Мастера из полуподземки

В исторической части Коврова есть старый двухэтажный особняк из красного кирпича – бывший дом предпринимателя и инженера Федора Федоровского. Сегодня это здание – в ведении администрации района. Но...

178 0
178 0

В исторической части Коврова есть старый двухэтажный особняк из красного кирпича – бывший дом предпринимателя и инженера Федора Федоровского. Сегодня это здание – в ведении администрации района. Но посетителям и гостям обычно невдомек, что помимо двух наземных этажей там имеется и еще один -полуподземный, куда могут попасть только избранные.

Длинные коридоры, сводчатые потолки и окна, в которых видно лишь небо. А кругом манящий запах краски и свежего дерева. Именно там, скрытые от праздных взоров и будничной суеты, творят волшебники карандаша и кисти…

Уникальный «пережиток»
В Ковровском районе среди различных муниципальных структур есть по нынешним временам почти уникальная. Это художественно-оформительская мастерская при районном Доме культуры. Недавно ей исполнилось 30 лет. Мастерская объединила группу талантливых художников, активно участвующих в жизни района: они разрабатывают дизайн и оформляют интерьеры новых социальных объектов, помогают декорировать населенные пункты к праздникам, создают эскизы выставок и музейных экспозиций, которые же сами потом и реализуют на практике. И, конечно же, кропотливо ведут многолетнюю живописную летопись своего края, создавая сотни полотен в различных жанрах, приобщая земляков к миру прекрасного.

В свой черед райадминистрация, как может, создает мастерам кисти условия для работы, так как мастерская – не просто название подразделения РДК, а действительно творческий центр, где каждый художник имеет свою отдельную студию, есть возможности не только для рисования, но и для многого другого, например, для изготовления багета и рамок для картин. Наверное, нет почти ни одного объекта в сфере культуры в районе, где бы не приложили свои умелые руки сотрудники художественной мастерской. И если где-то идет капремонт или новое строительство клуба или библиотеки, значит, «живописный спецназ» появится там в самом ближайшем времени для того, чтобы оформить неповторимый, радующий глаз внешний и внутренний облик зданий и помещений.

Для района художники -не роскошь
А начиналось все в уже далеком 1980 году, когда молодой художник Владимир Белан стал инициатором создания художественной мастерской, наподобие тех, что тогда создавались при ДК и парках культуры. Однако завотделом культуры райисполкома, от которого зависело принятие решения, идею не поддержал. Лишь год спустя, когда на этот пост назначили нового руководителя, Белан получил добро: была организована художественно-оформительская мастерская при РДК, работающая на полном хозрасчете.

Выгоду от такого решения вскоре ощутили, прежде всего, сами районные власти. Если прежде оформлением красных уголков, клубов и всевозможной наглядной агитации занимались откровенные халтурщики, зачастую не имеющие никакого художественного образования, то с той поры подобной работой занялись дипломированные художники, подняв порученное им дело на новый уровень.

После выполнения обязательных заказов, у сотрудников мастерской оставалось время и для личного творчества. Они начали активно участвовать в городских, районных и областных художественных выставках, осваивали новые виды живописи, например, настенную монументальную, занимались мозаикой. И хотя в постперестроечном обществе в силу экономических проблем и бюджетного дефицита почти во всех городах и районах подобные мастерские уже давно канули в Лету, руководство Ковровского района убеждено, что художники и сегодня для муниципалитета вовсе не роскошь, ибо не хлебом единым жив человек.

Ветераны «художественного спецназа»
Старейшина художественной мастерской и ее руководитель Владимир Белан – участник множества вернисажей и лауреат различных премий. Родом из Ивановской области, окончил худграф Костромского пединститута, но уже давно стал ковровчанином по духу, что куда важнее официального места рождения и прописки. Его любимые жанры – портрет и натюрморт, в которых художник достиг немалого совершенства. Прямо в мастерской удалось увидеть одну из последних работ мастера. Натюрморт «Далекое-близкое» запечатлел подборку старых вещей, каждая из которых напоминает о невозвратном прошлом, заставляя задуматься о скоротечности бытия.

Коллега Белана, житель поселка Мелехово Николай Белов, выпускник худграфа Чувашского пединститута имени Яковлева, также обладатель всевозможных регалий, включая благодарность от Министерства культуры, является признанным мастером акварели, техники, дающейся далеко не каждому и требующей точной и быстрой фиксации задуманного сюжета. Работы Белова отличают чистота и прозрачность красок, а также особый лирический настрой, как нельзя лучше передающий тихую красоту нашей малой родины. Его акварель «Старый город» стала настоящей визитной карточкой Коврова.

Третий член коллектива художественной мастерской – уроженец Коврова Евгений Колупаев, выпускник Ивановского худучилища, участник выставок различного уровня, лауреат областных премий и обладатель знака «За достижения в культуре». Он работает в различных жанрах, но любимый среди них – пейзаж, каждому из которых присуща особая поэтичность и глубина. Полотна Колупаева заставляют вспомнить вечную истину великого Эразма Роттердамского: «Может ли быть зрелище великолепнее, чем созерцание нашего мира!»

Рисовальщиков много, мастеров – единицы
Нынешних сотрудников мастерской, которых уже в полной мере можно назвать ветеранами, серьезно беспокоят пути развития живописи в глубинке. Художников (если использовать это слово с обывательской точки зрения) в последние годы становится все больше, но ряды настоящих мастеров, имеющих помимо природных способностей профильное образование и специальную подготовку, лишь редеют.

– Возможно, так происходит потому, что профессия художника становится все менее привлекательной для молодежи, – сетуют Белан, Белов и Колупаев. – Она требует постоянной работы, прежде всего над самим собой, внутреннего горения, постоянного поиска и напряжения. Только так можно достичь ощутимых результатов. А с точки зрения материального вознаграждения художник сегодня вовсе не богат.

Поэтому выбирают кисть и мольберт лишь немногие – те, кто убежден в своем призвании, для кого творчество -такая же необходимость, как есть, пить и дышать. Впрочем, ковровские мастера вовсе не считают себя обделенными. У них как раз есть редкая возможность сочетать приятное с полезным, необходимо-обыденное с утонченно-высоким.

Николай ФРОЛОВ

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике