18+

Безбилетники – тормоз на пути развития пригородных перевозок

Платить за проезд в электричке   сегодня становится выгодно, в первую очередь, самим же пассажирам.

 

Компания «РЖД» проводит эксперимент. На Ярославском и Павелецком вокзалах Москвы в ближайшее время поставят около трехсот турникетов «от зайцев». На Ленинградском вокзале столицы такие уже появились. В этом году турникеты заработали и во Владимире. Казалось бы, пункты контроля вездесущие «зайцы» не в силах ни обогнуть, ни перепрыгнуть. Невозможно и проскочить мимо. Налицо результат – «зайцев» сразу стало меньше.

 

– Многие видят турникеты и сразу разворачиваются к кассам – идут покупать билеты, – рассказывают владимирские контролеры.

 

Во Владимире новая техника уже зарекомендовала себя хорошо. В Москве полученный «турникетный эффект» еще изучается. И, скорее всего, механические заслоны скоро установят на всех столичных вокзалах. Однако, как считают железнодорожники, супер-турникеты все же не спасут их от огромного количества безбилетников.

 

Несмотря на все преграды, «зайцы» не сдаются – далеко не все устремляются к кассам. По исследованиям пассажиропотока, проведенным на владимирском участке «Волго-Вятской пригородной пассажирской компании», значительная часть безбилетников – до четырехсот человек в сутки – по прибытии во Владимир упорно отказывается оплачивать свой проезд. «Зайцы» норовят толпой проскочить мимо турникетов и установленных на выходе касс, находят лазейки, чтобы миновать охранников. И наверняка понуждает их к этому не только безденежье.

 

– Проблема безбилетников – социально-психологическая, – уверен психолог Дмитрий Клевцов. – Она уходит корнями в советское воспитание. Раньше человек был избалован государством. Ему многие блага давались или дешево, или совсем бесплатно. И эта установка «Весь мир мне должен» у многих людей осталась. Конечно, это инфантилизм. Но последствия – неприятные. В душе безбилетника постоянно идет внутренний конфликт. С одной стороны, он понимает, что ездить зайцем – нехорошо. И боится контролеров. С другой стороны – постоянно убеждает себя, что он прав. Отсюда – рост внутренней напряженности. Человек становится нервным, конфликтным. А поскольку безбилетников очень много, растет градус социальной напряженности в обществе.

 

Правда, некоторые «зайцы» под свое нежелание покупать билеты подводят «теоретическую базу»:

 

– И за что платить по полной? Вагоны старые, ржавые, ободранные, стекла бывают разбиты, дует. Скамейки жесткие, деревянные, – рассказывает Сергей, постоянный пассажир электричек Владимир – Ковров. – Мы ездим, как сельди в бочке. На «Автоприборе» остановка закрыта. Вечером сесть удается, только если придешь на вокзал пораньше и займешь место. Но отпроситься с работы пораньше, чтобы успеть на вокзал, удается далеко не всегда. И вот, целый час дороги стоишь на ногах после трудовой смены. За такие условия принципиально не хочу покупать билет по 100 рублей в кассе.

 

Ситуация напоминает замкнутый круг: железная дорога требует с пассажиров послушания, а они принципиально отказываются платить за неудовлетворительные условия обслуживания. Работники Владимирского участка железной дороги признают: да, часто претензии к комфорту электричек обоснованны. И вагоны бывают не новые, и отопление есть не всегда, и свет отключают, и в окна дует. Но… Немалую часть этих проблем создают сами же безбилетники.

 
К примеру, на Московской железной дороге до 30% пассажиров, по официальным данным, ездят «зайцами». И на Владимирском участке железной дороги статистика не ниже. На МЖД только за прошлый год из-за безбилетников было потеряно впустую 4,5 млрд (!) рублей. Как раз эту сумму дорога и могла бы потратить на ремонт старых и закупку новых вагонов, ремонт платформ и создание других необходимых современному пассажиру условий. Выходит, не оплачивая проезд, местные «зайцы» сами ухудшают себе условия.  

У нас ситуация аналогична. Официально среди пассажиров Владимирского участка Горьковской железной дороги 38%   безбилетников, но местные железнодорожники признают: на самом деле «зайцев» вдвое больше! Эту печальную статистику могут пополнить еще не учтенные никем «зайцы». Владимирское направление имеет самые низкие на ГЖД показатели «кассовых сборов». От «зайцев» наше направление терпит убытков на сумму не менее шести миллионов рублей в год. Руководство Владимирского участка ГЖД объясняет это «низким уровнем сознания наших граждан». Многие безбилетники прилично одеты, едут с ноутбуками, мобильниками, плеерами, так что дело совершенно не в их безденежье. Но платить они наотрез отказываются.

Кстати, лампочки в вагонах и стекла зачастую бьют сами же пассажиры. У железной дороги еле хватает денег восстанавливать все это после вандалов. Режут мягкие кожаные сиденья, а со станции Боголюбово в прошлом году вандалы украли две новые скамьи по 5 тысяч рублей каждая и умыкнули даже урны стоимостью по 3 тысячи! С такими «зайцами» ни на какой комфорт денег не хватит…

Недавно железнодорожники публично отчитались, на что тратятся деньги, полученные от продажи билетов на электрички. Эти цифры говорят за себя. Из каждого рубля 10 копеек идет на техобслуживание и текущий ремонт вагонов и локомотивов. 24 копейки – на капремонт подвижного состава. 6 копеек – на его обновление, 14 копеек – на содержание платформ, чтобы на них не было снега, мусора и ям. Итого, 54 копейки из каждого рубля уходит исключительно на создание комфортных условий поездки! И лишь остальные 46 копеек, меньше половины, тратятся на другие нужды – эксплуатационные расходы (38 копеек) и зарплату железнодорожникам (всего 8 копеек с каждого рубля).

 

Как видим, деньги от продажи билетов железная дорога пускает в дело, чтобы создать условия самим пассажирам. Но этих средств не хватает для обеспечения полного комфорта. Что же делать? Покупать билет! Другого варианта здесь нет. Понятно, что пригородные перевозки для железной дороги сегодня убыточны. Но, выходит, что по вине «зайцев» страдают и добропорядочные пассажиры. Государство сегодня, в отличие от «советских времен», убытки дорожникам не покрывает. А безбилетники эти финансовые проблемы все множат и множат. Если так пойдет дальше, из-за «зайцев» на владимирском участке железной дороги нам еще долго не видать новых электричек с мягкими креслами. Наши дети не поедут в вагонах с беспроводным Интернетом. Да и сами электрички скоро станут редкостью. Железную дорогу тоже можно понять: зачем ей делать рейсы, приносящие лишь убытки?

 

В наших интересах сохранить пригородные перевозки, ведь электрички – самый доступный и востребованный на сегодня в регионе вид транспорта. Безбилетники – главный тормоз на пути развития всей этой системы. И от этого тормоза нужно избавляться. Нашим лучшим контролером должна стать если не совесть, то уж точно – разум. Каждому здравомыслящему пассажиру разум сегодня подсказывает – надо платить. Пока еще есть за что.    
 
Елена Певцова, “Призыв”

Ваше имя (обязательно)

Как с вами связаться? (обязательно)

Сообщение