотчас, не мешкая». Миссия суз­дальского архипастыря завершилась успехом. «Полевые команди­ры» смутного времени, промышлявшие в За­волжье, перешли на сторону московского правительства.

Архиепископ Гера­сим находился на Суз­дальской кафедре в не­легкое время упадка и разорения. Как писал по старым преданиям и грамотам почти полтора столетия спустя о той поре церковный историк ключарь суздальского собора Ананий Федоров, «…многия святыя церк­ви всеконечно от литов­ских людей и от русских воров быша осквернены, и престолы святыя разорены, и церковное украшение, колокола и книги поиманы, и села и деревни пожжены, и крестьяна многие по­сечены, и иныя в полон побраны, и разорено все до основания. И не токмо то чинено по селам и деревням, но и из Суждальской соборныя церкви, и из дому архиерейского немалое бысть похищение свя­тым древним иконам и всякой церковной бога­той утвари и ризнице».

Высокопреосвящен­ный Герасим занимал Суздальскую кафедру всего лишь около трех лет и скоропостижно умер, находясь по делам в Москве 20 февраля 1615 года. Скорее все­го, сказалось огромное напряжение, в котором приходилось постоянно пребывать архипастырю в условиях многолетней войны и внутренних неустроений. Перво­начально владыка был погребен в столичном Чудовом монастыре, но позже по настоянию его преемника архие­пископа Суздальского Арсения Элассонского саркофаг с телом почив­шего святителя перевез­ли в Суздаль. Там прах архиепископа Герасима захоронили у левого столпа Богородице-Рождественского со­бора.

Архиепископ Герасим Суздальский с полным основанием может быть назван одним из вид­ных соратников Ми­нина и Пожарского. И в канун праздника 4 ноября как нельзя более уместно вспомнить об этом незаурядном му­жественном человеке и патриоте – архипастыре наших предков в лихую годину.

Николай ФРОЛОВ

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение