18+

Первый епископ земли Владимирской

10.06.2014

Симон Владимирский5Титул архиереев Владимирских и Суздальских Русской православной церкви давно уже звучит привычно, а наша епархия считается одной из старейших в России. Первым же в истории епископом Владимирским и Суздальским был святитель Симон – до хиротонии игумен Богородице-Рождественского монастыря и духовник супруги Всеволода Большое Гнездо великой княгини Марии Шварновны.

Ровно 800 лет назад, в 1214 году, он впервые возглавил самостоятельную архиерейскую кафедру во Владимире на Клязьме, причем это церковное действо стало следствием непростых политических реалий той далекой поры.

Два князя

В 1212 году после кончины Всеволода Большое Гнездо, сильнейшего князя средневековой Руси, началась борьба между его сыновьями за великое княжение. Так как старший из них Константин Всеволодович еще при жизни отца стал князем Ростова Великого, прежде главного административного и церковного центра Залесской Руси, город Владимир по воле великого Всеволода достался второму сыну Юрию Всеволодовичу. Но мир между Константином и Юрием был непрочен. В этих условиях признавать духовную власть епископа Ростовского, послушного местному князю, на берегу Клязьмы не хотели.

До 1213 года ростовским архиереем с титулом «Ростовский, Суздальский и Владимирский» был Иоанн I – соратник Всеволода Большое Гнездо, фактически больше времени проводивший во Владимире и Суздале (он и умер в Боголюбовском монастыре), чем в Ростове. Но после кончины владыки Иоанна подчиняться духовной власти ростовского архиерея Юрий Владимирский категорически не желал, полагая, что в тогдашних реалиях епископ Ростовский станет проводить политику Ростовского князя.

Именно поэтому в 1214 году Юрий Всеволодович отправил к митрополиту Киевскому Матфею игумена Симона, прося о поставлении последнего епископом в Суздаль и Владимир. Однако митрополит поначалу не решился дробить прежде единую Ростовскую епархию и дал Симону кафедру Ростово-Суздальскую. Тогда уже князь Константин, не желая видеть у себя духовным отцом ставленника главного противника, отправил в Киев к митрополиту игумена Пахомия. Тогда, внемля просьбе ростовского князя, митрополит Матфей поставил Пахомия в Ростов, Переяславль-Залесский и Ярославль, а Симону дал Суздаль, Владимир и Юрьев-Польский. С этого времени и ведет свою историю самостоятельная владимирская духовная иерархия.

Соратник Юрия

По одной из версий, преосвященный Симон родился предположительно в 1166 году, а иноческий постриг принял в Киево-Печерском монастыре. В 40-летнем возрасте он стал игуменом Богородице-Рождественского монастыря во Владимире и духовником великого князя Всеволода Большое Гнездо и его семьи. Начало его епископства ознаменовалось различными испытаниями. В 1215 году во Владимире наблюдалось солнечное затмение. Летописец сообщал об этом так: «было сие видение страшно, что люди пред полуднем не могли ничего видеть, и было так темно, яко пред зарею, звезды все были видимы». Это затмение стало причиной волнений среди владимирцев, которых с трудом удалось успокоить лишь увещеваниями владыки.

А в следующем 1216 году борьба между братьями-князьями вступила в решающую фазу. Константин и Юрий, каждый со своими союзниками, сошлись в битве на Липице близ Юрьева-Польского. Юрий Всеволодович потерпел поражение и был вынужден бежать из Владимира. Победитель сослал его в Городец на Волге, куда отправился и владыка Симон, лишенный епископства. Но изгнание продолжалось недолго. Уже в 1219 году Константин Всеволодович умер, и его брат Юрий снова возвратился во Владимир, а вместе с ним туда вернулся и владыка Симон, сразу же восстановленный в архиерейском сане.

В качестве правящего владимирского архиерея епископ Симон большое внимание уделял храмовому строительству. Вскоре после его возвращения во Владимир в сентябре 1219 года была освящена каменная церковь Рождества Богородицы в одноименном монастыре (в ней позже был погребен Александр Невский). Три года спустя великий князь Владимирский Юрий Всеволодович вместе с епископом Симоном заложили каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы в Суздале. Строительство ее началось на месте прежнего обветшавшего храма, воздвигнутого еще прадедом князя Юрия Владимиром Мономахом. К 1225 г. новый белокаменный собор, ныне главный храм Суздальского кремля, был завершен и 8 сентября того же года освящен епископом Симоном.

Симон Владимирский4Кроме того, в 1221 году по совету владыки Симона Юрий Всеволодович основал город Нижний Новгород как оплот против болгар и мордвы. В 2008 году в центре столицы Поволжья был установлен памятник основателям одного из крупнейших городов России, где епископ Симон стоит рядом с сыном великого Всеволода.

Классик литературы
Святитель Симон Владимирский принадлежит к числу видных писателей и историков своего времени. Известный собиратель российской истории Василий Татищев считал владыку продолжателем Несторовской и Сильвестровой летописей. До нас дошло нравственно-историческое сочинение епископа Симона – послание к киево-печерскому черноризцу Поликарпу, созданное между сентябрем 1225-го и маем 1226 г. Это сочинение особо выделил в капитальном труде по истории церкви митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков), отметив в нем «светлость взгляда на предметы, верность суждений, простоту и безыскусственность как в мыслях, так и в слоге и глубокую назидательность».

Сочинение владимирского епископа состоит из трех частей. Первая – нравоучительная, содержит наставления против сомнений Поликарпа. Вторая часть – историческая. В ней на девяти конкретных примерах из истории Киево-Печерской обители святитель Симон подтверждает свои поучения.

Исторического содержания и последняя часть сочинения, в которой шесть отдельных сказаний. Но обращена она уже не к одному Поликарпу, а ко всем верующим. Сочинение епископа Симона ценно не только как литературное произведение, но и как исторический источник.

Наиболее замечательным произведением епископа Симона по содержанию и литературным достоинствам является «Слово о создании церкви Печерской». Оно посвящено описанию чудесных обстоятельств сооружения основанной в 1073 г. соборной церкви в Киево-Печерском монастыре. Это «Слово…», по-видимому, было написано святителем около 1222 года, когда начал строиться новый суздальский собор.

Епископу Симону также приписывается «послание Изосима святого», написанное около 1225-1226 гг. и адресованное княгине Верхуславе-Анастасии, дочери Всеволода Большое Гнездо и жене князя Ростислава Рюриковича Туровского.

Память через века

Скончался епископ Владимирский Симон 22 мая 1226 года (за 11 с половиной лет до монгольского нашествия, во время которого погиб князь Юрий Всеволодович и были разорены построенные при участии владыки храмы), приняв схиму, и был погребен во Владимирском Успенском соборе в каменном гробу в одной из закомар. Позднее стали считать, что из Владимира мощи святителя Симона перенесли в пещеры Киево-Печерской лавры. Об этом, к примеру, писал и митрополит Макарий (Булгаков). Но еще в конце XIX столетия архиепископ Владимирский и Суздальский Сергий (Спасский), доктор богословия и церковной истории, пришел к однозначному выводу, что сведения о перенесении мощей в Киев относятся не к владимирскому архиерею, а к одноименному епископу Ростовскому и Суздальскому Симону, жившему в XII веке.

Краткий рассказ о первом владимирском архипастыре можно закончить словами нашего современника, почившего владыки Иоанна (Снычева), митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского: «Святой Симон сумел осуществить в своей жизни идеалы архипастырства, которые были указаны святым апостолом Павлом и святыми отцами церкви, сочетав в себе черты подвижника-аскета и активного церковного деятеля. Его духовно-нравственный облик ярко сияет на фоне той обстановки, в которой он совершал свое служение Богу».

Цифра: 800 лет назад была создана самостоятельная архиерейская кафедра во Владимире на Клязьме

 

 

Loading...

Добавить комментарий