Штаб-лекарь Балтийского флота

Максим Николаевич Имшенецкий избрал карьеру медика в 1786 году.

230 0
Имшенецкий10

Тогда он поступил на службу учеником лекаря в Санкт-Петербургский адмиралтейский «гошпиталь» – главную больницу военно-морского ведомства на правом берегу Невы. Этот госпиталь был открыт еще при Петре I как первое в России военно-морское лечебное учреждение и долгое время оставался единственной школой по подготовке медицинских кадров для флота.

Помощник лекаря

После прохождения 10-месячной практики в госпитале 23-летний Максим Имшенецкий был определен в Балтийский корабельный флот в звании подлекаря. Тогда в подлекари производили лиц с незаконченным медицинским образованием, прошедших практическую выучку у опытных врачей. Имшенецкий стал помощником лекаря эскадры линейных кораблей Балтийского флота. Ему полагалось оказывать медицинскую помощь раненым, в том числе участвовать в проведении хирургических операций во время морских сражений. Тогда флотом командовал легендарный адмирал Самуил Грейг, шотландец, отдавший весь свой талант службе России.

Получив теперь уже морской опыт (а проведение операций в море на качающемся корабле было куда сложнее, нежели подобная работа в береговых условиях), Имшенецкий в следующем 1788 году по согласованию с адмиралом Грейгом был переведен в Кронштадтский госпиталь – главное медицинское учреждение в самой важной морской крепости Российской Империи. Но в том же 1788-м грянула русско-шведская война, причем военные действия особенно интенсивно велись именно на Балтике.

Подлекарю Имшенецкому довелось участвовать в Выборгском, первом и втором Роченсальмских сражениях со шведским флотом, когда военно-морские силы шведского короля Густава III потерпели ряд серьезных поражений. Впрочем, во 2-м Роченсальмском сражении серьезно досталось и российскому Балтфлоту под командованием принца Карла-Генриха Нассау-Зигена.

Морпех Балтфлота

После заключения мира со Швецией в 1790 году хорошо зарекомендовавший себя подлекарь Максим Имшенецкий был произведен в лекари военно-морского ведомства. По петровской Табели о рангах лекари имели право на чин подпоручика. Так потомок черниговского священника стал «его благородием». Затем Имшенецкого, уже имевшего боевой опыт, назначили врачом 4-го морского батальона – так называлась одна из элитных частей «морских солдат», созданных еще Петром Великим для абордажной, десантной и строевой службы на кораблях Балтийского флота. В следующем 1791 году Имшенецкий был переведен в 1-й морской полк – один из немногих тогда полков морской пехоты.

Дальнейшая карьера Имшенецкого протекала в первом и втором Кронштадтских пограничных батальонах, а потом вновь в Балтийском корабельном флоте на линейных кораблях и фрегатах – главной силе отечественного ВМФ конца XVIII столетия. Потом его перевели на гребной флот, на те самые галеры, которые определили успех при первом сражении при Роченсальме. В апреле 1796 года Максим Николаевич был произведен в штаб-лекари, это звание тогда считалось очень высоким. В 1796 и 1797 годах он совершил две последние в своей жизни кампании на кораблях Балтийского флота. В следующем 1798-м новый государь Павел I повелел штаб-лекарю Имшенецкому быть врачом во Владимире на Клязьме и во Владимирском уезде.

Владимир, Шуя, Судогда…

Начало новой службы прежнего флотского штаб-лекаря пришлось на губернаторство во Владимире Павла Рунича. При нем на Большой Нижегородской улице началось строительство здания Владимирской губернской больницы, первоначально возводившейся под военный инвалидный дом. Окончательно губернскую больницу открыл уже новый владимирский губернатор князь Иван Долгоруков. При нем штаб-лекарь Имшенецкий в 1803 году был командирован в уездный город Шую, где фактически возглавил всю местную медицину, а в 1804-м его отправили с той же целью в Судогду и Судогодский уезд. В 1806 году Имшенецкий указом императора Александра I был пожалован в гражданский чин коллежского асессора, соответствовавший армейскому майору. В то время этот чин давал его носителю право на потомственное дворянство.

В 1807 году коллежский асессор Имшенецкий занимал пост штаб-лекаря Владимирской губернской милиции – первого ополчения, сформированного в помощь русской армии в начале наполеоновских войн. После роспуска милиции бывшего флотского врача вновь привлекли для работы в уездных городах. В 1808-м он находился в командировках в Муромском и Меленковском уездах, заменяя местных врачей и участвуя в карантинных мероприятиях. В разное время занимал должности врача при Владимирском запасном рекрутском депо и при лазарете Владимирского внутреннего гарнизонного полубатальона.

Объездив по делам службы почти всю Владимирскую губернию, Максим Николаевич больше всего прикипел душой к невеликой Судогде. Ему очень понравился этот городок. Именно там Имше-нецкий выстроил себе домик, где в итоге и поселился. При судогодской усадьбе у него было несколько крепостных – дворовых людей, составлявших прислугу. В 1811 году решением Владимирского губернского дворянского собрания его высокоблагородие Максима Николаевича Им-шенецкого и его семейство официально причислили к владимирскому «благородному сословию».

НА ИЗЛОМЕ ВЕКА
Карьера штаб-лекаря Максима Имшенецкого завершилась накануне Отечественной войны 1812 года. Вероятно, тогда он скончался совсем не старым человеком. Его единственный сын Василий Максимович, которому в «великий год России» исполнилось 19 лет, поступил прапорщиком в 19-ю артиллерийскую бригаду и участвовал в Отечественной войне. Кроме него у ветерана Балтики известна дочь Александра Максимовна Имшенецкая, родившаяся уже во Владимирской губернии в 1800 году. Дальнейшая судьба потомков штаб-лекаря с эскадры адмирала Грейга и принца Нассау-Зигена до сих пор остается неизвестной.

В тему:

Один врач на город

В октябре 1798 года император Павел I своим указом назначил во Владимир 34-летнего штаб-лекаря Максима Николаевича Имшенецкого.

Он занял пост городского врача и одновременно врача Владимирского уезда (тогда на весь город по штату полагался лишь один врач). Новый медик был родом из Малороссии – так тогда называли нынешнюю Украину, а в числе своих предков имел представителей духовенства.

Несмотря на относительную молодость, биографии штаб-лекаря Имшенецкого могли позавидовать самые заслуженные местные вояки из числа ветеранов. На берега Клязьмы эскулап прибыл прямиком с Балтики, 12 лет прослужив врачом в военном флоте, где ему довелось не только совершить множество походов на боевых кораблях, но и вволю понюхать пороха!

Род Имшенецких принадлежал к малороссийскому казачеству, владея землями в Черниговской губернии. Прапрадед будущего главного владимирского медика Марко Имшенецкий при царе Алексее Михайловиче был войсковым товарищем – представителем привилегированной части казачьего сословия.

Однако уже сын Марко Филипп Имшенецкий сменил саблю казака на кадило иерея – стал священником села Лавы на Черниговщине (в нынешнем Сосницком районе Черниговской области). В 1700 году он получил разрешение на строительство мельницы от самого украинского гетмана Ивана Мазепы – тогда еще союзника Петра Великого, а позже перешедшего на сторону шведского короля Карла XII. Внук иерея Филиппа Николай Андреевич Имшенецкий к началу царствования Екатерины II был небогатым дворянином, хотя ему принадлежало всего два семейства крепостных крестьян.

ЦИФРА: 1799 год – начало строительства здания Владимирской губернской больницы

На фото: Владимирская губернская больница, где работал штаб-лекарь Имшенецкий

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике


Обсуждение